Как быстро они растут

С чего начинали известные на весь мир IT-компании

Когда-то крупнейший стриминговый сервис на рынке отправлял почтой DVD-диски, а самая известная площадка для краткосрочной аренды жилья предлагала заночевать в гостиной на надувных матрасах. Все начинается с малого, и успешный бизнес — не исключение. Совместно с Selectel — российской компанией, представляющей IT-инфраструктуру для бизнеса — рассказываем, за счет чего будущее IT-гиганты становились лидерами на рынке и меняли представление о том, как люди общаются, путешествуют, покупают и отдыхают.

Selectel — провайдер IT-инфраструктуры для бизнеса любого масштаба. За 12 лет работы компания создала сеть дата-центров в России и выросла в одного из технологических лидеров отрасли. В течение последних пяти лет Selectel растет на 40 процентов в год, обгоняя рынок. В планах — увеличить масштабы бизнеса и объем услуг, а также расширить географию работы.

Профиль как паспорт

Выход на IPO помог масштабировать бизнес многим амбициозным компаниям — нынешним гигантам IT-индустрии. В 2012 году одно из самых успешных IPO удалось провести Facebook. Тогда на первой публичной продаже акций компания заработала $18,4 миллиарда долларов. На случай, если вы не смотрели «Социальную сеть» Дэвида Финчера, вот краткий пересказ истории создания Facebook.

Идея пришла к Марку Цукербергу в школе, где ежегодно публиковался справочник с именами, адресами и фотографиями учеников (буквально «книга лиц» — Facebook). Поступив в Гарвард, Цукерберг предложил администрации создать аналогичный онлайн-ресурс. Руководство отказало, сославшись на политику конфиденциальности. Тогда Цукерберг создал сайт Facemash, предлагавший оценивать внешность студенток. Вскоре по требованию администрации университета, обвинившей Цукерберга в нарушении приватности студенток, сайт был закрыт.

Впрочем, Цукерберг не оставил первоначальную идею и после закрытия Facemash начал писать код для Facebook. В 2004 был запущен сайт новой социальной сети. Сперва аудиторией нового проекта стали студенты американских и канадских университетов. В 2006 году доступ в соцсеть открылся для лиц старше 13 лет, владеющих электронной почтой. В 2007 году Microsoft купила 1,6 процента акций Facebook за $240 миллионов долларов, целиком оценив компанию в $15 миллиардов долларов. Так Facebook стал третьей по величине интернет-компанией в США после Google и Amazon.

Наконец, 18 мая 2012 года Facebook провел IPO. Что способствовало успеху компании? Ключевые факторы — распространение интернета и смартфонов, под которые социальная сеть смогла быстро адаптироваться.

Одной из причин популярности также можно считать внедренную в 2008 году технологию Facebook Connect — обновленную версию API, созданную специально для внешних ресурсов, не имеющих никакого отношения к социальной сети. Используя свой логин и пароль от социальной сети, пользователи смогли авторизовываться на других популярных сайтах. В некотором смысле Цукерберг создал универсальный онлайн-паспорт, который облегчил процесс регистрации на сторонних ресурсах. Сейчас сквозная авторизация с помощью соцсетей кажется обыденностью, но в 2008 году это была заметная инновация.


Новая мобильность

Кому еще помогли преуспеть смартфоны и возросшая мобильность интернет-пользователей? Например, компании Uber, история которой началась с создания приложения для заказа поездок на автомобилях представительского класса. В 2012 году, вместе с появлением более доступного формата такси UberX, компания смогла охватить большую географию стран с учетом специфики их транспортного рынка.

В Бразилии стали доступны перевозки на вертолете, в Турции — сервис персонального водного транспорта (правда, в 2018 году президент Турции объявил о завершении работы Uber в стране), а в Индонезии — длительная аренда автомобиля. Uber популяризовал понятие персональной мобильности, не связанной с личным автомобилем и расписанием общественного транспорта.

