Школа как сообщество

Как устроена игра, благодаря которой появились сотни школьных комьюнити

«Школа Рыбаков Фонда» (Rybakov School Award, RSA) — это игра, где дети и взрослые объединяются, чтобы научиться формировать сообщества. Зачем это нужно? Чтобы повысить вовлеченность и результаты учеников, улучшить эмоциональную атмосферу в школе. В игре могут участвовать детские сады, школы, колледжи, университеты и организации допобразования. Рассказываем, как она устроена и почему главной наградой для участников становится не обилие призов, а изменения внутри образовательных организаций.

В чем сила сообщества

По данным мониторинга Общероссийского народного фронта, 72 процента детей говорят, что им неинтересно учиться в школе. Они не видят смысла заниматься тем, что, возможно, никак не пригодится в жизни, жалуются на скучные уроки и отсутствие времени на хобби. Учителя завалены бумажной работой и, как правило, поддерживают с детьми формальные отношения. Многим кажется, что так и должно быть — ведь ребенок ходит в школу, чтобы получать фундаментальные знания.

Как показывает мировой опыт, может быть и по-другому: учиться помогает атмосфера доверия и поддержки, которая появляется, когда внутри образовательной организации формируется сообщество. Это подтверждают и кейсы Рыбаков Фонда. Дети получают знания за пределами академических знаний (например, навыки коммуникации или уроки финансовой грамотности), каждый из них может раскрыть свой потенциал, набраться опыта, почувствовать себя значимым и найти поддержку.

«За время игры я поняла, что хочу быть лидером, — рассказывает Лада Долгушева, ученица лицея из Советска. — Я хотела, чтобы голос лицеистов учитывали в формировании комфортной обстановки, и это получилось. Горжусь нашей с подругой идеей по снижению стресса учеников». Лада добилась введения «Охранной грамоты», которая на один раз освобождает ученика от плохой оценки или домашней работы.

Модель школьных сообществ существует более 100 лет и изучается во всем мире. В школах, где развиты сообщества:

  • дети учатся с бо́льшим интересом и показывают лучшие результаты;
  • родители участвуют в образовании и школьной жизни, а значит, у них меньше тревог и конфликтов с детьми и учителями;
  • учителя чувствуют мотивацию придумывать нестандартные уроки.

Как показывают опросы участников, проведенные Рыбаков Фондом, после игры 87 процентов учеников сильнее заинтересовались в учебе, а 93 процента преподавателей стали больше доверять ученикам и действовать вместе с ними. Кроме того, 90 процентов участников отметили личный или профессиональный рост.

Подробнее о результатах третьего сезона «Школы Рыбаков Фонда» можно прочитать здесь.

«Когда ты начинаешь строить сообщество осознанно, ты используешь все его ресурсы и возможности, в первую очередь человеческие, из которых можно получать все остальное: финансы, стажировки, новые курсы, новые образовательные темы, волонтерские активности», — объясняет директор программы по развитию сообществ Рыбаков Фонда Глеб Лихобабин.

Например, выполняя одно из зданий, участники игры организовали фандрайзинг и в сумме привлекли в свои школы 32 млн рублей. Деньги пошли на обновление интерьеров, оборудование для IT-классов, спортзалов и медиацентров.

Главный принцип игры — добровольность. Команда Рыбаков Фонда придерживается теории, которая гласит, что если 10 процентов людей разделяют идею, то она сама распространяется дальше.

Такую закономерность в распространении идей заметили ученые из Политехнического института Ренсселера. Они изучали, как мнения от меньшинства принимаются большинством. Выяснилось, что достаточно примерно 10 процентов сторонников, чтобы оно ушло в массы. Выводы ученых опубликованы в журнале Physical Review E.

Цель Рыбаков Фонда — построить сообщества в 10 процентах школ до 2030 года. Это примерно по 400 сообществ каждый год.

На пути к цели поможет чат-бот

Игра начинается с регистрации в чат-боте по имени Арни, который будет сопровождать участников вплоть до финала. Ему нужно сообщить название образовательного учреждения, а затем собрать команду как минимум из шести человек: ученика, педагога, представителя администрации, родителя, выпускника и партнера школы. Впрочем, участников может быть намного больше: во втором сезоне игры команда школы №691 «Невская школа» состояла из 160 человек.

В игре 9 тематических марафонов: фандрайзинг, проведение событий, создание школьного бренда и так далее. Каждый из них включает индивидуальные и командные задания, которые можно выполнять всем сообществом. Их присылает чат-бот вместе с инструкциями.

Глеб Лихобабин объясняет: «Фактически мы превратили традиционный конкурс в обучающую игру. В конкурсах оцениваются достижения в прошлом, которые часто сложно проверить, а в нашей игре мы никого не оцениваем. Мы видим, как участники в реальном времени создают сообщества и запускают перемены в своих школах».

Не говори так

Игра «Школа Рыбаков Фонда» должна научить учеников, их родителей и преподавателей слышать и поддерживать друг друга. Вот некоторые слова, которые избегают создатели игры и ее участники:

  • победитель — потому что, если есть победители, есть и проигравшие. А в игре каждый побеждает: обстоятельства, апатию, неуверенность;
  • баллы — потому что это скучно и напоминает про оценки. В игре используется термин «кристаллы»;
  • оценка — в игре никто никого не оценивает. Вместо этого дают обратную связь, поддержку.

