Этой страшилке, кажется, не меньше полутора веков. Потому что уже в 1896 году ее реалистичность взялись проверить американские врачи. Они рассуждали так: если виноградные косточки (видимо, наиболее доступные из косточек в те времена) вызывают аппендицит, то в сезон винограда (конец лета–начало осени) количество госпитализаций с этим диагнозом должно вырасти. Они собрали статистику по больницам и обнаружили обратную зависимость: в августе-сентябре аппендицитов становилось даже меньше, чем в другие месяцы.
Чтобы понять, в чем тут фокус, давайте вспомним, что такое аппендикс. Это тупиковый вырост кишечника, стенки которого набиты лимфоидной тканью, то есть иммунными клетками: в некотором роде пороховая бочка, которая взрывается от любой искры. Такой искрой может стать, например, опухоль, спайка кишечника или непереваренная пища: в норме стенки аппендикса выделяют слизь, которая стекает в кишечник, но если отток заблокировать, то внутри начинается воспаление и иммунная агрессия.
В принципе, перекрыть вход в аппендикс может и инородное тело — например, та же косточка, такие случаи известны. Другое дело, что происходит это довольно редко. Например, среди 518 пациентов с аппендицитом, которых изучили непальские врачи, ни одного случая не было (да и вообще блокаду аппендикса обнаружили только у 12 человек).
Судя по всему, косточки провоцируют аппендицит крайне редко. И могут даже оказывать обратный эффект: как предположили врачи еще в 1896 году, в августе-сентябре люди едят больше растительной пищи и получают больше растительных волокон, которые стимулируют пищеварение, снижая риск того, что инородное тело застрянет в роковом тупике.