Как в РАНХиГС обучают технологическому предпринимательству
Еще недавно инженеры и менеджеры учились на разных факультетах — бытовало мнение, что инженер управленцем быть не может, и наоборот. Сегодня Илон Маск доказывает всему миру обратное, а в РАНХиГС уже 6-й год обучают магистров по технологическому предпринимательству.
Управленцев и технарей принято считать физиками и лириками, которых сложно скрестить между собой, поэтому во многих вузах их обучают отдельно. Студент-менеджер зачастую ничего не понимает в технологиях, а студент-технарь не разбирается в бизнесе. Владельцам компаний остается гадать, кого назначить руководителем технологического предприятия: инженера без знаний экономики и управленческих компетенций, или бизнес-менеджера, который не разбирается в технологиях и никогда не «стоял у станка»?
В чём разница между инженером и управленцем? Инженер знает законы физики и умеет создавать новые технические решения: создать новый мобильный телефон, машину или технологию коммуникации. Но он не понимает, сколько это стоит, и даже не заморачивается на эту тему. Экономист в первую очередь мыслит категорией денег: как на этом заработать, какая прибавочная стоимость, сколько это будет стоит и т.д. Настоящий инженер-управленец не только хорош в области технологий, но еще и умеет считать деньги. Поэтому он ценный кадр для промышленности.
От недостатка нужных компетенций у руководителя страдает не только производительность, но и безопасность на предприятии. Как только крупные технические университеты заметили эту проблему, стали появляться специальные программы по подготовке инженеров и технических специалистов для управления проектами, определения бизнес-рисков, анализа финансов, а также делегирования и координации работы других.
Программы носят различные названия: инженерный менеджмент и технологическое предпринимательство, управление наукой и технологиями и другие. Некоторые университеты даже требуют наличия у потенциальных студентов опыта работы или базового экономического или технического образования. Но идея, лежащая в основе всех этих направлений, одинакова: вооружить инженеров бизнес-навыками и лидерскими качествами, которые им необходимы для управления технологическими компаниями.
На мой взгляд успех Южной Кореи за последние 20 лет (сейчас весь мир пользуется технологическими решениями корейцев — львиная доля рынка автомобилей, мобильных телефонов, компьютеров и т.п. — изобретены и произведены в Южной Корее), во многом обусловлен системой образования, заточенной под промышленный сектор.
Разрабатывать направление менеджмента для инженеров начали в США в 1950-х годах. В разгар Холодной войны инженеры в оборонном секторе стали быстро продвигаться по служебной лестнице. Руководители предприятий попросили своих коллег из научного сектора исследовать менеджмент для инженеров и обучить новых руководителей. К 1970-м годам спрос на таких специалистов увеличился в результате нефтяного кризиса. Тогда университет Питтсбурга одним из первых создал одну из успешных программ по инженерному менеджменту.
И если 30 лет назад только несколько университетов предлагали такие программы, сегодня их можно найти в крупнейших технических школах США, Европы и Китая. Наконец, такая программа появилась и в России.
По мнению Серебренникова, кроме РАНХиГС в нашей стране нет инженерно-управленческих магистратур. «В технических вузах бывают похожие программы, — объясняет он. — однако они занимаются в основном изучением экономики, а в вузах гуманитарного профиля можно найти классический менеджмент, но он никак не вяжется с технологических сектором».
Уже 6 лет магистров по технологическому предпринимательству обучают в РАНХиГС — ведущей бизнес-школе страны. Здесь студенты получают недостающие навыки эффективного управления технологическими компаниями мирового уровня.
Программа особенно подходит тем, кто уже учился или работал в области инженерии, информационных систем, высоких технологий, а также менеджмента или маркетинга. Учебный план един для всех, но за счёт дисциплин по выбору инженер может подтянуть экономические навыки, а экономист получить знания в области технологий.
В Европе, США и Юго-Восточной Азии магистратуры такого типа сопоставимы с программой подготовки доктора инженерии — профессионала по реализации инженерно-технологических проектов. А это не совсем бизнес-проекты, так как включают в себя и развитие технологий, и совершенствование готовых инженерных решений, а ориентированы, как правило, на промышленный сектор.
Наш магистр — тот самый специалист по развитию техностартапов действующего производства, специалист с двумя наборами компетенций: инженерно-технологическими и управленческо-экономическими. Он умеет и создавать готовые решения на основании законов физики, и продавать их, а также делать их максимально эффективными с экономической точки зрения.
Обучение проходит на реальных кейсах и задачах, предоставленных компаниями-партнерами, среди которых как государственные структуры, так и малый и крупный бизнес. Так, студенты оптимизировали издержки транспортно-логистического центра «Пятерочки», предложили проекты по продвижению продуктов IT-компаний и т.п. Такое сотрудничество имеет двойную выгоду: бизнес получает свежие нестандартные решения и возможность завербовать ценные кадры, а студенты — практическое обучение и возможность трудоустройства.
Без работы никто не остается. Два выпускника нашей магистратуры стали начальниками департаментов федеральных министерств — на мой взгляд, они сделали головокружительню карьеру. Часть ребят создали свои техностартапы, прежде всего в IT, другие — работают в министерствах: Минпромторг или Минэкономразвития. Но в основном выпускники делают карьеру в бизнесе: в Газпром, РосАтом, Лукойл, Ростех и т.п. В такие корпорации просто так с улицы не попасть, в основном это происходит через общение с их представителями на лекциях.
Пока наиболее востребованными остаются технологии в сфере коммуникаций и IT, а вместе с ними конечно биотехнология, биомедицина и промышленные технологии: от строительства дорог до добычи полезных ископаемых. Управление в этих областях требует специфических знаний и навыков. А значит направление не только останется востребованным, но даже может со временем стать более распространенным в России.
Сергей Серебренников считает, что с каждым годом эта сфера молодеет, как когда-то было с программированием: раньше в IT работали только «серьезные дяди», закончившие инженерные вузы, а сейчас программу может написать даже школьник. «Теперь, общаясь со школьниками, я удивляюсь другому: они уже понимают, как можно зарабатывать в сфере информационных технологий. — рассказывает Серебренников. — Возможно в будущем технологическому предпринимательству будут обучать даже в школах».
Лидия Георгиева
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора
В начале декабря в Санкт-Петербурге прошел научно-популярный фестиваль Science Bar Hopping, организованный Фондом инфраструктурных и образовательных программ (группа РОСНАНО) и изданием «Бумага» совместно с компанией «Газпром нефть». На один вечер известные бары города превратились в лектории: сразу 40 ученых выступили с часовыми стендапами о своих исследованиях и последних открытиях. Редакция N + 1 посмотрела некоторые выступления и рассказывает о том, что об эволюции планеты могут сообщить ее недра и как коралловые рифы помогают добывать нефть, а также о том, как геологи «прослушивают» нефтеносные пласты.