Как университеты становятся центрами зеленой экономики и экологического просвещения
Эксперты Института глобального климата и экологии им. академика Ю.А. Израэля (ИГКЭ) считают, что на сегодняшний день темпы изменения климата в России намного быстрее скорости разработки технологий и механизмов для борьбы с их последствиями. Регионы страны не успевают адаптироваться к стремительному изменению климата, выдвигая проблемы экологии и устойчивого развития на приоритетный уровень. Призывы к объединению усилий и включению всех акторов государственной повестки в работу по решению климатических задач звучали и на ежегодном Восточном экономическом форуме (ВЭФ). Участники сессии ВЭФ на тему экологии и целей устойчивого развития (ЦУР) отметили, что для достижения стоящих перед страной климатических задач необходимо активное вовлечение российских вузов.
Это продолжение серии материалов «Зеленые проекты», которую N + 1 делает вместе с Сибирским федеральным университетом (СФУ). Проект посвящен экологической грамотности и разработкам, призванным уменьшить антропогенное воздействие на окружающую среду.
Университеты действительно могут и должны стать двигателем социальных и технологических преобразований. До сих пор они прошли несколько стадий развития. Первые университеты, возникшие в Средние века, так называемые университеты 1.0, были закрытыми для общественности центрами знаний, выстроенными вокруг религиозных институтов или отдельных философов. Они выполняли в основном функцию сбора и хранения существующих в то время представлений о мире. Со временем такие специализированные сообщества стали основой гуманитарного образования. Следующая ступень развития университетов, версия 2.0, может позиционироваться как исследовательский университет, возникший в постиндустриальном обществе и ставший центром технологического прогресса, основанного на исследованиях. Версию 3.0 можно назвать предпринимательским университетом, действующим «для себя», обслуживающим множество разнообразных функций и сообществ.
На сегодняшний день новые глобальные вызовы требуют от образовательного сектора выхода из зоны комфорта и разработки новых подходов к подготовке профессиональных кадров. Это начало концепции «Университет 4.0», или «университета для других». «Университет 4.0» занимается аккумуляцией знаний и идей и направляет их в первую очередь на решение острых вызовов во всех сферах жизнедеятельности — социальной, экономической, производственной, и не только сегодняшних, но и будущих, которые только начинают закладываться в рисковые метрики. В отличие от предыдущих версий, это не закрытый клуб или замкнутый внутри исследовательский процесс, а открытый, ориентированный на внешний мир, глубоко связанный с промышленностью и окружающими его сообществами образовательный центр, стремящийся служить потребностям общества.
Изменение климата и связанное с ним глобальное потепление — один из таких рисков, разрушительные последствия которого общество будет ощущать все сильнее в долгосрочной перспективе. Представляя собой площадку для объединения разнообразных общественных групп и заинтересованных сторон, от студенческих коллективов до опытных профессионалов и разработчиков технологий — от локальных частных инициатив до крупных национальных проектов, «Университет 4.0» может играть одну из ключевых ролей в решении проблем изменения климата и устойчивого развития, дать необходимый импульс и поддержку обществу, учреждениям и инициативам на их пути достижения ЦУР и зеленой трансформации.
Как же университетам стать центром экологической мысли на практике? Дорожная карта «Образование в интересах устойчивого развития», разработанная ЮНЕСКО, выделяет несколько приоритетных областей действия. Во-первых, разработка конкретного плана внедрения принципов устойчивого развития в деятельность университета, установление четких сроков реализации плана. План может быть представлен в виде стратегии устойчивого развития вуза или стратегии по вопросам изменения климата, а также в формате экологической политики. Документ должен отражать стратегические цели университета в области устойчивого развития — например, создание условий для всестороннего развития и обучения студентов принципам ЦУР — или же может предусматривать введение экологических обязательств и практических целей. Среди них могут быть достижение углеродной нейтральности к определенному году, обязательства внедрения сортировки отходов на территории университета.
Вторая приоритетная область, выделенная ЮНЕСКО, — адаптация административной системы и культуры учебных заведений в соответствии с принципами устойчивого развития. Иными словами, университеты должны прежде всего стать образцом экологичного поведения на внутреннем уровне и демонстрировать этот пример, работать над снижением собственного антропогенного воздействия на окружающую среду, внедрять энергоэффективные технологии и так далее. Кроме этого, учебные заведения должны стремиться создать благоприятные, инклюзивные условия для климатического просвещения студентов, работать над внедрением практик устойчивого развития и ответственного потребления в их жизнь. Это может происходить через поддержку студенческих клубов и движений, где у студентов будет возможность реализовывать проекты и инициативы, направленные на популяризацию ЦУР и зеленой экономики.
