Рабочая чат рулетка

Как локдаун изменил систему стажировок

Никто больше не попросит налить кофе и включить ксерокс, не позовет на обед и не заметит вашего супер-обаяния — стажировки уже не те. Что дает нам новый формат, как произвести впечатление через монитор и действительно ли зумерам проще в онлайне? Редакция N + 1 вместе с платформой «Россия — страна возможностей», психологами и экспертами решила разобраться в теме: как проходят стажировки в эпоху удаленки.

Мафия по Zoom

Из-за коронавируса этой весной поиск мест для практики оказался непростым: согласно опросу компании АНКОР, доля организаций, которые проводили стажировки, сократилась с 66 процентов в 2019 году до 50 процентов в 2020-м.

Одни компании были вынуждены существенно сократить бюджеты, связанные с подбором стажеров: 18 процентов опрошенных работодателей (из 240 человек) признались, что отменили стажировки из-за кризиса, связанного с пандемией. Другим, напротив, удалось быстро перестроиться под новый формат — пусть и с опаской.

Так, Сбербанк поставил перед собой задачу перенести традиционную двухмесячную стажировку Sberseasons в онлайн с сохранением атмосферы friendly-офиса. Чтобы влиться в команду, для стажеров была разработана дополнительная программа адаптации.

«В первые две недели мы стали лично звонить каждому из студентов и в дружеской манере узнавать, все ли у них в порядке и нужна ли помощь. По четвергам мы стали проводить кофе-брейки в зуме. Просто болтали, обсуждая книги, фильмы и все, что волнует наших студентов на стажировке», — рассказали vc.ru в Сбербанке.

Вместо очных встреч — интервью в Zoom (на которые, кстати, приходит большее количество кандидатов — и без опозданий). Например, компания АТОН по­лу­чи­ла ре­корд­ное для себя ко­ли­че­ство за­явок, когда организовала общую стажировку «АТОН открывает двери» для студентов: каж­дый ве­би­нар в сред­нем по­се­ща­ло око­ло 500 че­ло­век. После этой программы участники проходили тестирование, лучшие получили приглашение на стажировку.


Какой у тебя регион

Общие чаты, аудио и видеоконференции, задания, отчетность и онлайн-тьюторы — для некоторых организаций это уже давно норма, поэтому переход в онлайн не стал потрясением. Онлайн-формат позволяет им уделить время каждому студенту. Так, групповые собеседования, на которых обычно проходит анкетирование или короткое знакомство с каждым претендентом (в таком формате возможность проявить себя минимальна), заменили на индивидуальные онлайн-беседы с лучшими кандидатами, которые действительно заинтересованы в практике. Онлайн-формат позволяет сразу «отсеять лишних» и сэкономить время: как неуверенных в своем выборе кандидатов, так и представителей компании.

«Мы сотрудничаем с проектом «Профстажировки 2.0», который реализует платформа «Россия - страна возможностей», и проводим онлайн-практику уже второй год, — рассказала начальник Управления обучающих проектов Фонда содействия реформированию ЖКХ Ольга Гришина. — За это время мы разработали девять кейсов, посвященных актуальным темам в сфере ЖКХ. Студенты и выпускники предлагают решения к смоделированным ситуациям: авторов лучших идей мы берем на стажировку».

«Профстажировки 2.0» — это проект платформы «Россия — страна возможностей», который помогает студентам получить стажировку в одной из крупнейших компаний России. Как это работает? Работодатель размещает практико-ориентированные задачи (кейсы) на платформе проекта. Затем студент решает этот кейс. Получившийся результат может стать основой для курсовой или дипломной работы. Компании анализируют и оценивают полученные решения. Победителей приглашают на практику или стажировку. За один год проходит два сезона проекта, итоги подводятся тоже два раза в год — зимой и летом.

Эксперты Фонда ЖКХ составляли задания так, чтобы каждый кейс максимально погружал стажеров в актуальную повестку реформирования ЖКХ. Так, например, дистанционно учащиеся рассчитывали эффект проведения энергоэффективного ремонта с помощью цифрового программного продукта.

«Конечно, есть направления, стажировка на которых должна предполагать присутствие на объекте и его изучение, например, это касается профессий, связанных с обследованием многоквартирного дома — для выявления недостатков, — отметила Гришина. — Тем не менее, в рамках чемпионата WorldSkills (также входит в платформу «Россия — страна возможностей») была предложена рабочая альтернатива: обследование виртуального дома: в течение двух часов участники изучали объект в онлайне, выявляли недостатки — прототипом послужило реальное здание».

