Чего мы не понимаем об акупунктуре
Можно ли дотянуться до внутренних органов человека, чтобы в них что-нибудь починить, без таблеток и операций? Сотни врачей по всему миру считают, что можно: достаточно воткнуть стальную иголку в определенную точку на поверхности тела, оставить на 20–50 минут — и через 5–10 сеансов ждать улучшения. Сотни ученых с ними не согласны — поскольку механизмы, через которые действует акупунктура, по-прежнему неизвестны. Рассказываем, как могла бы работать эта практика и почему никто не знает, работает ли она на самом деле.
Акупунктура считается частью альтернативной медицины — а это, по определению Государственной службы здравоохранения Великобритании, «не мейнстрим». Тем не менее, число взрослых людей, которые ей пользуются, растет. К ней прибегают при самых разных заболеваниях: боли, воспаления, бессонница, депрессия и даже гонорея. Растет число учреждений, которые оказывают такого рода услуги. В России это официальные, сертифицированные Минздравом клиники. Обучают иглоукалыванию, например, в Сеченовском медицинском университете.
Однако в научном сообществе по поводу акупунктуры до сих пор нет согласия. В то время как одни авторы убеждены в ее эффективности, другие считают, что она «переживает свою осень» или даже называют ее «театрализованным плацебо». А то, что 88 процентов стран-участниц ВОЗ одобрили использование акупунктуры, их вовсе не убеждает.
Акупунктура — это центральная практика Традиционной китайской медицины (ТКМ). Поэтому в самом Китае дополнительные подтверждения тому, что это правда работает, не нужны. Китайские историки утверждают, что люди прибегали к ней еще в X веке до нашей эры — а значит, можно считать, что она уже выдержала проверку временем. Но насколько она древняя на самом деле, непонятно: однозначные упоминания акупунктуры относятся только к X веку нашей эры. К тому же, она, судя по всему, до XX века играла лишь вспомогательную роль при других способах лечения, таких как массаж и травы.
В начале XX века в Китай пришла европейская медицина, и император полностью запретил акупунктуру, а вместе с ней и остальные традиционные практики. Их вернул в обиход только Мао Цзедун, когда в период Культурной революции 1960-х ему понадобилась альтернатива для медицины «загнивающего Запада». Тогда и была создана Традиционная Китайская Медицина с акупунктурой во главе. И сейчас уже сложно сказать, в какой степени современная акупунктура продолжает древнюю китайскую традицию.
Потом альтернативная медицина двинулась на Запад, где быстро стала популярна. Там же акупунктура обросла новыми модификациями: вместо игл стали использовать электроды или лазер — чтобы по-новому стимулировать активные точки. А заодно ей заинтересовались нейрофизиологи и доказательная медицина — и выводы, к которым они пришли, оказались весьма неоднозначными.
Например, западные ученые обнаружили, что акупунктура действительно помогает снять некоторые виды боли (зубную, головную и при остеопорозе), а еще справиться с тошнотой и бессонницей. В других случаях — при алкогольной зависимости, реабилитации после инсульта, тошноте при химиотерапии — она не помогла облегчить состояние пациентов или сработала на уровне плацебо. Почему она помогла в одних случаях, но не сработала в других, понять им не удалось. Единую теорию, которая бы объясняла, почему акупунктура может быть эффективной или бесполезной, никто до сих пор не создал — есть только ворох отдельных гипотез.
Чтобы представить себе, как действует на организм тот или иной укол, нужно понять, в чем особенность места, в которое терапевт втыкает иглу. Традиционная акупунктура описывает около 2000 точек на теле человека, а врач выбирает себе цели не случайным образом.
В основе этой практики лежат классические представления китайской философии, в том числе так называемая «теория системных соответствий». Она утверждает, что все в мире представляет собой систему, в которой части одного явления соответствуют частям другого. Например, каждая сенсорная модальность (вроде зрения или вкуса) соответствует определенному цвету и материалу. Таким образом, нарушение в любой части системы ведет к нарушению в соответствующих ей других частях. И на уровне человеческого организма есть такие соответствия — между отдельными органами и участками на поверхности тела.
Болезнь в этой логике — это неправильное распределение жизненной силы или энергии Ци (не путать с энергией в современном понимании), которая движется по специальным каналам (меридианам). Следовательно, чтобы увеличить приток Ци к нужному органу, достаточно простимулировать зону на коже с помощью иглы. Например, одну из точек на стопе связывают с бессонницей, но важно не промахнуться — совсем рядом, чуть ближе к пятке, находится другая точка, которую считают ответственной за работу половых желез.
