Не парами едиными

Как университеты становятся центрами зеленой экономики и экологического просвещения

Эксперты Института глобального климата и экологии им. академика Ю.А. Израэля (ИГКЭ) считают, что на сегодняшний день темпы изменения климата в России намного быстрее скорости разработки технологий и механизмов для борьбы с их последствиями. Регионы страны не успевают адаптироваться к стремительному изменению климата, выдвигая проблемы экологии и устойчивого развития на приоритетный уровень. Призывы к объединению усилий и включению всех акторов государственной повестки в работу по решению климатических задач звучали и на ежегодном Восточном экономическом форуме (ВЭФ). Участники сессии ВЭФ на тему экологии и целей устойчивого развития (ЦУР) отметили, что для достижения стоящих перед страной климатических задач необходимо активное вовлечение российских вузов.

Это продолжение серии материалов «Зеленые проекты», которую N + 1 делает вместе с Сибирским федеральным университетом (СФУ). Проект посвящен экологической грамотности и разработкам, призванным уменьшить антропогенное воздействие на окружающую среду.

Новые смыслы

Университеты действительно могут и должны стать двигателем социальных и технологических преобразований. До сих пор они прошли несколько стадий развития. Первые университеты, возникшие в Средние века, так называемые университеты 1.0, были закрытыми для общественности центрами знаний, выстроенными вокруг религиозных институтов или отдельных философов. Они выполняли в основном функцию сбора и хранения существующих в то время представлений о мире. Со временем такие специализированные сообщества стали основой гуманитарного образования. Следующая ступень развития университетов, версия 2.0, может позиционироваться как исследовательский университет, возникший в постиндустриальном обществе и ставший центром технологического прогресса, основанного на исследованиях. Версию 3.0 можно назвать предпринимательским университетом, действующим «для себя», обслуживающим множество разнообразных функций и сообществ.

На сегодняшний день новые глобальные вызовы требуют от образовательного сектора выхода из зоны комфорта и разработки новых подходов к подготовке профессиональных кадров. Это начало концепции «Университет 4.0», или «университета для других». «Университет 4.0» занимается аккумуляцией знаний и идей и направляет их в первую очередь на решение острых вызовов во всех сферах жизнедеятельности — социальной, экономической, производственной, и не только сегодняшних, но и будущих, которые только начинают закладываться в рисковые метрики. В отличие от предыдущих версий, это не закрытый клуб или замкнутый внутри исследовательский процесс, а открытый, ориентированный на внешний мир, глубоко связанный с промышленностью и окружающими его сообществами образовательный центр, стремящийся служить потребностям общества.

Изменение климата и связанное с ним глобальное потепление — один из таких рисков, разрушительные последствия которого общество будет ощущать все сильнее в долгосрочной перспективе. Представляя собой площадку для объединения разнообразных общественных групп и заинтересованных сторон, от студенческих коллективов до опытных профессионалов и разработчиков технологий — от локальных частных инициатив до крупных национальных проектов, «Университет 4.0» может играть одну из ключевых ролей в решении проблем изменения климата и устойчивого развития, дать необходимый импульс и поддержку обществу, учреждениям и инициативам на их пути достижения ЦУР и зеленой трансформации.

От теории к практике

Как же университетам стать центром экологической мысли на практике? Дорожная карта «Образование в интересах устойчивого развития», разработанная ЮНЕСКО, выделяет несколько приоритетных областей действия. Во-первых, разработка конкретного плана внедрения принципов устойчивого развития в деятельность университета, установление четких сроков реализации плана. План может быть представлен в виде стратегии устойчивого развития вуза или стратегии по вопросам изменения климата, а также в формате экологической политики. Документ должен отражать стратегические цели университета в области устойчивого развития — например, создание условий для всестороннего развития и обучения студентов принципам ЦУР — или же может предусматривать введение экологических обязательств и практических целей. Среди них могут быть достижение углеродной нейтральности к определенному году, обязательства внедрения сортировки отходов на территории университета.