Больше о том, какие принципы лежат в основе игры, директор программы по развитию сообществ Глеб Лихобабин подробнее рассказывает в своем телеграм-канале: часть 1, часть 2.

Участники рассказывают о выполнении заданий в социальных сетях — так сообщество школы узнает, что сейчас происходит в игре, — и присылают ссылку на пост Арни. Это простой способ верификации через цифровой след, который также вовлекает в игру новых участников.

Как поддержать мотивацию и не потерять контакт с участниками

За выполненные задания команда получает игровые кристаллы. Набрав 1500 кристаллов, она претендует на один из трех гран-при в 1 млн рублей.

Но это не все призы — игра предполагает, что награду за участие получит каждый. В последнем сезоне организаторы привлекли полсотни партнеров: Theatre HD, OKKO, Синхронизация, МИФ, Skillbox, Level One, Green Mama и другие. Благодаря этому участников поощряли за каждое задание. Партнеры дарили подписки на онлайн-кинотеатры и библиотеки, курсы, электронные книги, доступ к образовательным платформам.

Впрочем, сами участники пишут, что ценность игры не в призах, а в изменениях, которые происходят в организации.

Когда в середине года из школы №98 Калининского района Санкт-Петербурга уволился педагог-организатор, под угрозой оказались важные события — последний звонок и выпускной. Однако участница сообщества смогла найти замену. «На помощь пришла наша [выпускница] Ксюша, которая подхватила эту работу в апреле, а потом и взяла на весь год. Ей удалось найти общий язык с детьми разных возрастов. Она вернула яркие краски во многие наши внешкольные события», — рассказывает преподавательница английского языка Елизавета Волканова из школы №98 в Санкт-Петербурге.

Андрей Бялик, директор Школы им. И.А. Пришкольника с. Валдгейм, получившей гран-при, рассказывает, что мотивировал команду не деньгами: «Я мотивировал их тем, что так вы развиваете свою школу и на своем примере даете стимул детям активно проявлять себя в школе и по жизни».

Выполняя каждое задание, команда получает 6–7 сообщений от бота — это помогает участникам сохранять вовлеченность. Также организаторы проводят обучающие прямые эфиры, голосовые чаты и зум-встречи. На Новый год команды участвовали в «Тайном Санте». Круглый год работает чат-бот для случайных знакомств — RSA Random Coffee. В 2022 году с его помощью состоялось 973 встречи — и в 93 процентах случаев участники поставили высокую оценку.

Игра, которая создает себя сама

Большинство заданий организаторы создают вместе с участниками. Для этого они проводят опросы и исследования, а с самыми активными собираются на очную встречу для проектирования. Таким образом получается подсветить запросы школ и других организаций и сделать так, чтобы они были отражены в заданиях.

Например, в первом сезоне игры организаторы заметили, что многие проводили аукционы, — и уже во втором сезоне подготовили инструкцию и соответствующее задание. А когда фонд «Журавлик» предложил задание, связанное с темой травли, организаторы выяснили, что у школ запроса на решение проблем с буллингом нет, а вот узнать о том, как его предотвратить, хотят все. Так появилось задание провести урок дружбы и доброты от фондов «Вера» и «Журавлик».

Еще один частый запрос — разработка собственного бренда. Создать его школы могли в марафоне от студии образовательного дизайна Design For School. Команда вела прямые эфиры об основах брендинга и помогла школе №1293 из Москвы доработать фирменный стиль. Участники активно включились в марафон и выложили в соцсетях сотни вариантов логотипов. Организаторы решили запустить отдельную акцию и приглашать дизайнеров, чтобы помочь ребятам доработать свои идеи. Первым в акцию включилось коммуникационное агентство SETTERS: команда помогла школе №82 Нижнего Новгорода «докрутить» идею логотипа, предложенную учеником, и разработала брендбук с блокнотами, футболками, стикерами для соцсетей и другой атрибутикой.

Кто делает «Школу Рыбаков Фонда»?

Команда «Сила сообщества». Она сформировалась в Рыбаков Фонде, а сейчас выросла до самостоятельного проекта в экосистеме фонда. За плечами команды не только RSA, но и другие новаторские программы:

  • Инструмент диагностики школьных сообществ. С его помощью провели исследование, в котором приняли участие более 90 тысяч человек.
  • Первый в России «Курс школьного комьюнити-менеджера», который полностью проходит в чат-боте и погружает в новую профессию. Более 3500 регистраций.
  • Курс по брендингу школ — сейчас находится в процессе разработки.

«Сила сообщества» прошла сертификацию Green Project Management 360° — это международный стандарт по устойчивому управлению проектами. Теперь главный проект команды, игра «Школа Рыбаков Фонда», является Certified Green Project. В России всего 5 проектов с таким статусом.

В 2021–2022 учебном году прошел третий сезон игры. По его итогам 351 организация дошла до финала и сформировала сообщество. Это означает, что как минимум несколько сотен тысяч человек будут учиться и работать в более качественной образовательной среде, поощряющей доверительные отношения и инициативу со стороны учеников и преподавателей. И самое главное, сообщества продолжат существовать и после окончания игры, влияя на качество жизни будущих участников.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.
Вокруг шум

Ученые AIRI рассказывают о своих статьях, прошедших отбор на NeurIPS 2023 года