Не следует забывать, что университет остается центром знаний, переходит к междисциплинарности в исследованиях, влияет на общественное и экономическое развитие, способствуя разработке новых учебных программ, отвечающих вызовам нового времени. Такие программы позволяют студентам получить междисциплинарную квалификацию в научных направлениях, являющихся фронтирами мировой науки и экономики, — это, например, возобновляемые источники энергии и технологии, экономика замкнутого цикла. Чтобы сделать программы максимально прикладными, университет также задает тренды, разрабатывает четкий алгоритм взаимодействия с внешним миром, сторонними организациями, институтами власти, представителями бизнеса и местным сообществом. Таким образом, университеты становятся одним из ключевых элементов зеленой трансформации, площадкой для обмена, экспериментов и прогресса.
Масштабная трансформация университетов в открытые, устойчивые образовательные центры уже началась в России. Одна из первых экологических доктрин была принята в Сибирском федеральном университете (СФУ).
«Экологическая доктрина необходима, как и все документы стратегического значения, для общего целеполагания в отношении экологического развития, постановки основных задач и доведения этой информации до каждого студента и сотрудника. Это и утверждение целевого образа университета, и постановка показателей деятельности, и определение основных направлений работы», — говорит Сергей Верховец, директор НОЦ «Енисейская Сибирь» и доцент СФУ.
СФУ привержен концепции «Университет 4.0» и ориентируется на модель университета как платформы для многостороннего сотрудничества. Являясь одним из опорных образовательных и исследовательских центров Сибири, университет оказывает масштабное влияние на территориальное и социально-экономическое развитие сибирского макрорегиона и Красноярского края. Принимая ответственность, СФУ стремится стать лидером в области устойчивого развития на государственном уровне путем модернизации ключевых внутренних процессов и внедрения экологической, социальной и корпоративной ответственности (ESG). Экологическая доктрина СФУ ставит перед руководством важные задачи: управление рисками и снижение негативного воздействия университета на окружающую среду, привлечение к диалогу студентов, преподавательского состава, а также органов власти для совместной деятельности в области ЦУР, непрерывное улучшение показателей ESG, открытое регулярное информирование о прогрессе.
Для отслеживания хода реализации целей доктрины коллективом СФУ было разработано более двадцати критериев оценки эффективности выполнения поставленных задач. Критерии опираются на лучшие отечественные ESG-практики и методики и включают в себя как конкретные количественные метрики — например, динамику потребления электроэнергии, площадь озеленения территории, количество научно-исследовательских проектов, посвященных ЦУР, публикацию ежегодного ESG-отчета, — так и качественные: поддержку университетом волонтерского движения, положение женщин в университете и другие. По словам руководителя лаборатории строительной экологии и энергоэффективности Алексея Жжоных, в прошлом году университет снизил свои углеродные выбросы на 18,44 тонны. Этого удалось достичь за счет сокращения уровня потребления энергии: тотального оснащения помещений LED-светильниками и автоматизированными системами теплоснабжения, а также популяризации ответственного потребления.
Флагманом экологической политики университета является масштабная инициатива «Зеленый кампус», объединяющая отдельные проекты в области экологии и зеленой экономики. Она позволяет разработать системный, комплексный подход к их реализации, действовать в рамках единой политики.
Основная идея проекта — предоставить обширную территорию кампуса СФУ в качестве площадки для тестирования технических разработок в сфере рационального использования ресурсов и образовательных инициатив по внедрению экологичного образа жизни. Проекты и инновационные решения могут пройти весь цикл разработки — от формирования идеи до построения прототипов или проведения тренировочных мероприятий на базе площадок университета — с привлечением опытных специалистов. Достигнув стадии готового продукта и доказав свою эффективность, разрабатываемые решения могут быть масштабированы и внедрены в региональную экономику.
Одно из таких решений — «Зеленая станция» СФУ — научно-просветительская платформа и акселератор зеленых решений для всех сфер деятельности университета: образовательной, материально-технической, управленческой.
