В окрестности молодой звезды впервые нашли сложную органику

В окрестности молодой звезды впервые в истории астрономии обнаружили сложную органическую молекулу — ацетонитрил. Это вещество является важной исходной точкой для развития химии углерода и азота, которая в последствии приводит к синтезу аминокислот и зарождению жизни. Исследование опубликовано  в Nature.

Открытие было сделано при помощи телескопа Atacama Large Millimeter/submillimeter Array (ALMA). В протопланетарном диске вокруг звезды MWC 480 обнаружили высокие концентрации ацетонитрила и синильной кислоты. Оба этих вещества имеют связь «азот-углерод», что делает их принципиально важным «строительным блоком» для химии живых существ. Ранее ученые не были уверены, что подобные молекулы выживают на стадии протопланетарного диска из-за большого количества жесткого излучения, однако новые данные говорят об обратном.

«Изучая экзопланеты, мы узнали, что Солнечная система не уникальна в том плане, что в ней есть каменные планеты с избытком воды. Теперь мы также знаем, что она точно также не уникальна наличием органических веществ. Вновь мы доказали, что не представляем собой ничего особенного. С точки зрения жизни во Вселенной — это отличные новости.» — Карин Оберг, Гарвард-Смитсоновский Центр астрофизики, Кембридж, США.

Органические молекулы обнаружили в той части диска, где на более поздних этапах будут формироваться кометы. Именно они несут основную информацию о строении ранней звездной системы. Авторы сравнили концентрации органики в окрестности MWC 480 и кометах Солнечной системы, данные оказались сопоставимы, что говорит о схожести процессов формированиях. Считается также, что именно кометы занесли первые органические молекулы на Землю. Обнаружение ацетонитрила именно в кометообразующей области является еще одним доводом в пользу этой гипотезы.

Звезда MWC 480 находится на расстоянии 455 световых лет от Земли в созвездии Тельца, она имеет массу около двух солнечных. Ее возраст составляет примерно миллион лет, а окрестная система находится на очень ранней стадии развития: только недавно из газопылевого облака сформировался протопланетарный диск. До сих пор не получено никаких данных о формировании планет, хотя это может быть связано с недостаточным разрешением, с которым проводились наблюдения.

Эксперименты на МКС помогли разобраться во взаимодействии пыли и плазмы