Дистанционно в Фонде ЖКХ прошли стажировки студенты вузов Чувашской Республики, Краснодарского края, Ивановской и Вологодской областей.

Онлайн-стажировки дают отличную возможность для практики начинающим специалистам из регионов. Многие работодатели отдают предпочтение именно им. Как объяснила руководитель направления реализации специальных проектов Департамента подбора персонала Страхового Дома ВСК Екатерина Коноплева, такие кандидаты зачастую больше мотивированы и заинтересованы в работе.

«Для нас это больше ориентир на поиск кандидатов из регионов, нежели из Москвы. Мы ищем звездочек из небольших городов, и даем им возможность влиться в московскую команду, проявить себя и остаться с ВСК», — добавила Коноплева.

Так, студентка из Тюмени Ангелина Чемуртан благодаря проекту «Профстажировки 2.0» получила возможность пройти дистанционную стажировку по технологической интенсификации объектов водоснабжения и канализации в Минстрое РФ.

«Если продолжать развивать наш проект и привести его в действие, то воду можно будет пить из-под крана без дополнительной доочистки с пользой для здоровья», — рассказала Ангелина Чемуртан.

Или, например, юрист Данила Авдеев из Владимира, медалист олимпиады «Я — профессионал» по конституционному праву, прошел стажировку в правительстве Санкт-Петербурга — по созданию информационного сервиса для кандидатов на госслужбу.

«Я — профессионал» — это масштабная образовательная олимпиада нового формата для студентов разных специальностей. Задания для участников составляют эксперты из ведущих российских вузов и крупнейших компаний страны. Проверяется не абстрактная эрудиция, а профессиональные знания. Лучшие участники получают возможность стажировки в крупных компаниях и органах власти. Участвовать могут студенты бакалавриата, специалитета и магистратуры.

«Мне было интересно познакомиться с особенностями функционирования системы госслужбы Санкт-Петербурга благодаря онлайн-формату — вряд ли я бы поехал за тысячу километров от дома ради очной стажировки — я еще учусь и работаю, так что переезд был бы невозможен. Так что, по сути, в этом плане пандемия открыла для меня новые возможности», — рассказал Авдеев.


Пандемия пройдет, скилы — останутся

Он также отметил, что онлайн-формат — это отличная тренировка навыков дистанционного взаимодействия, например, использования Trello и Google Meet: пандемия рано или поздно пройдет, а эти скилы явно пригодятся. Кроме того, по словам Авдеева, онлайн-стажировка предполагает больший функционал и включенность в рабочий процесс.

«Во многих организациях стажировка — это работа с кофемашиной и ксероксом: составь — распечатай — принеси. Когда все эти «игры в офис» отходят на второй план, задания становятся более конкретными. Так, у нас в онлайн-режиме было больше творческих задач: мы разрабатывали чат-бота в Telegram для взаимодействия хантеров с кандидатами на должность в госструктуры» , — вспоминает стажировку Данила.

Согласно исследованиям фирмы Intern Bridge, пять, шесть, семь лет назад работодатели нанимали стажеров в основном для того, чтобы выполнять простую, офисную работу, выполнять функции помощника. Теперь же фокус сместился на определение будущих талантов.

Участники онлайн-стажировки в компании «КонсультантПлюс» также выделили среди главных бонусов онлайн-практики возможность участвовать в разработке и решение реальных кейсов.

«Мне понравилось делать анализ реально действующих инструментов системы «КонсультантПлюс» и ее конкурентов, придумывать, как можно усовершенствовать продукт. Это то, в чем я искренне заинтересован», — отметил участник стажировки, студент РАНХиГСа Антон Филатов.

В обязанности стажеров входила работа над проектом и выполнение индивидуальных заданий с посещением тренингов и собраний в назначенное время. День начинался с тренингов и онлайн-встреч. Затем участники внутри команды обсуждали проект и работали над индивидуальными заданиями.

«График был плотный. Несмотря на установленное время занятий с 10:00 до 14:00, приходилось и задерживаться. Однако это нормально, если ты хочешь добиться успеха. К тому же, еще и интересно», — добавил Филатов.


Одиночество в Сети

Удаленная работа и стажировка экономит деньги на дорогу и офисные обеды и сокращает время, которое обычно тратится на нерабочую коммуникацию (минуя общие диалоги и обсуждения планов на выходные во время кофебрейка). Такой формат позволяет сосредоточиться на конкретных задачах, но в то же время приводит к большей изолированности стажера/работника и, как следствие, ведет к ощущению одиночества. А одиночество убивает вовлеченность в процесс и мотивацию.

