Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям (Роспечать)

Составлена рекордно подробная карта эпигенома человека

Nature

Крупная международная коллаборация исследователей завершила проект картирования человеческого эпигенома, задачей которого было проанализировать 111 эталонных тканей организма. Результаты этой работы опубликованы в 20 отдельных статьях, вышедших в последнем номере Nature.

Эпигеном («над-геном») — совокупность всех меток, которые управляют чтением ДНК, но которые при этом не меняют самой последовательности ДНК. У ядерных организмов такие метки наносятся на белки нуклеосом — «катушек», на которые намотана ДНК в ядрах. Именно нуклеосомы являются носителями эпигенома, именно их модификации определяют, какой ген будет активно работать, а какой отправится в «архив». Исследовать эпигеном отдельных генов ученые могли и раньше, однако составить настолько подробную и корректную (в смысле качества тканей) карту удалось только сейчас.

Наиболее ярким результатом работы можно назвать определение доли управляющих элементов во всем геноме человека. По наличию характерных меток в эпигеноме эта доля составила пять процентов – ровно столько занимают последовательности промоторов и энхансеров. Промоторы — это ближайшие генам, «индивидуальные» регуляторные элементы, энхансеры – элементы, управляющие группами генов, порой очень большими. Кроме того, ученым удалось создать древо эпигенетической близости разных тканей друг к другу.

Понимание механизмов эпигенетического наследования имеет наиболее важное значение для эмбриологии, для понимания механизмов канцерогенеза и для создания индуцированных стволовых клеток.