Как устроены аку-точка или меридиан с биологической точки зрения, пока непонятно. Одни ученые, например, обнаружили, что в ткани вокруг таких точек повышена концентрация железа, меди, кальция и цинка, причем эти особенные зоны имеют форму эллипса. Другие заметили, что в районе некоторых аку-точек сконцентрированы мелкие кровеносные сосуды. Третьи выяснили, что в точках вдоль меридианов понижено электрическое сопротивление ткани, а чем оно выше, тем тяжелее соответствующая меридиану болезнь (это проверяли на примере бронхиальной астмы). Четвертые — что зоны активных точек обогащены нервными окончаниями. Но каждый раз находятся скептики, которые заявляют, что все эти данные недостоверны, получены недобросовестно или не выдерживают последующих проверок.
В любом случае, одних только точек недостаточно, чтобы объяснить, как могла бы работать акупунктура. Нужно найти еще посредника между точкой на поверхности тела и органом в его глубине. Наиболее вероятный кандидат на эту роль — не зря в России акупунктуру относят к рефлексотерапии — это рефлекторная дуга, то есть цепочка нейронов.
Любая рефлекторная дуга включает в себя пять элементов. Первый элемент — это рецептор, в случае акупунктуры — разнообразные тактильные или болевые рецепторы на коже. Второй — чувствительный нейрон со своими отростками, которые несут информацию от рецептора в спинной или головной мозг. Третий — это центральное звено, один или несколько нейронов в спинном или головном мозге, которые «подбирают» ответ организма на входящий стимул. Четвертый — это двигательный нейрон с отростками, которые передают сигнал последнему, пятому, — рабочему органу. Это может быть мышца, управляющая движениями частей тела или какого-либо органа (например, сокращениями сердца или сжиманием сосудов), или группа других клеток, которые в ответ на сигнал могут выбрасывать вещества в кровь, забирать их из крови или как-то еще менять свою жизнедеятельность.
Самые известные рефлексы обычно заканчиваются сокращением скелетных мышц — например, отдергивание руки от горячего утюга. Точно так же они могут влиять и на работу внутренних органов. Например, можно надавить на глазные яблоки и заметить, как сердце начинает биться реже — это рефлекс Ашнера. Можно представить, что и акупунктура может действовать подобным образом, «включая» уже существующие в организме рефлексы — чтобы снизить артериальное давление или заставить сокращаться желчный пузырь пациента.
Но чаще ученые предполагают, что на конце рефлекторных дуг, через которые может работать акупунктура, находится клетка, которая выделяет какие-нибудь биоактивные вещества. Это могут быть клетки в стенке сосуда, которые выбрасывают в кровь оксид азота (II) — а тот, в свою очередь, расширяет просвет сосуда и тем самым увеличивает приток крови к нужному органу. Или же это могут быть клетки в центральной нервной системе. Например, нейроны спинного мозга, которые выделяют энкефалины — эндогенные опиоиды, которые подавляют боль.
Есть также подозрения, что аку-рефлексы не останавливаются на уровне спинного мозга, а проходят дальше, в головной. По крайней мере, оказалось, что нажатие на аку-точку меняет активность некоторых зон головного мозга (если верить функциональной МРТ), а также спектр белков, которые производят клетки гипоталамуса. На некоторых нейронах, например, появляются дополнительные рецепторы к серотонину — и это может объяснить, как акупунктура влияет на симптомы депрессии. Другие клетки, вероятно, под действием аку-рефлексов начинают выделять мет-энкефалины и эндорфины — и тем самым могли бы подавлять боль. А поскольку эти вещества обладают не только обезболивающим, но и иммуномодулирующим эффектом, это объяснило бы, как акупунктура участвует в нормализации иммунитета — результат, полученный в некоторых исследованиях.
Но может быть и так, что акупунктура не вызывает полноценных рефлексов, а перекрывает уже запущенные. Такое возможно, если два рефлекса имеют общую центральную часть рефлекторной дуги: нейрон, несущий тактильную информацию, и нейрон, несущий болевую информацию, оканчиваются на одном и том же центральном нейроне в спинном мозге. Тогда «тактильный» нейрон может погасить сигнал от «болевого» нейрона, и сигнал не дойдет до мозга. Эта же теория, кстати, объясняет, почему при боли иногда помогают некоторые виды массажа.
Получается, что эффект от акупунктуры, который наблюдают некоторые исследователи, можно объяснить самыми разными механизмами. Но пока все эти догадки остаются гипотезами: чтобы их подтвердить, нужно последовательно в одном эксперименте показать, что после стимуляции аку-точки действительно начинают работать все элементы рефлекторной дуги и что именно они отвечают за наблюдаемый эффект.
Это сделали пока только в одном эксперименте, совсем недавно. Исследователи полностью проследили аку-рефлекторную дугу от точки на задней лапке мыши до воспалительных белков в крови. Оказалось, что стимуляция точки ведет к активации определенных зон в спинном мозге. Они, в свою очередь, посылают сигнал в структуры продолговатого мозга (самый нижний отдел головного мозга), а те активируют мозговое вещество надпочечников, которые выбрасывают в кровь дофамин, адреналин и норадреналин, обладающие противовоспалительным действием.