К такому выводу пришел американский писатель и исследователь Дэн Шавбель (Dan Schawbel) в своем новом бестселлере «Back to Human: How Great Leaders Create Connection in the Age of Isolation» (Назад к человеку: как великие лидеры создают связи в эпоху изоляции).

Шавбель взял интервью у 100 ведущих молодых лидеров таких компаний, как Facebook, Google, Uber, Nike и Walmart и спросил об их отношении к онлайн-формату и технологиям в рабочем процессе. Компания Шавбеля, Future Workplace, в партнерстве с Virgin Pulse опросила более 2000 менеджеров и сотрудников в 10 странах.

Кто, действительно, одинок на работе? Исследование показало, что одни группы больше нуждаются в товарищеском сотрудничестве, чем другие. Например:

  • Мужчины (57 процентов) чувствуют себя одинокими на работе больше, чем женщины (43 процента)
  • Интроверты (63 процента) чувствуют себя одинокими на работе больше, чем экстраверты (37 процентов).
  • Поколение Z (45 процентов) и миллениалы (47 процентов) чувствуют себя одинокими на работе чаще, чем поколение X (36 процентов) и представители поколения бэби-бумеров (29 процентов).

По словам психолога Ольги Батуевой, существует расхожее мнение, что поколению зумеров (Поколение Z — люди, родившихся в период с 2002 по 2005 годы) проще перестраиваться в онлайн-формат. Тем не менее, это не значит, что им комфортнее и полезнее работать в таком режиме.

«Нужно брать в расчет возраст: до 28 лет — период становления, формирования личности психологически. Мозг растет до 25 лет. Интеллект развивается за счет того, что мы создаем социальные связи, много связей. Человек может быть гением — но при этом не добиться успеха из-за коммуникативных барьеров», — добавила Батуева.

Второй важный момент в стажировке — необходимость в высокой конкуренции.

«Должен быть соревновательный эффект, за счет него происходит развитие. Кроме того, нужно ощущения себя в обществе, условно, в «стае». Это важные составляющие любой стажировки», — отметила психолог.

По ее словам, если студенту будет не хватать чего-то из вышеперечисленного, у него может развиться внутреннее беспокойство, которое к 30 годам вполне возможно прогрессирует в витальную тревожность.

Тем не менее, многим стажерам эмоционально проще на удаленке.

«Мне легче написать в чат, чем задать лично какой-то уточняющий вопрос. Думаю, что мне и на работу проще бы было устраиваться в дистанционном формате», — признается Ульяны Едапина. В этом году она прошла стажировку в Едином сервисном центре Банка ДОМ.РФ и получила предложение о работе.

Для выпускников вузов на платформе «Россия — страна возможностей» запущен проект «Время карьеры». Он включает мероприятия в разных городах страны, которые в этом году проходят в том числе онлайн, а также сервис с карьерными советами, конструктором резюме и вакансиями и стажировками для выпускников вузов. На нем размещено более 10 000 вакансий.

Новое начало

Онлайн-стажировки существовали и до ограничений, связанных с пандемией. Однако вынужденные меры дали возможность развиваться новому, более эффективному формату практики и обучения: совмещения онлайна и очных встреч.

По словам Шона Бутчера (Shaun Butcher), представителя CRCC Asia (лидер по организации стажировок в Азии), их компания надеется, что такие программы останутся популярными.

«Я считаю, что это дополнение к очной программе, а не ее замена. После того, как пандемия закончится, у нас останется формат виртуальной работы, ее будет много. И сейчас у нас есть шанс научиться и привыкнуть к виртуализации многих процессов», — сказал эксперт.

Платформа «Россия — страна возможностей» реализует образовательные и карьерные проекты для школьников, студентов, молодых специалистов и уже состоявшихся профессионалов. Она помогает поступить в ведущий вуз, найти работу мечты, запустить бизнес-проект, найти партнеров, наставников и единомышленников, раскрыть свои таланты. Участие во всех проектах платформы бесплатное.

Как отметила кандидат психологических наук, заведующая кафедрой Института специального образования и психологии МГПУ Лариса Овчаренко: жизнь диктует свои условия, и современным студентам нужны дополнительные навыки, чтобы эффективно работать в новом формате.

Она дает несколько советов: как эмоционально подготовиться к онлайн-стажировке:

  • разграничьте рабочую зону и зону отдыха;
  • не работайте в пижаме;
  • ставьте себе дедлайны;
  • не бойтесь задавать вопросы наставнику;
  • заведите отдельный чат с другими стажерами для неформального общения.

«Переход в онлайн-формат для стажеров — это возможность находить в себе новые компетенции, — подчеркивает психолог. — Ведь любой кризис — это точка развития».

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.