Позвонки человека довольно сильно похожи друг на друга, по крайней мере, внутри одного отдела позвоночника, и тем не менее, их количество строго зафиксировано. Каждому здоровому человеку отведено по семь шейных позвонков и пять поясничных, а между ними двенадцать грудных, на каждом по два ребра.
Эта разметка закладывается в первые недели жизни эмбриона, и на нее потом ориентируются другие внутренние органы во время своего развития. Именно поэтому изменения в числе позвонков часто связаны с другими аномалиями развития. Например, среди детей с недоразвитыми пищеводом или трахеей у 75 процентов обнаруживают лишний позвонок.
Чем вызваны такие отклонения, можно выяснить далеко не в каждом случае. Иногда можно заподозрить какой-нибудь сломанный ген (если у матери уже было несколько выкидышей или есть родственники с похожим дефектом), болезнь (например, диабет) или отравление (мутагенным лекарством или наркотиками). Но для трех четвертей детей с лишними позвонками такую причину подобрать не удается.
Но даже если позвонки все на месте и в нужном количестве, могут выйти из-под контроля ребра. У людей иногда возникает тринадцатая пара ребер — то на последнем шейном позвонке, то на первом поясничном. Первая, судя по всему, возникает чаще: по разным подсчетам, у 19-39 процентов зародышей. Но среди взрослых людей носителей тринадцатой шейной пары ребер гораздо меньше, всего 0,04-1,2 процента. Вероятно, большая часть аномальных ребер со временем рассасывается или входит в состав других структур позвоночника, а может быть, такие зародыши чаще гибнут и не доживают до взрослого возраста. У тех же, кто доживает, лишние ребра могут вызвать самые разные осложнения: помешать развитию нервных узлов, пережать нервы или сосуды и спровоцировать тромбоз.
Поясничные ребра встречаются у зародышей так же часто, как и у взрослых — у 0,04-2 процентов людей. Они тоже могут вызывать боли, но, как показывает опыт, позволяют человеку прожить полноценную жить и спокойно умереть от не связанных с ними причин.
Таким образом, лишние позвонки и ребра лучше не отращивать, но далеко не всегда они становятся приговором. О них писали Гален и Везалий, их обнаруживали на скелетах неандертальцев, а в 2000 году ученые нашли скелет средневековой женщины со множеством аномалий, лишними грудными и шейными позвонками, дополнительными ребрами и деформированной грудиной, — и все они не помешали ей дожить до взрослого возраста.