Биотехнологии, стартапы и физика плазмы: что будет востребовано в ближайшие 5 лет
COVID-19 изменит рынок труда, и последствия пандемии не ограничиваются ростом безработицы и виртуализацией бизнеса. Некоторые эксперты (и оптимисты) считают, что коронавирус может существенно ускорить уже начавшиеся процессы в мире беспроигрышных вакансий и внести изменения в список специалистов, которые точно не останутся без работы. N + 1 вместе с Питерским Политехом выбрал наиболее востребованные профессии ближайших 5 лет, которым можно научиться уже сегодня.
Биотехнолог
Биотехнологии считаются одной из самых перспективных и стремительно развивающихся сфер. Согласно исследованиям Global Market Insight ожидается, что к 2025 году суммарный мировой объем рынка биотехнологий составит 742 миллиарда долларов — и по сравнению с 2018 годом вырастет почти в 1,8 раза.
Биотехнологии применяются в сельском хозяйстве, промышленности (в том числе и пищевой), при создании препаратов и продуктов для бытового использования, в исследовании человеческого генома и клеточных технологий, процессах репродукции, экологии и энергетики (получение биотоплива).
По словам председателя Организации биотехнологической промышленности (BIO) доктора Джереми Левина (Jeremy Levin), до пандемии COVID-19 биотехнологический сектор был сфокусирован на поиске лекарств от рака, персонализированных лекарств и генной терапии. Очень немногие инвестировали в исследования коронавиурса (и других вирусов), равно как и другие важные области, такие как инсульт или застойная сердечная недостаточность (СН). В июне вышла его книга «Биотехнология во времена COVID-19» — пока что это первая масштабная попытка кодифицировать то, что произошло в биотехнологической отрасли во время пандемии.
Сегодня крупнейшие институты и биотехнологические компании работают над созданием вакцины от нового коронавируса. А компания Pfizer уже протестировала вакцину от SARS-CoV-2 на людях, результаты первых клинических испытаний подтвердили валидность вакцины. Кстати, российские исследователи предлагают свои варианты прививок. В списке разрабатываемых вакцин от коронавируса Всемирной организации здравоохранения 149 препаратов и десять из них — это российские вакцины.
Как отмечает Левин в своей книге, индустрия биотехнологий — стратегический актив для мирового сообщества. Левин подчеркивает: биоинженеры станут одними из самых перспективных специалистов будущего, а лидерам стран стоит укрепить образование в этой сфере.
Чему учат:
Программа направлена на изучение молекулярной и клеточной биологии с уклоном в вирусологию + выпускники занимаются изучением живых систем, вирусов, работают над созданием вакцин + сотрудничество с зарубежными университетами + подготовка своего научно-исследовательского проекта и широкий выбор тем: от молекулярной вирусологии до neuroscience.
Какие перспективы:
Стать специалистом по регистрации лекарственных средств или по лабораторной генетике.
Кто может поступить:
Выпускники бакалавриата по направлениям «Физика», «Химия», «Медицина», «Биология». Для поступления необходимо сдать междисциплинарный экзамен, включающий вопросы по молекулярной биологии и генетике, сравнительной гистологии и анатомии, клеточной биологии.
Подробнее о программе можно узнать здесь
Специалист по физике плазмы
Сегодня выделяются четыре основных направления физики плазмы. Первое из них — управляемый термоядерный синтез. Удержание высокотемпературной плазмы входит в число самых сложных научно-технических задач. Одна из основных проблем заключается в необходимости создать для реактора оболочку, способную сдержать плазму — термоядерный синтез сопровождается огромным давлением.
Таким устройством считается Z-пинч. В 2019 году американские физики впервые осуществили управляемый термоядерный синтез в стабилизированном Z-пинче. Температура плазмы достигала двадцати миллионов кельвин, а время ее удержания составляло около 16 микросекунд, что в 5000 раз превышает время удержания в нестабилизированном Z-пинче.
Второе направление физики плазмы — низкотемпературная плазма, у которой довольно широкий спектр применения: от промышленности (плазменные прожектора, плазмотроны, газовые лазеры) до медицинских приборов. Так, например, в 2019 году ученые из Прибалтики предложили использовать низкотемпературную плазму для лечения разных заболеваний, вызванных бактериями, не реагирующими на антибиотики. И описали специальное устройство для создания низкотемпературной плазменной струи. Оно послужит прототипом для разработки оборудования на основе низкотемпературной плазменной струи для биомедицинских применений, в частности для лечения гнойно-септических ран.
Третье направление — космическая плазма, из которой состоят и звезды, и межзвездное вещество. Наконец, четвертая область посвящена вопросам взаимодействия лазерного излучения с плазмой.
Как отметили эксперты на на международной конференции «Достижения и применения физики плазмы» (Advances and Applications in Plasma Physics – AAPP 2019), проведенной под эгидой издательства Nature Research в Петербургском Политехе, одним из самых сложных, но в то же время перспективных направлений физики плазмы сегодня считается управляемый термоядерный синтез.
