Восемь лекарств, которые сменили профиль — и стали даже лучше
Лекарств без побочек не бывает. Но иногда незапланированные реакции могут оказаться полезнее изначального замысла. Например, когда ипрониазид — лекарство от туберкулеза — начали проверять на людях, выяснилось, что он вызывает мягкую эйфорию и возбуждение. На этот эффект обратили внимание сразу несколько исследователей — и через год свет увидел первый антидепрессант.
Откуда вообще у лекарств берутся побочные эффекты, и можно ли создать препараты без них, читайте в материале «Сопутствующие лечению». А о том, как фармацевты превращают таблетки с нецелевыми эффектами в многофункциональные лекарства, мы рассказывали в материале «Крутись, колесо».
В этом материале — восемь историй о том, как фармацевтические субстанции сменили профиль и стали лекарствами, которые используются по сей день.
Может ли антидепрессант стать лекарством от артрита и инфаркта
В научных новостях то и дело встречаются примеры удивительно разносторонних лекарств. Антималярийная таблетка помогает от волчанки, лекарство от рака не дает мышам преждевременно стареть, средство от глистов, кажется, может сработать против ковида, а антидепрессант будто бы помогает от болей в суставах. Как это понимать? Значит ли это, что все эти болезни — одно и то же? Или это современные таблетки стали настолько многофункциональны?