«Мы хотели создать zero carbon campus — кампус с нулевым выбросом углерода. Проект масштабный, и для его реализации необходим был опыт в создании хотя бы одного здания с нулевым углеродным выбросом. Начало было положено именно с переоборудования уже имеющегося здания — бывшего КПП, который после Универсиады-2019 достался университету и потерял свой функционал. КПП был реконструирован в соответствии с современными требованиями энергоэффективности. На базе переоборудованного КПП было решено создать научно-исследовательскую, образовательно-просветительскую и выставочную площадку в области современных решений устойчивого развития, получившую название „Зеленая станция“», — объясняет Алексей Жжоных.
В центре «Зеленой станции» находится лаборатория строительной экологии и энергоэффективности. Здание станции отапливается и получает электричество, используя возобновляемую энергию. Так, отопление поддерживается геотермальным насосом, который передает естественное тепло земли в помещение. Насос эффективно работает как в зимнее время, так и в летнее, превращаясь из отопительного механизма в охлаждающий, реверсирует тепло из помещения обратно в грунт. Для выработки электричества на крыше здания установлено более 20 солнечных панелей, которые обеспечивают энергией оборудование и другие нужды станции. В планах — превращение станции в настоящий зеленый островок кампуса: установка парковок для велосипедов, станций подзарядки электротранспорта и гаджетов от солнечной энергии, фандомата для приема пластиковой и алюминиевой тары для переработки и другие решения.
«Продолжается оснащение кампуса системами солнечного электроснабжения. Кроме того, по территории кампуса ходит электротранспорт. Для снижения выбросов от транспорта работники и студенты могут воспользоваться бесплатными университетскими автобусами», — добавляет Жжоных.
«Зеленая станция» — это не только разработка технических решений, но и удобное коворкинговое пространство для всех студентов, место для проведения тематических мероприятий. Главное условие пребывания там — экологичность, то есть никакой одноразовой посуды, минимум бумажных носителей.
«Мы стремимся к тому, чтобы Красноярск стал одним из самых привлекательных городов России, центром притяжения талантливых людей», — отмечается в экологической политике СФУ. Следуя принципу открытости и желая внедрить новые решения в жизнь региона, университет активно демонстрирует технологии, воплощенные в «Зеленой станции», общественности и региональным властям. И они уже привлекли большое внимание.
«Совместно с Министерством промышленности, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края мы ведем работы по разработке проекта перевода кластера жилых домов с печным отоплением на систему геотермального отопления. К нам поступил запрос на проектирование системы геотермального отопления для школы в Минусинске, которая на данный момент полностью отапливается за счет электричества», — делится планами Алексей Жжоных.
Кроме кооперации с профильными министерствами в университете подчеркивают важность совместной работы и открытого обмена с образовательными институтами страны. «Одним сложно двигаться вперед. Нужны и партнеры, и соперники. Например, в рамках зеленой повестки мы являемся частью консорциума CE&D (Carbon Education & Development) совместно с Тюменским государственным университетом, Новгородским государственным университетом им. Ярослава Мудрого и рядом других вузов. Задача консорциума — повышение научно-технологического потенциала университетов России, создание новых технологий, отраслей и конкурентоспособных продуктов в области снижения антропогенного воздействия на окружающую среду, развития зеленых технологий и климатических проектов», — подчеркивает Сергей Верховец.
В прошлом году СФУ был признан одним из ста самых зеленых вузов в мире, по версии рейтинга UI GreenMetric World University Ranking, а также сохранил за собой второе место в России. Отдельную заслугу в этом прорыве сотрудники СФУ отводят именно созданию «Зеленого кампуса».
Реклама: ИНН 2463011853, ФГАОУ ВО «СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ», 2SDnjc3Feac
Гамлет Ходжибагиян — о сверхпроводящих магнитах на коллайдере в Дубне
В 2024 году в Дубне закончат строительство коллайдера NICA. Это циклический ускоритель для столкновения протонов и тяжелых ионов. Один из главных элементов коллайдера — сверхпроводящие магниты для удержания и фокусировки частиц. Для создания этих магнитов на российском ускорителе будут использованы высокотемпературные купратные сверхпроводники. Заместитель директора по научной работе Лаборатории физики высоких энергий ОИЯИ, лауреат премии «ВЫЗОВ» 2023 года Гамлет Ходжибагиян объяснил N + 1, почему выбрали именно такие материалы и в чем основные сложности работы с ними.