Вторая приоритетная область, выделенная ЮНЕСКО, — адаптация административной системы и культуры учебных заведений в соответствии с принципами устойчивого развития. Иными словами, университеты должны прежде всего стать образцом экологичного поведения на внутреннем уровне и демонстрировать этот пример, работать над снижением собственного антропогенного воздействия на окружающую среду, внедрять энергоэффективные технологии и так далее. Кроме этого, учебные заведения должны стремиться создать благоприятные, инклюзивные условия для климатического просвещения студентов, работать над внедрением практик устойчивого развития и ответственного потребления в их жизнь. Это может происходить через поддержку студенческих клубов и движений, где у студентов будет возможность реализовывать проекты и инициативы, направленные на популяризацию ЦУР и зеленой экономики.

Не следует забывать, что университет остается центром знаний, переходит к междисциплинарности в исследованиях, влияет на общественное и экономическое развитие, способствуя разработке новых учебных программ, отвечающих вызовам нового времени. Такие программы позволяют студентам получить междисциплинарную квалификацию в научных направлениях, являющихся фронтирами мировой науки и экономики, — это, например, возобновляемые источники энергии и технологии, экономика замкнутого цикла. Чтобы сделать программы максимально прикладными, университет также задает тренды, разрабатывает четкий алгоритм взаимодействия с внешним миром, сторонними организациями, институтами власти, представителями бизнеса и местным сообществом. Таким образом, университеты становятся одним из ключевых элементов зеленой трансформации, площадкой для обмена, экспериментов и прогресса.

Первопроходцы

Масштабная трансформация университетов в открытые, устойчивые образовательные центры уже началась в России. Одна из первых экологических доктрин была принята в Сибирском федеральном университете (СФУ).

«Экологическая доктрина необходима, как и все документы стратегического значения, для общего целеполагания в отношении экологического развития, постановки основных задач и доведения этой информации до каждого студента и сотрудника. Это и утверждение целевого образа университета, и постановка показателей деятельности, и определение основных направлений работы», говорит Сергей Верховец, директор НОЦ «Енисейская Сибирь» и доцент СФУ.

СФУ привержен концепции «Университет 4.0» и ориентируется на модель университета как платформы для многостороннего сотрудничества. Являясь одним из опорных образовательных и исследовательских центров Сибири, университет оказывает масштабное влияние на территориальное и социально-экономическое развитие сибирского макрорегиона и Красноярского края. Принимая ответственность, СФУ стремится стать лидером в области устойчивого развития на государственном уровне путем модернизации ключевых внутренних процессов и внедрения экологической, социальной и корпоративной ответственности (ESG). Экологическая доктрина СФУ ставит перед руководством важные задачи: управление рисками и снижение негативного воздействия университета на окружающую среду, привлечение к диалогу студентов, преподавательского состава, а также органов власти для совместной деятельности в области ЦУР, непрерывное улучшение показателей ESG, открытое регулярное информирование о прогрессе.

Для отслеживания хода реализации целей доктрины коллективом СФУ было разработано более двадцати критериев оценки эффективности выполнения поставленных задач. Критерии опираются на лучшие отечественные ESG-практики и методики и включают в себя как конкретные количественные метрики — например, динамику потребления электроэнергии, площадь озеленения территории, количество научно-исследовательских проектов, посвященных ЦУР, публикацию ежегодного ESG-отчета, — так и качественные: поддержку университетом волонтерского движения, положение женщин в университете и другие. По словам руководителя лаборатории строительной экологии и энергоэффективности Алексея Жжоных, в прошлом году университет снизил свои углеродные выбросы на 18,44 тонны. Этого удалось достичь за счет сокращения уровня потребления энергии: тотального оснащения помещений LED-светильниками и автоматизированными системами теплоснабжения, а также популяризации ответственного потребления.

Площадка для старта

Флагманом экологической политики университета является масштабная инициатива «Зеленый кампус», объединяющая отдельные проекты в области экологии и зеленой экономики. Она позволяет разработать системный, комплексный подход к их реализации, действовать в рамках единой политики.

Основная идея проекта — предоставить обширную территорию кампуса СФУ в качестве площадки для тестирования технических разработок в сфере рационального использования ресурсов и образовательных инициатив по внедрению экологичного образа жизни. Проекты и инновационные решения могут пройти весь цикл разработки — от формирования идеи до построения прототипов или проведения тренировочных мероприятий на базе площадок университета — с привлечением опытных специалистов. Достигнув стадии готового продукта и доказав свою эффективность, разрабатываемые решения могут быть масштабированы и внедрены в региональную экономику.

