Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям (Роспечать)

Индустрия в авангарде

Как «белая металлургия» на Урале побеждала черную

Челябинский трубопрокатный завод — одно из немногих предприятий Урала, которое 10 лет назад предложило всей отрасли пойти по более сложному, но обращенному к экологии, человеку и бизнесу пути развития. N + 1 выяснил, какие сложности выпали на долю компании при переходе к новой индустриальной философии и как металлурги их преодолевали.

Над концепцией гармоничного, привлекательного облика тяжелой промышленности размышляли и фантазировали философы, художники, революционеры и писатели еще в конце позапрошлого столетия. В стране победившего социализма к формулированию идеи приступили вплотную после революции 1917 года.

— И заводы станут красивыми! Чистыми! Радостными! Вот я шахтер, а мечтаю я – станут мои черные шахты белыми!
— И уголь станет белым! (насмешливо)
— В белых штреках будем мы с тобой добывать черный уголь, Рябинин. Белые штреки... Белые надшахтные здания... И раз уж на то пошло – сад возле самой шахты. И люди станут красивыми…


Из пьесы Бориса Горбатова «Юность отцов».

Шли десятилетия, но утопические концепции превратить грязные цехи в светлые залы, изгнать вонь и дым с рабочих мест пролетариата постепенно уступали место прагматизму с его экономией, извлечением сверхприбыли, простотой и наплевательским отношением к экологии. Кое-что менялось, но, в лучшем случае, это был косметический ремонт коптящих небо гигантов. Мазки серой краской поверх ржавчины.


Чистые помыслы

В 2010 году в Челябинске, городе стереотипов о загрязнении атмосферы и низком уровне жизни людей, начался эксперимент по воплощению реформаторских идей. В предшествовавшие годы индекс загрязнения атмосферы в городе превышал 14 единиц при допустимых 5. Челябинск стабильно входил в шорт-лист городов с самым грязным воздухом.

Двинуться в сторону экологичности, умных технологий, клиентоориентированности и комфортных условий труда работников решила Группа ЧТПЗ. Тогда родилась «Белая металлургия» — корпоративная философия преображения личности, рабочей среды, производственного пространства и социума. Первым объектом Белой металлургии стал цех по выпуску труб большого диаметра «Высота 239». В прошлом году «Высота 239» стала одной из площадок первого федерального экологического форума «Чистая страна».

Второй объект «Белой металлургии» — цех «Железный Озон 32» Первоуральского новотрубного завода (Свердловская область). Здесь ввели в эксплуатацию стационарный пост атмосферных загрязнений в зоне жилой застройки и первую в металлургической отрасли страны систему автоматизированного контроля воздуха.

На трубных заводах компании сегодня действуют долгосрочные экопрограммы по направлениям «Вода», «Атмосфера», «Рекультивация земель» и «Промышленные отходы». В 2019 году ЧТПЗ выделило 880 миллионов рублей на природоохранные мероприятия, а до 2024 года объем инвестиций на эти цели составит 2 миллиарда рублей. К слову, за последнее десятилетие ситуация с загрязнениями в Челябинске серьезно улучшилась.


Газ-нефть наши, а трубы зарубежные

Десятилетиями складывалась затруднительная ситуация с разрезными тройниками для труб большого диаметра — их приходилось закупать за границей. Такие изделия необходимы для присоединения к магистральному трубопроводу боковых ответвлений.

В условиях санкций экспорт российской нефтегазовой продукции и проекты внутри страны из-за этого нюанса находились в уязвимом состоянии. Третий объект «Белой металлургии» частично решило эту проблему — в 2016 году было запущено предприятие по производству штампосварных деталей ЭТЕРНО.

Так началось импортозамещение иностранных тройников — изделия поставляются корпорации «Газпром», ее дочкам. В прошлом году госкорпорация получила 15 комплектов тройников диаметром 720 миллиметров повышенной прочности для эксплуатации при экстремально низких температурах (до минус 60 градусов Цельсия). Изделия могут быть установлены на действующий трубопровод «Уренгой — Сургут» под давлением.


Руки в перчатках, шея в униформе

В масс-медиа, начиная с 1990-х годов, за металлургами, да и за рабочим человеком вообще, закрепился нелестный стереотип — спасибо народному фольклору, сериалам и комедийным шоу. Фрезеровщик, слесарь ассоциировались с небритым человеком неопределенного возраста в грязном комбинезоне с газовым ключом в руках, поступившим в цех по распределению из ПТУ. Сложившиеся стереотипы отпугивали от профессии молодежь. «Учись, сынок, а то пойдешь на завод гайки крутить», — так создавался отрицательный имидж трудового человека.

Философия «Белой металлургии» с первых дней взялась за решение этой проблемы. Решено было изменить внешний вид сотрудников и создать такие условия труда, чтобы рабочим было приятно находиться на производстве. В цехах ЧТПЗ начали тщательно следить за внешним видом мастеров, их снабдили белыми халатами, современной униформой ярких расцветок.