До 2009 году в США невозможно было представить заказ такси через приложение на смартфоне из любой точки города, да еще и с возможностью отслеживать передвижение водителя и выставлять ему оценку за поездку. Внедренные Uber инновации навсегда изменили рынок пассажирских перевозок. 10 мая 2019 года компания провела IPO, разместив собственные акции по цене $45 долларов за штуку.

Благодаря Uber в обиход вошел термин «уберизация», означающий замену людей или организаций цифровыми платформами. Уберизация стала возможной именно благодаря расцвету цифровых технологий.

Когда и зачем компании выходят на IPO?

IPO, или Initial Public Offering — первая публичная продажа акций компании с целью привлечения капитала для развития бизнеса. Как правило, на момент первого публичного размещения акций бизнес уже достаточно «взрослый» и готов совершить мощный рывок за счет привлечения новых инвестиций. Выход компании на IPO — это еще и подтверждение ее надежности: бизнес становится публичным, а значит, максимально прозрачным и подотчетным, компания приобретает вес на международном рынке.


Ночлег на матрасе

Об уберизации можно говорить также в связи с сервисом бронирования Airbnb, который кардинально изменил гостиничную индустрию.

Школьные приятели Брайан Чески и Джо Геббиа вместе переехали в Сан-Франциско в 2007 году. Столкнувшись с высокой арендной платой, летом 2008 года они решили отдавать собственную гостиную в аренду по принципу «bed and breakfast». Ночевать постояльцам предлагалось на надувных матрасах. Друзья создали сайт и вскоре нашли желающих: отели Сан-Франциско были переполнены из-за предстоящей конференции по промышленному дизайну. Стало понятно, что идея обладает потенциалом. В марте 2009 airbedandbreakfast.com был переименован в airbnb.com. Впоследствии на сайте можно было забронировать место не только в чьей-то гостиной, но взять в аренду целую квартиру или дом.

Airbnb появился вскоре после экономического кризиса 2008 года. Проект предложил возможность для дополнительного заработка людям, которые находились в трудном финансовом положении, и стал способом сэкономить для тех, кто не хотел тратить деньги на дорогие отели.

Создатели Airbnb не только правильно выбрали время для запуска, но со временем внедрили функционал, который способствовал развитию успеха платформы. Алгоритмы сервиса учитывают сразу несколько ключевых факторов для тех, кто ищет или сдает жилье: дату, количество гостей, тип размещения, стоимость, наполнение комнат, бытовые удобства и возможность подтверждения бронирования в течение суток. И делают все, чтобы подсветить в выдаче наиболее подходящие для пользователя варианты размещения, а заодно проверяют, чтобы текстовые описания от арендодателей совпадали с тем, что изображено на прилагаемых ими фотографиях комнат и домов. Так, например, если владелец недвижимости выкладывает фото с ванной, но не упоминает ее в описании, алгоритм предлагает упомянуть ванну в описании апартаментов.

В декабре 2020 года Airbnb провела IPO на американской фондовой бирже NASDAQ, по итогам размещения акций компании удалось привлечь $3,5 миллиарда долларов.


Кино — на поток

Не одним breakfast & bed жив человек — не стоит забывать и о netflix & chill.

Будущий основатель Netflix Рид Хэстингс однажды забыл вернуть взятую в видеопрокате кассету. За шесть недель задержки ему пришлось заплатить пени — $40. В 1997 году друг рассказал Хэстингсу о новом формате DVD — более удобном и компактном, чем кассеты. Рида Хэстингса озарило. Он купил несколько дисков и отправил себе на дом почтой. Получив их уже через сутки и увидев, что диски были в полной сохранности, он понял, что у бизнес-идеи по аренде фильмов по почте есть будущее.

В самом начале у Хэстингса была команда из 30 человек и коллекция из 925 фильмов, которые он мог рассылать клиентам. В 1998 году запустился сайт Netflix.