Международная магистерская программа «Прикладные аспекты в физике плазмы», Институт физики, нанотехнологий и телекоммуникаций (ИФНиТ) СПбПУ
Чему учат:
Обучение проходит на английском. Основные дисциплины: теория плазмы, электродинамика плазмы, физика газового разряда, моделирование плазменных установок + исследования совместно с ITER, а также моделирование физических процессов в плазменных установках. На базе университета был создан код SOLPS-ITER (официальный код для расчета параметров пристеночной плазмы всех существующих установок).
Какие перспективы:
Выпускники программы смогут работать в ведущих мировых центрах в области физики плазмы и управляемого термоядерного синтеза: Международная организация ИТЭР, Институт Макса Планка по физике плазмы (Гархинг, Германия), Universite DE LORRAINE (Франция) и других.
Кто может поступить:
Выпускники бакалавриата. Для поступления необходимо сдать междисциплинарный экзамен, включающий вопросы по молекулярной физике и термодинамике, атомной и ядерной физике, оптике, физическим основам механики и др.
Подробнее о программе можно узнать здесь
Специалист по биоэкономике
Сегодня вопросам экологии уделяется огромное внимание. В последние десятилетия в мире активно развивается биоэкономика. По мнению профессора экономического факультета МГУ Сергея Бобылева, биоэкономика может рассматриваться в качестве перспективной парадигмы экономического развития России.
В основе биоэкономики лежит использование биомассы, а именно растительного материала и отходов, которые быстро возобновляются при минимальных усилиях. Их можно применять для медицины, производственных процессов, энергетики и легкой промышленности.
Например, The European Bioeconomy Panel курирует перерабатывающие предприятия, которые используют процессы гидротермальной карбонизации для превращения отходов сельскохозяйственной целлюлозы в уголь. А финская компания St1 Biofuels уже 10 лет производит из биологических отходов автомобильное топливо. Кстати, Финляндия считается одним из лидеров в изучении биоэкономики.
Магистерская программа «Биоэкономика», Институт промышленного менеджмента, экономики и торговли (ИПМЭиТ) СПбПУ совместно с Высшей школой биотехнологий и пищевых технологий СПбПУ
Чему учат:
Как внедрить инновационные биотехнологии в различные сферы производства. Есть возможность принять участие в международном проекте Высшей инженерно-экономической школы INCROBB «Открытые трансграничные деловые сети завтрашнего дня» в Санкт-Петербурге, Ленинградской области и Юго-Восточной Финляндии, в том числе в сфере переработки утилизации отходов.
Какие перспективы:
Стать начальником отдела экологической безопасности биотехнологических производств, руководителем подразделений в перерабатывающей промышленности, специалистом по управлению проектами на биотехнологических производствах или по контролю производственных биотехнологий.
Кто может поступить:
Выпускники бакалавриата технических и экономических направлений. Для поступления необходимо сдать предметы: «Теория вероятностей и математическая статистика», «Информатика» и «Экономика предприятия».
Подробнее о программе можно узнать здесь
Технологический предприниматель
Стартап-индустрия в России активно развивается. По данным Ассоциации акселераторов и бизнес-инкубаторов России, по состоянию на 2018 год в стране насчитывалось 260 акселераторов и бизнес-инкубаторов. В нашей стране все чаще проводятся мероприятия в поддержку стартапов, а вузы начали развивать технологическое предпринимательство.
Согласно рейтингу Tech Cities of the Future, Москва входит в двадцатку городов Европы, которые считаются наиболее перспективными для инвестиций в технологии, инновации и стартапы. Столица заняла 18-ю позицию из 76 (в пятерке городов-лидеров — Лондон, Париж, Дублин, Амстердам, Берлин). В 2017 году в последний набор одного из самых известных акселераторов мира 500 Startups из Кремниевой долины попала российская компания VCV, которая запустила HR-сервис на базе искусственного интеллекта, способный ускорить процесс подбора персонала и самостоятельно проводить с ними видеособеседования.
Амбициозные разработки теперь можно увидеть не только в IT-сегменте, но и в проектах научно-технической сферы. До сих пор одним из самых любопытных стартап-исследований среди инвесторов остается система нейроинтерфейсов: обмен информацией между мозгом человека и компьютером, прямо как в фантастических романах Уильяма Гибсона. Один из самых известных прототипов принадлежит Илону Маску.
Пока технологическое предпринимательство все еще считается довольно сложным видом бизнеса. Для запуска проекта нужно пройти много этапов: от разработки программного обеспечения и тестирования до оформления патентов, создания производства и организации продаж. Многие инвесторы не готовы вкладываться в технологические стартапы, ведь предугадать перспективы их развития довольно сложно.