«Еще когда входил, из-за белых халатов показалось, что я на каком-то медицинском производстве. И это только внешний, но очень значимый показатель культуры производства», — поделился впечатлениями от цеха «Высота 239» во время запуска производства в 2010 году нынешний президент России Владимир Путин (на тот момент председатель правительства).

Но в компании на первое место ставят не только чистоту и «белизну» рабочей одежды, а философию «Белой металлургии» целиком. «Принятие миссии и ценностей — важный этап в жизни компании. Особое значение они приобретают в работе с молодежью,— отмечает акционер, председатель Совета директоров ЧТПЗ Александр Фёдоров. — С первого момента приобщения к Белой металлургии они должны понимать, что это не просто красивые цеха и белая спецодежда, а философия отношения к работе, жизни».

Ведущий инженер по подготовке производства цеха № 2 ЧТПЗ Максим Курбатов уверен, что «Белой металлургии» нужно учить: «Ведь некоторые понимают ее только как чистоту и порядок. А она шире! “Белая металлургия” — это философия преображения. Это преображение, в первую очередь, личности, а затем среды и общества. То есть каждый начинает с себя».


Трубы у нас той системы

Трубная промышленность сегодня должна отвечать разным запросам клиента — индивидуальные диаметры, прочность, свойства трубы. Но якорем отечественной металлургической промышленности остается плановый подход к делу — пережиток минувшей советской эпохи. Суть его в бюрократическом негибком подходе к нуждам клиента — есть план, есть выпуск продукции под него. Сегодня такой подход не работает, отрасль должна двигаться в направлении клиента, учитывать его потребности. Решение этой проблемы также стало одной из составных частей программы «Белой металлургии», получившей название клиентоцентричная трансформация.

«Клиентоцентричная трансформация – закономерный виток развития корпоративной философии “Белая металлургия”, в центре которой стоит человек – наш клиент, сотрудник, житель города, региона, где работает компания», – говорит акционер, председатель Совета директоров ЧТПЗ Андрей Комаров. Подход заключается в том числе в выпуске продукции с опорой не на собственные стандарты, а стандарты ключевых клиентов. На минуточку, клиентский портфель компании включает более 5 тысяч компаний топливно-энергетического комплекса, нефтехимической, машиностроительной, энергетической, строительной и других отраслей в России и за рубежом.

Новый этап клиентоцентричности с уходом в цифровые решения металлурги назвали «Вы:движение». Группа планирует создание новой цифровой платформы компании на уникальной для отечественной металлургической отрасли микросервисной IT-архитектуре. Это позволит гибко выбирать цифровые решения и гораздо быстрее встраивать их в реальные бизнес-процессы. И это не обычная автоматизация, цель авторов подхода – изменить бизнес-процессы, взглянув на них со стороны партнеров и клиентов. Сверхзадача «Вы:движения» — вывести Группу ЧТПЗ в авангард мировых промышленных корпораций по уровню эффективности и клиентского сервиса.

На сегодняшний день география экспорта предприятия — 52 страны.


Промышленность тяжелая, настроение — нет

Встречают по одежке, провожают по уму — смысловая квинтэссенция этой мудрости легла в основу еще одного принципа «Белой металлургии» — внешнего преображения предприятия. Едва ли клиента заманишь на переговоры в ржавый ангар, где того и гляди что-то может упасть на голову. То же самое касается молодого специалиста — трудно любить свою работу, когда каждый день перемещаешься внутри бесцветных нескончаемых конструкций правильных геометрических форм. В Группе ЧТПЗ убеждены — среда меняет сознание. Оформление фасада «Высоты 239» поручили московской группе архитекторов и дизайнеров «Ё-программа».

Команде удалось сделать цех размером в 14 футбольных полей уютным и интригующим. Креативщики использовали идеи супрематизма, раскрасили зоны в помещениях, вспомогательные постройки, несущие конструкции и сами здания в характерные для этого течения авангарда цвета — красный, желтый, оранжевый, черный. Гигантские разноцветные помещения, стеклянный лифт, золотые арки, километровая галерея, отделанная паркетной доской и оформленная кадками с живыми лаврами, сад камней (уголок спокойствия) — те детали, которыми восхищались блогеры, журналисты и члены делегаций, побывавшие на «Высоте».

Привычный «заводской» облик был разрушен. Проект «Высота 239» стал лауреатом всероссийской премии Best Building Award -2011. Не только работникам стало приятнее работать в цеху, «Высота 239» оказалась местом светской, культурной и общественной жизни в прямом смысле.

Цех стал площадкой для съемки документальных фильмов, видеоклипов, форумов. А в 2011 году цех принимал Государственный симфонический оркестр имени Светланова. И оказался среди гостей музыкант, выступавший здесь же, еще в старом цеху почти 40 лет назад.

