Как искусственный интеллект повлияет на то, как мы трудимся
Роботы оставят нас без работы или создадут новые вакансии? Может быть, скоро мы все наконец-то как следует отдохнем, а самые тяжелые обязанности возьмет на себя искусственный интеллект? Разбираемся, что из этого ближе к реальности: как под влиянием ИИ меняется мир работы, насколько оправданы страхи потерять ее из-за новых технологий и на что алгоритмы никогда не будут способны.
Мы регулярно прибегаем к помощи алгоритмов — например, когда смотрим прогноз погоды, ищем билеты или просто хотим отдохнуть. Это такая же часть нашей жизни, как одежда и обувь, автомобили и смартфоны. Тем не менее искусственный интеллект, так глубоко проникший во все сферы нашей жизни, до сих пор может вызывать недоверие и страх. В проекте «ИИ спешит на помощь» мы рассказываем, на что способны современные технологии с использованием ИИ, где они приносят наибольшую пользу и почему не стоит бояться восстания машин. Материал подготовлен совместно с федеральным проектом «Искусственный интеллект» нацпроекта «Цифровая экономика».
Производства во всем мире расширяются, и экономика нуждается в новых сотрудниках. В Германии и Китае уже предсказывают грядущий дефицит рабочей силы. Нехватку людей с техническими специальностями — рабочих и инженеров — отмечают и в России. Решить эту задачу позволит подготовка квалифицированных кадров в системе среднего профессионального образования и внедрение в производственные процессы роботов. Ожидается, что это приведет к экономическому росту, но только с учетом двух условий: во-первых, работа машин и людей должна быть взаимосвязана, а во-вторых, те, кого заменит искусственный интеллект, должны быть устроены на новые рабочие места в течение года.
При этом о полной автоматизации можно говорить лишь в отношении менее 5 процентов специальностей. В остальных случаях возможна замена лишь части обязанностей человека.
Большинство страхов, связанных с грядущей потерей работы из-за ИИ, не совсем обоснованы, потому что это произойдет не одномоментно. Отраслям понадобятся годы, а где-то даже десятилетия, чтобы полноценно заменить людей алгоритмами.
Работа человека и работа ИИ должны дополнять друг друга. Постепенно в привычные нам профессии будет интегрироваться все больше новых ИИ-инструментов. И это будет синергия, а не противопоставление одного другому.
Дмитрий Марков, генеральный директор VisionLab
К 2055 году примерно половину рабочей деятельности человека машины смогут выполнять с той же или более высокой эффективностью. Но роботы не могут просто взять и забрать у людей работу: заменяя человека на позициях, требующих низкой квалификации, они создают новые — кто-то должен обслуживать машины и разрабатывать алгоритмы искусственного интеллекта.
Искусственный интеллект — это не аналог человека. Это инструмент, и он делает намного более эффективным решение многих задач. Есть задачи, где ИИ бесполезен, и таких много. Во всех же случаях, где ИИ нужен, он полезен именно при его использовании человеком. И чем квалифицированнее человек, тем лучше будет результат.
Александр Крайнов, директор по развитию технологий искусственного интеллекта Яндекса
В будущем человечество понемногу освободится от рутинных обязанностей: с ними алгоритмы справляются быстрее и качественнее. Однако это не первый раз, когда технологии меняют рынок труда. В ходе технической революции исчезли ямщики, но стали востребованы водители. С появлением электричества пропала необходимость в фонарщиках, зажигающих свет, но появились специалисты по обслуживанию фонарей. Исчезли машинистки, но эра компьютеров расширила рынок людей, которые работают с текстами.
Рабочие специальности адаптируются под новые процессы галопирующими темпами. Умная сельхозтехника с нашим искусственным интеллектом выводит работу механизаторов из класса работников тяжелого труда, требующего серьезных физических затрат со всеми вытекающими проблемами со здоровьем, в разряд «белых воротничков», таких как операторы флота автономных тракторов, диспетчеры беспилотных комбайнов и так далее. Мы можем эти результаты анализировать как пилотную модель и прогнозировать, как эти технологии будут работать в других отраслях, в которых сейчас также идут кардинальные изменения, связанные с массовым внедрением ИИ как отдельного участника трудового процесса. Ключевой характеристикой нашего времени является постепенный вывод человека из категории средств производства. Здесь его заменяет робот.
И вопрос сегодня состоит не в потере кем-то работы, а в возможности получить достойную работу и в том, чтобы ИИ-продукт приносил больше прибыли, чтобы с использованием той или иной инновации экономика стала более эффективной, чтобы появлялись средства, на которые люди могли бы обучаться, чтобы для них реализовывались социальные программы.
Ольга Ускова, генеральный директор Cognitive Pilot
Более того, искусственный интеллект способен взять на себя не требующие креативного подхода и вместе с тем трудоемкие задачи в масштабах целой компании. Это позволит сотрудникам сосредоточиться на решении насущных проблем и проработке более творческих и интересных вызовов.
Дополненные искусственным интеллектом системы могут анализировать и интерпретировать разрозненные наборы данных, формируя более точное представление о ситуации по сравнению с аналитикой, полученной человеком. Роботы также смогут делать прогнозы и предлагать гипотезы, которые потенциально принесут бизнесу больше выгоды.