Магистерская программа «Технологическое предпринимательство», Институт передовых производственных технологий (ИППТ) СПбПУ (есть программа на английском языке)
Чему учат:
Специальности: технологический предприниматель и внутрифирменный предприниматель, студенты проходят курс в области предпринимательства и цифровой трансформации (например, курс «Entrepreneurship and Digital Transformation» Мюнхенского Университета прикладных наук) и очень много практики: разбор реальных бизнес-кейсов, работа в группах, самостоятельные проекты, бизнес-симуляторы по созданию стартапов и организации производства.
Какие перспективы:
Стать технологическим предпринимателем, внутрифирменным предпринимателем (например, менеджером инновационных проектов или руководителем по инновационному развитию бизнеса). Есть еще один вариант — заниматься научными исследованиями в области технологического предпринимательства.
Кто может поступить:
Абитуриенты сдают вступительные экзамены: менеджмент, экономика, предпринимательство (дополнительно хорошо бы предложить собственные проекты в сфере технологического предпринимательства).
Подробнее о программе можно узнать здесь
Специалист по мобильным энергетическим платформам
Вне зависимости от внешних потрясений, эпидемий и кризиса, на рынке труда забронировано место для специалистов в области проектирования и эксплуатации систем и средств мобильной энергетики. Сегодня они особенно востребованы в сервисных компаниях и едва ли останутся без работы через 5 лет.
Без них не удастся обеспечить ни плановое снабжение энергий строительных площадок, ни жилых комплексов и небольших предприятий. Без них не заработают стационарные автономные энергетические системы, фермерские хозяйства и другие жизненно важные предприятия. Некому будет ремонтировать трубопроводы и ЛЭП и заниматься энергообеспечением вахтовых поселков.
Многие специалисты, без которых не выживут крупные предприятия и аварийно-спасательные службы, за повышением квалификации отправляются в Санкт-Петербург.
Магистерская программа «Мобильные энергетические платформы», Институт машиностроения, материалов и транспорта (ИММиТ) СПбПУ
Чему учат:
Программа сочетает в себе сразу несколько специализаций на стыке транспортного машиностроения, мобильной энергетики, мехатроники и робототехники + практика с испытанием и эксплуатацией двигателей внутреннего сгорания, газовых турбин, генераторов электроэнергии, шасси мобильных наземных энергетических комплексов.
Какие перспективы:
Стать востребованным специалистом в высокотехнологичных отраслях промышленности.
Кто может поступить:
Выпускники бакалавриата (специальности: наземный транспорт, энергетика, управление ресурсами, прикладная математика, программирование и др). Отбор осуществляется по результатам вступительных испытаний: междисциплинарный экзамен и индивидуальные достижения.
Подробнее о программе можно узнать здесь
Тьютор в цифровой образовательной среде
Пока ретрограды ведут споры о пользе и вреде онлайн-университетов и домашних школ, в сфере образования появляются новые профессии. Например, тьютор в цифровой среде.
На самом деле, специальность тьютора в России начали воспринимать всерьез только с 2017 года, когда был утвержден профессиональный стандарт, включающий трудовую функцию «Тьюторское сопровождение обучающихся». Прежде многие затруднялись дать этому слову точное определение, хотя явление это далеко не новое: тьюторство существовало еще в XII веке. Термин вошел в обиход в частных британских университетах — сначала в Оксфорде, а затем в Кембридже. В России эта профессия встречалась только в системе домашнего обучения. Сегодня тьютор — это личный наставник, который помогает учащимся получать конкретные навыки и определяет траекторию их академического и карьерного развития.
Из-за COVID-19 переход образовательных процессов в дистанционный формат произошел в экстренном порядке. В идеале цифровая трансформация образовательного процесса требует большего времени и тщательной подготовки. Тем не менее, перемены продемонстрировали, что высшие учебные заведения и школы на самом деле нуждаются в тьюторах, умеющих работать в цифровой среде. В конце июня Минпросвещения подготовило проект постановления по внедрению цифровой образовательной среды (ЦОС) для учебных заведений в 14 регионах РФ с 1 сентября 2020 года (речь идет о дополнительных возможностях, а не о полном переходе школ в онлайн).
Магистерская программа «Тьюторство в цифровой образовательной среде», Гуманитарный институт (ГИ) СПбПУ
Чему учат:
Программа не имеет аналогов и ориентирована именно на подготовку специалистов по тьюторскому сопровождению индивидуальных образовательных программ при обучении в Cети: использование IT-инфраструктуры, методики современного образования, психология, практика и сильная языковая школа (студенты смогут пройти программу включенного обучения в одном из зарубежных вузов-партнеров).
Какие перспективы:
Стать сетевым тьютором образовательных проектов и исследований, в том числе в школах, онлайн-структурах, в крупных компаниях, занимающихся корпоративным обучением и повышением квалификации.
Кто может поступить:
Конкурс проводится на основе междисциплинарного экзамена, портфолио и мотивационного письма (на очной форме есть 5 бюджетных мест).
Подробнее о программе можно узнать здесь