Автопроизводители постепенно сокращают выпуск автомобилей с двигателем внутреннего сгорания и наращивают долю автомобилей, полностью или частично работающих на электричестве. К 2030 году власти ЕС планируют увеличить долю электрокаров на дорогах до 30 млн единиц. Что касается российского рынка, предполагалось, что доля продаж электромобилей к 2020 году может составить 1-1,5 процента от общих показателей, или 15-25 тысяч автомобилей. Однако к назначенному сроку этот показатель остановился на отметке в 0,1 процента. На начало 2021 года в России зарегистрировано всего около 10 тысяч единиц электротранспорта.
Согласно новым планам Минэкономразвития, к 2030 году процент электротранспорта, приобретаемого в России, с 0,1 процента должен вырасти до 15, а общее число зарегистрированных в стране электромобилей достигнет 1,5 миллионов единиц. Для владельцев электрокаров предусмотрят льготы: бесплатную парковку и освобождение от транспортного налога.
Основная причина перехода на электромобили — забота об экологии. Тем не менее, в последние годы возникает больше споров насчет реального вреда, который выпуск электрокаров наносит планете. Так, аналитики инжиниринговой компании Ricardo подсчитали: углеродный след от производства бензинового автомобиля составляет 5,6 тонны, а электромобиля — 8,8 тонн эквивалента СО2. Однако полный цикл жизни электрокаров намного «зеленее» бензинового двигателя.
Двигатель внутреннего сгорания – всего лишь часть сложной системы трансмиссий и механизмов: коробки передач, редуктора, дифференциала, валов и прочего. Чтобы обеспечить их правильную работу, требуется регулярное техническое обслуживание: замена жидкостей и расходных материалов, производство и транспортировка которых также наносит вред окружающей среде. Электромобилям все это не нужно. Таким образом, суммарный вред окружающей среде от использования электромобиля все равно будет ниже. Так, по данным доклада, опубликованного Министерством экологии, охраны природы, строительства и безопасности ядерных реакторов Германии, электромобили на 27 процентов экологичнее автомобилей на ДВС: за весь цикл жизни средний выброс СО2 электромобиля составит 101 грамм на километр пути против 168 грамм у автомобиля, использующего бензин.
В отличие от ДВС, которые не подлежат утилизации, аккумуляторы электрокаров, как и обыкновенные батарейки, можно перерабатывать. К 2040 году в Volvo поставили задачу добиться нулевого углеродного следа при производстве как электромобилей, так и аккумуляторов. Компания использует батареи двух производителей: LG и CATL. Обе располагают собственными заводами по утилизации и переработке отслуживших аккумуляторов.
Кроме того, Volvo применяет трехступенчатую стратегию обращения с аккумуляторами после окончания «первого срока службы». Материалы аккумуляторов подлежат тщательной сортировке и используются заново, минимизируя влияние на окружающую среду. Так компания и снижает издержки на производстве, и следует стратегии устойчивого развития.