Таким образом, для акупунктуры действительно можно найти биологический механизм, и одной только рефлекторной дугой, вероятно, исследователи не ограничатся. Дальше ученым придется выяснять, действительно ли у человеческого организма есть потайные ходы ко всем органам через кожу и универсальная система самооздоровления — или же создатели акупунктуры построили большую (но не работающую на самом деле) систему, опираясь на точечные успехи.
Сейчас акупунктура не выглядит универсальным средством — по крайней мере, клинические испытания она регулярно проваливает. Можно, конечно, предположить, что скептики правы, и все результаты в пользу акупунктуры либо сфальсифицированы, либо неверно интерпретированы. Но и это не обязательно: существует ряд чисто биологических соображений, которые могут объяснить, почему акупунктура, будучи эффективна для одних патологических состояний, абсолютно не пригодна для лечения других.
Так, может оказаться, что не для всех органов, которые нам хотелось бы вылечить, есть подходящая рефлекторная дуга. То есть, например, добраться до сердца можно с помощью рефлекса Ашнера, а вот, скажем, в печень никакие цепочки с поверхности кожи не ведут. Если так, то ошибка заключается именно в том, что приверженцы акупунктуры пытаются представить ее универсальным методом, хотя она таковым не является.
Впрочем, даже если акупунктура — действительно универсальный метод, можно представить себе и другие причины, по которым она может не работать. Дело в том, что рефлексы у человека существуют не сами по себе, а внутри очень жесткой иерархической системы. В ней более «старшие» рефлексы — те, в которых переключение происходит в головном мозге — подавляют «младшие», которые работают на уровне спинного мозга или «низких этажей» головного. Например, можно усилием воли (сигнал из коры больших полушарий) подавить в себе желание отдернуть руку от утюга (за которое отвечает спинномозговой рефлекс). То же самое может произойти и с акупунктурой: если она запускает рефлекс, например, на уровне спинного мозга, то, если в патологический процесс вовлечены стоящие выше иерархические системы, они могут не дать аку-рефлексу проявить себя.
Из этого следует, что акупунктура может по-разному работать и для людей с разным культурным контекстом. Для жителя Китая акупунктура интегрирована в образ жизни народа, в его способ мышления, философию, и связана с другими традиционными практиками. Все это вместе, если пользоваться терминологией физиолога Ухтомского, создает некую общую доминанту в нервной системе и психике. Эта доминанта выступает в роли организатора всех «старших» рефлексов, что управляют организмом. В таком случае для китайцев акупунктура будет работать лучше, чем для людей чуждой культуры. А провалы на клинических испытаниях были вызваны лишь тем, что группы испытуемых были гетерогенны — не по состоянию здоровья, а по культурному контексту, который современная медицина не склонна принимать во внимание.
Культурный контекст в чем-то влияет и на отношение к акупунктуре самих исследователей. Большинство скептических обзоров, которые обвиняют приверженцев этой практики в фальсификации данных, написаны западными учеными. Напротив, те, кто считают эффективность акупунктуры доказанной и пытаются проследить ее механизмы (как, например, авторы статьи о рефлекторной дуге от кожи в надпочечники), обычно — из Китая, Японии или Кореи.
Поэтому ответ на вопрос, работает ли акупунктура, все еще зависит от того, кому его задать. А пока исследователи и врачи продолжают спорить, регуляторные органы пытаются держать нейтралитет. В 1997 году Национальный Институт Здоровья США поддержал акупунктуру, приняв декларацию, подтверждающую, что эта методика показала свою эффективность при лечении ряда синдромов. В 2003 похожий документ приняла и ВОЗ.
Акупунктура — не первая и уж точно не последняя практика, которую доказательная медицина подвергает суровым проверкам. И результаты бывают самыми разными: некоторые методики, что вчера казались пережитком прошлого, вдруг оказываются действенными — так, например, в знахарских травах находят биоактивные вещества. Напротив, методы, которые одно время считались «научными», впоследствии признаются варварством — как было с лоботомией, которую широко применяли в середине прошлого века для «борьбы» с различными психическими заболеваниями (подробнее в нашем материале «Ничего лучше в голову не пришло») и кровопусканием (а о нем читайте материал «Кровь, что пролита недаром»).
Что ждет акупунктуру, предсказать пока невозможно. Но уже ясно, что нашим представлениям о ней придется еще не раз измениться. Так, например, в конце ХХ века в разных частях земного шара археологи нашли мумифицированные тела людей с необычными татуировками — они совсем не походили на украшение кожи. На одном из них — пожалуй, самом известном, Этци — девять таких татуировок с точностью до 6 миллиметров совпали с традиционными аку-точками. Этци жил около 5200 лет назад на территории современного Южного Тироля (подробнее о нем читайте в материале «Из пропасти во льду»). А значит, акупунктура может оказаться не только более древней, чем о ней принято думать, но и гораздо более западной традицией.
Андрей Биличенко