Группа ученых из Института Карнеги (Вашингтон, США) получила пять новых форм диоксида кремния с разными кристаллическими структурами. Открытие важно в контексте понимания строения Земли. Статья о работе принята к публикации в журнале Nature Communications, пресс-релиз доступен на сайте института.
Диоксид кремния имеет формулу SiO2. Известно, что это основной компонент земной коры и мантии, но для понимания строения земных оболочек необходимо понимать, в каких кристаллических модификациях он там содержится.
До этой работы уже было известно несколько модификаций SiO2. При нормальных условиях наиболее устойчива форма, образованная тетраэдрами, у которых в центре находятся атомы кремния, а в вершинах - атомы кислорода. При этом говорят, что координационное число (КЧ) кремния равно четырем. В такой своей модификации диоксид кремния хорошо известен неспециалистам - это основная составляющая большинства видов песка.
Другие модификации SiO2 устойчивы лишь при больших давлениях и/или температурах. Так, достаточно давно известны коэсит (образован теми же тетраэдрами, но чуть иначе упакованными) и стишовит (образован октаэдрами, где, опять, в центре атомы кремния, а в вершинах - кислорода; здесь КЧ кремния равно 6). Достаточно давно возник вопрос: существуют ли модификации, “промежуточные” между коэситом и стишовитом?
Однако результаты авторов опровергли это предположение. Варьируя давление, которому подвергался SiO2, от 257 до 523 тысяч атмосфер (26 - 53 ГПа), они получили сразу 5 новых кристаллических структур. Структура, отвечающая наибольшему давлению, содержала только атомы кремния с КЧ 6. Остальные четыре структуры содержали атомы кремния как с КЧ 4, так и с КЧ 6 - в разных пропорциях и взаимном расположении.
Все полученные кристаллические решетки строго периодические, что было доказано методами рентгеновской дифракции. Результаты опровергают гипотезу, в соответствии с которой при изменении КЧ кремния от 4 до 6 диоксид кремния на некоторое время становится аморфным, то есть не имеющим строгой периодичности строения.
Эксперименты проводились при комнатной температуре, в то время как в земной коре и мантии температуры сильно выше, и делать вывод, что открытые модификации реально присутствуют в земных недрах, преждевременно. Однако это вполне можно считать первыми набросками, которые позволят понять, в каком направлении продолжить поиск новых фаз при высоких температурах.
Science назвал десятку главных событий 2024 года
Ежегодно журнал Science, вслед за коллегами из Nature, подводит итоги уходящего года. Редакция составляет список из десяти научных событий и выделяет одно из них как особо выдающееся. В прошлом году важнейшим открытием стали агонисты глюкагоноподобного пептида-1, среди которых семаглутид или «Оземпик», а в 2022 — полет JWST (без телескопа, к слову, не обошлось и в этот раз).