С 2000 по 2002 год доля американцев, использующих интернет, выросла до 59 процентов — в том числе благодаря удешевлению интернет-трафика при увеличении скорости передачи данных. Рынок DVD также показывал стремительный рост: к 2002 году DVD-плееры были в трети американских домов. Благодаря этому всего за два года Netflix дорос до 600 тысяч подписчиков и увеличил библиотеку фильмов до 11 тысяч. К весне 2002 года доли в Netflix приобрели уже несколько инвестфондов, а в мае 2002 года компания наконец вышла на IPO. Было продано 5,5 миллиона акций по цене $15 долларов за штуку.

Синергия видеопроката и онлайн-формата дала свои плоды, однако в середине 2000-х популярность DVD пошла на убыль. Благодаря развитию интернета люди получили возможность скачивать кино по сети. Новым продуктом Netflix должно было стать устройство, позволяющее легально загружать фильмы, однако планы изменились на фоне успеха YouTube. Выпуск устройства был отменен — вместо этого Netflix присоединился к развивающейся индустрии сервисов потоковой передачи данных. И не прогадал: в 2010 компания вышла на международный рынок.

Сегодня акции Netflix на бирже NASDAQ торгуются по цене более $540 долларов за штуку.


Сначала книги, потом облака

Аренда фильмов онлайн — это, конечно, хорошо. Но что насчет «реальных» товаров?

В 1994 году в поисках новых проектов Джефф Безос заинтересовался онлайн-торговлей и, выбирая из нескольких групп товаров, в конце концов остановился на книгах. Даже самые крупные игроки рынка не могли себе позволить хранить на складах больше сотни тысяч позиций. Зато виртуальный книжный магазин мог предоставить доступ пусть и не ко всем существующим книгам, но «хотя бы» к нескольким миллионам.

Amazon.com планировалось сделать не просто книжным магазином, а площадкой, где любители книг могли бы обмениваться мнениями. Для этого к удобной навигации и автоматическим рекомендациям на основе предыдущих покупок добавили возможность писать рецензии. Сайт запустился в июле 1995 года. Обладая ассортиментом в 1 миллион книг на старте, Amazon.com именовал себя «Крупнейшим книжным магазином Земли». До Безоса никто на книжном рынке не делал ничего подобного.

Спустя всего 2 месяца после запуска люди со всех концов США заказывали книги с Amazon. 15 мая 1997 года Amazon вышла на IPO, разместив акции по $18 долларов за штуку. В первый день компании удалось собрать $54 миллиона долларов при капитализации в $438 миллионов долларов.

На тот момент Amazon использовала те же сервера, что и прочие сайты в интернете. Чтобы укрепить бизнес и не зависеть от внешних подрядчиков, руководство задумало разработать собственную систему. Так в 2006 году на свет появились три продукта: облачный файловый хостинг Amazon S3, сервис очередей Amazon SQS и услуга по аренде виртуальных серверов Amazon EC2. В декабре 2007 года заработала первая облачная система управления базами данных — SimpleDB. Еще через год была запущена сетевая инфраструктура, позволяющая оптимизировать доставку контента Amazon Cloud Front. К концу февраля 2020 года общее количество услуг, предоставляемых облачными решениями Amazon, составило 175 штук. Это — важная статья дохода компании.

Капитализация Amazon продолжает расти, а Джефф Безос — все еще самый богатый человек на планете. Едва ли столь заметный успех мог быть достигнут без активного внедрения инноваций и работы по развитию IT-инфраструктуры.

Бизнес всегда ищет возможности расширения: создававшийся для студентов Facebook вырос в самую популярную соцсеть на планете, Uber сформировал предложение, которое нашло аудиторию по всему миру, а Netflix на ходу изменил стратегию, чтобы остаться на рынке. Компания Selectel начала строить бизнес с дата-центров и облачных технологий, однако уже сейчас обладает огромной экосистемой с сопутствующими сервисами и развивается как одна из крупнейших IT-компаний на территории России.



Альбина Кудрякова

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.