Новые технологии — не опасность для сотрудников, а возможность освободить время от рутинных задач и посвятить его стратегическим, креативным и управленческим решениям.
ИИ не устает, не отвлекается и не имеет никаких собственных интересов. При освоении новой области на начальном этапе человек очень эффективен. Мы имеем огромный разнообразный опыт и быстро адаптируем свои навыки и знания под новую задачу. Но по мере углубления в тему этот опыт начинает мешать. Мы используем неточные аналогии, мы не в состоянии потратить всю нашу память и все вычислительные ресурсы на одну конкретную задачу. В случае ИИ каждая конкретная модель решает одну узконаправленную задачу. Она беспомощна для всего, что не относится к этой задаче, но в своей узкой теме часто превосходит решения человека.
Александр Крайнов, директор по развитию технологий искусственного интеллекта Яндекса
Там, где важен человеческий фактор и опыт, скорее всего, не скоро что-то изменится. Это, например, сферы здравоохранения и образования: учителей и врачей алгоритмы заменить не смогут никогда. Подробнее о том, на что способен ИИ в медицине, читайте в материале «Спасибо за внимание».
Роботы редко работают без присмотра людей, тем более в критически важных для жизни и здоровья человека сферах деятельности, поэтому мы называем ИИ-сервисы ассистентами врача, помощниками.
Сегодня имеет место представление о программах на основе искусственного интеллекта как о «сверхразуме». На самом деле ИИ-программы решают узконаправленные прикладные задачи.
Анна Мещерякова, СЕО, сооснователь «Платформа Третье Мнение»
Интеграция решений искусственного интеллекта в работу талантливых и высококвалифицированных команд поможет им достигать высоких результатов за счет использования преимуществ расширенной аналитики, машинного обучения и управления большими данными. Такие команды получат конкурентное и творческое преимущество в условиях быстрых изменений рынка и экономики.
Вот какие сотрудники будут особенно нужны:
Задача искусственного интеллекта — помогать водителю, комбайнеру, строителю, банкиру, журналисту и так далее. ИИ — это программы, которые заточены на идеальную реализацию узкого функционала. Но, как правило, эти узкие задачи являются одной из частей большой, общей системы, например управления агрохозяйством или транспортным предприятием. А общей системой должен управлять человек. Поэтому здесь это всегда альянс ИИ и человека.
Ольга Ускова, генеральный директор Cognitive Pilot
Цифровизация, с одной стороны, снижает потребность в персонале, работающем из офиса, с другой — увеличивает объем задач, требующих больших знаний. В период с 2000 по 2019 год доля сотрудников с квалификацией уровня магистра выросла с 24 до 42 процентов. Другие исследования и статистические данные также свидетельствуют о том, что за последние 10 лет количество рабочих мест, требующих навыков по решению сложных задач и инновационного мышления, выросло почти на 20 процентов.
Уже сейчас стоит посвятить время получению знаний и навыков, которые в будущем позволят использовать ИИ в своей работе, — например, математической подготовке, чтобы уметь поставить задачу ИИ и сделать правильные выводы из проведенного анализа данных, или специфическому для отрасли программному обеспечению, которое позволяет работать с аналитическими инструментами.
Дмитрий Марков, генеральный директор VisionLabs
Перспективные сотрудники будущего обладают высоким уровнем компьютерной грамотности и как минимум ориентируются в IT, а еще лучше — если владеют хотя бы одним актуальным языком программирования. Искусственный интеллект способен четко следовать заданным алгоритмам, а человек может подойти к решению нестандартной задачи креативно.
Следствие широкого внедрения ИИ-продуктов — это рост спроса на некоторые IT-профессии: исследователей и архитекторов данных, программистов и других связанных с ИТ «экосистемных» специалистов, таких как продакт-менеджеры, продуктовые и бизнес-аналитики.
Анна Мещерякова, СЕО, сооснователь «Платформа Третье Мнение»
Особенно важным будет и умение принимать и разрабатывать эффективные решения, мыслить креативно и стратегически. Навыки soft skills, которыми алгоритмы не обладают, уже сейчас могут быть конкурентным преимуществом среди претендентов на вакансию. К ним относится способность доносить свои мысли и вести переговоры, лидерские качества, умение мотивировать себя и других, работа в команде, ответственность и гибкость. Искусственному интеллекту этого не понять.
В чем заключаются особенности азиатского подхода к науке
Концепция «азиатской» науки как обособленного знания появилась благодаря Карлу Марксу и Эдварду Саиду. Первый изобрел азиатский способ производства, а второй написал книгу «Ориентализм», где создал мистический и загадочный флер вокруг восточных обществ. В глазах европейцев Восток предстал едва ли объяснимым с помощью классических моделей западной науки, а азиатский способ получения знания — связанным с мистикой. Сегодня эти представления лишь укрепились благодаря деколониальному повороту, который подталкивает читателя к восприятию азиатской науки как «странной», «таинственной» и даже «мистической». В этом материале N + 1 рассказывает, как синтез технологий, культурных традиций и идеологий порождает отличающуюся от западной, но все-таки вполне понятную картину науки на Востоке.