Одно из таких решений — «Зеленая станция» СФУ — научно-просветительская платформа и акселератор зеленых решений для всех сфер деятельности университета: образовательной, материально-технической, управленческой.

«Мы хотели создать zero carbon campus — кампус с нулевым выбросом углерода. Проект масштабный, и для его реализации необходим был опыт в создании хотя бы одного здания с нулевым углеродным выбросом. Начало было положено именно с переоборудования уже имеющегося здания — бывшего КПП, который после Универсиады-2019 достался университету и потерял свой функционал. КПП был реконструирован в соответствии с современными требованиями энергоэффективности. На базе переоборудованного КПП было решено создать научно-исследовательскую, образовательно-просветительскую и выставочную площадку в области современных решений устойчивого развития, получившую название „Зеленая станция“», — объясняет Алексей Жжоных.

В центре «Зеленой станции» находится лаборатория строительной экологии и энергоэффективности. Здание станции отапливается и получает электричество, используя возобновляемую энергию. Так, отопление поддерживается геотермальным насосом, который передает естественное тепло земли в помещение. Насос эффективно работает как в зимнее время, так и в летнее, превращаясь из отопительного механизма в охлаждающий, реверсирует тепло из помещения обратно в грунт. Для выработки электричества на крыше здания установлено более 20 солнечных панелей, которые обеспечивают энергией оборудование и другие нужды станции. В планах — превращение станции в настоящий зеленый островок кампуса: установка парковок для велосипедов, станций подзарядки электротранспорта и гаджетов от солнечной энергии, фандомата для приема пластиковой и алюминиевой тары для переработки и другие решения.

«Продолжается оснащение кампуса системами солнечного электроснабжения. Кроме того, по территории кампуса ходит электротранспорт. Для снижения выбросов от транспорта работники и студенты могут воспользоваться бесплатными университетскими автобусами», — добавляет Жжоных.

«Зеленая станция» — это не только разработка технических решений, но и удобное коворкинговое пространство для всех студентов, место для проведения тематических мероприятий. Главное условие пребывания там — экологичность, то есть никакой одноразовой посуды, минимум бумажных носителей.

За пределами кампуса

«Мы стремимся к тому, чтобы Красноярск стал одним из самых привлекательных городов России, центром притяжения талантливых людей», — отмечается в экологической политике СФУ. Следуя принципу открытости и желая внедрить новые решения в жизнь региона, университет активно демонстрирует технологии, воплощенные в «Зеленой станции», общественности и региональным властям. И они уже привлекли большое внимание.

«Совместно с Министерством промышленности, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края мы ведем работы по разработке проекта перевода кластера жилых домов с печным отоплением на систему геотермального отопления. К нам поступил запрос на проектирование системы геотермального отопления для школы в Минусинске, которая на данный момент полностью отапливается за счет электричества», — делится планами Алексей Жжоных.

Кроме кооперации с профильными министерствами в университете подчеркивают важность совместной работы и открытого обмена с образовательными институтами страны. «Одним сложно двигаться вперед. Нужны и партнеры, и соперники. Например, в рамках зеленой повестки мы являемся частью консорциума CE&D (Carbon Education & Development) совместно с Тюменским государственным университетом, Новгородским государственным университетом им. Ярослава Мудрого и рядом других вузов. Задача консорциума — повышение научно-технологического потенциала университетов России, создание новых технологий, отраслей и конкурентоспособных продуктов в области снижения антропогенного воздействия на окружающую среду, развития зеленых технологий и климатических проектов», — подчеркивает Сергей Верховец.

В прошлом году СФУ был признан одним из ста самых зеленых вузов в мире, по версии рейтинга UI GreenMetric World University Ranking, а также сохранил за собой второе место в России. Отдельную заслугу в этом прорыве сотрудники СФУ отводят именно созданию «Зеленого кампуса».

Реклама: ИНН 2463011853, ФГАОУ ВО «СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ», 2SDnjc3Feac

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.
Не навредит

Почему АЭС считается источником чистой энергии