«В свое время мы очень часто выступали на предприятиях, но в основном в Москве. А вот в Челябинске был первый такой концерт за пределами столицы. Запомнилась атмосфера, теплое отношение к нам заводчан. Приехав сюда спустя десятилетия, я испытываю особое состояние. Завод неузнаваемый, потрясающий. Знаю, что Владимир Путин на открытии нового цеха назвал его Диснейлендом. По внешнему виду — точное сравнение. Красавец цех!», — поделился впечатлениями и воспоминаниями народный артист России Георгий Капитонов.


Европейское образование металлургов

После горбачевской «Перестройки», в 1990-х система начального профобразования почти полностью развалилась, ПТУ исчезли как класс. Тяжелая промышленность постоянно испытывала кадровый голод. Промгиганты взялись за решение проблем самостоятельно. Группа ЧТПЗ — в их числе. Инновационная программа техобразования группы получила название «Будущее Белой металлургии».

«Построив «Высоту 239» и «Железный Озон 32», мы поняли, что готовить людей, которые будут у нас работать, нужно уже в системе профессионального среднего образования,  — рассказал об истоках проекта акционер Группы ЧТПЗ Андрей Комаров. — Когда я понял, что у нас есть сложности с качественными кадрами, которые должны работать на новых производствах, я лично объехал все колледжи, училища, которые окружают предприятия компании. Каково же было мое удивление, когда в 2010 году обнаружилось, что ничего за последние десятилетия не изменилось. Стало понятно, что этот поезд никуда не едет, и нужно что-то срочно делать. Тогда мы взяли за основу Первоуральский металлургический колледж».

В основе программы европейская дуальная система — 60 процентов времени отводится на практические занятия, а 40 процентов — на теорию. Срок обучения — три года, за это время студент осваивает не менее четырех рабочих специальностей.

Программа реализуется в Свердловской и Челябинской областях, а также в Татарстане. За восемь лет существования образовательного проекта подготовлено 1156 квалифицированных рабочих. Еще 2 тысячи вчерашних школьников готовятся прийти в специальность в профильных учебных заведениях.

Команда «Будущее Белой металлургии» постоянный призер и победитель рабочих первенств по методике WorldSkills в компетенциях «Мехатроника», «Робототехника», «Промышленная автоматика» и других номинациях — в сборной 169 медалей. Трубникам удалось попасть и на международную олимпиаду рабочих профессий.

«Белый металлург — это человек с новаторскими знаниями, который всегда стремится к прогрессу, преображает себя и окружающий мир. Если мы так себя называем, значит, надо соответствовать: каждый день выполнять свою работу немного лучше и больше, быть на шаг впереди, чтобы и компания, которой гордишься, сохраняла лидирующие позиции в отрасли», — рассказал шеф-инженер по механическому оборудованию «Высоты 239» Григорий Пюрбеев, представитель нового поколения рабочего класса, победитель корпоративного конкурса «Золотой фонд» в 2015 года в номинации «эффективный рационализатор».


Развлечения нашего городка

Болезнью промышленных городов страны, еще с царских времен оставалась проблемная социальная сфера. За работниками тяжелого физического труда еще на заре прошлого столетия закрепился презрительный термин «люмпен» (от нем. Lump — «неряшливый»). Из пролетариата выжимали все соки и давали ему ровно столько, чтоб хватало на выживание. Сегодня ситуация иная.

Квалифицированный работник и инженер хотят в свободное от труда время иметь интересный досуг, обеспечить детям перспективное будущее, а родителям — достойную старость. Группа ЧТПЗ пошла по пути частно-государственного партнерства в этих вопросах в рамках «Белой металлургии». В городах присутствия проводится масштабный фестиваль «Снежность» и духовно-просветительская программа «Росток», трубники шефствуют над школами, детскими садами и работают над преображением городского пространства.

В частности, группа инициировала масштабный проект развития Первоуральска в прошлом году, инвестировав в благоустройство города 90 млн рублей. Для детей и родственников трубников работают корпоративный профилакторий «Изумруд», база отдыха «Лесная сказка», лагерь «Еланчик». В Челябинске несколько лет для детей открыты двери Детской школы вокального искусства при Челябинском театре оперы и балета имени М. И. Глинки. Здоровье работников контролируют два медицинских центра. На балансе компании дворец культуры и спорткомплекс «Восход». В Озерске началось строительство ледовой академии «Высота».


Идея без патента

Авторы нового подхода к пониманию металлургической промышленности оставляют свою идею с открытым кодом. Они надеются, что партнеры и даже конкуренты возьмут сформулированные концепции на вооружение.

«Мы специально не стали патентовать понятие “Белая металлургия”. Оно открыто миру и никому не должно принадлежать. Многие из наших конкурентов частично используют наши подходы и учатся у нас, а мы, в свою очередь, у них. Это позволяет развиваться», — говорит автор идеологии, акционер Группы ЧТПЗ Андрей Комаров.



Иван Петров

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.