Космос своими глазами

Алексей Леонов — внеземной художник

Летчик-космонавт Алексей Леонов, входивший в первый, еще гагаринский набор отряда космонавтов, дважды побывал в космосе, причем в ходе первого полета впервые в истории человечества покинул корабль и вышел в открытый космос. Во время второго полета, в рамках программы «Союз-Аполлон», участвовал в первой в истории стыковке кораблей двух стран. Но Леонов был еще и талантливым художником, оставившим много работ, посвященных космосу. В память о выдающемся космонавте, скончавшемся в 2019 году, мы публикуем ряд его работ.

Первый отряд космонавтов был сформирован в СССР в 1960 году. В него вошли 20 человек, в том числе Юрий Гагарин и Алексей Леонов. Им предстояло выполнить несколько первоочередных задач, стоявших в то время перед молодой космической отраслью.

Первую из них — управляемый полет человека в космос, виток на круговой орбите и благополучное возвращение на Землю — 12 апреля 1961 года выполнил Гагарин. Две другие выпали на долю Леонова.

Сразу после триумфа Гагарина Сергей Королев, главный конструктор особого конструкторского бюро №1 и вдохновитель советской космической программы, заявил, что теперь необходимо научиться работать в открытом космосе и разработать систему стыковки с американскими космическими аппаратами.

Как художнику мне всегда приходится помнить, что зрители воспринимают мои работы не только как произведения искусства, но и как документальные свидетельства живописца, повидавшего заатмосферные пейзажи. Поэтому, работая над картиной, я стараюсь быть предельно точным, достоверным и даже беспристрастным.

Алексей Леонов

Первая задача была выполнена 18 марта 1965 года. На корабле «Восход-2» Леонов был вторым пилотом. Оставив командира корабля Павла Беляева на борту, Леонов в скафандре впервые в истории человечества вышел в открытый космос и провел там 12 минут.

Подготовка к этому велась в спешке: СССР стремился обогнать американцев, также планировавших выход человека в космос. Старт корабля «Джемини-4» готовился на май 1965 года. В итоге запуск пришлось отложить на июнь, и Эдвард Хиггинс Уайт стал первым американским астронавтом, вышедшим в открытый космос, — и вторым человеком на Земле после Леонова.

Перед самым запуском советского экипажа произошла авария — запущенный в космос испытательный беспилотный корабль — полный аналог «Восхода-2» — на последнем этапе полета взорвался. Перед Королевым, Беляевым и Леоновым встал вопрос: ждать постройки нового корабля — и пропустить вперед американцев — или рискнуть, положившись на мастерство экипажа.

Экипаж рискнул, и в результате за сутки полета ему пришлось столкнуться сразу в семью аварийными ситуациями, из которых как минимум одна — разгерметизация и закислороживание корабля. «Восход-2» наполнился гремучим газом, малейшей искры было бы достаточно для взрыва. Как вспоминал позже сам Леонов, взрыва чудом удалось избежать.

При выходе в космос Леонова также ждала неожиданность — из-за разницы давления между воздухом в скафандре и пространством снаружи скафандр раздулся так, что космонавт едва сумел вернуться на борт.

Наконец, когда корабль уже шел на посадку, космонавтам пришлось отказаться от возвращения на Землю в автоматическом режиме, и Леонов как второй пилот взял на себя расчеты и посадку в ручном режиме. В итоге спускаемый аппарат «Восхода-2» удалось посадить в глухой тайге на севере Пермского края.

В 1968 году СССР планировал первым доставить человека на Луну. Гонка с американцами и в этот раз была очень плотной. Но советская сторона никак не могла провести удачный беспилотный запуск. Леонов входил в состав первого из трех экипажей, готовившихся к этому полету.

Узнав о том, что США планируют осуществить беспилотный облет Луны в двадцатых числах декабря 1968 года, все три экипажа написали в Политбюро письмо с просьбой разрешить старт пилотируемого лунного корабля немедленно. Старт планировался на 9 декабря, но разрешение так и не было получено.

Леонов и его коллеги-космонавты продолжали тренировки, но в этот раз удача им не улыбнулась. В июле 1969 года экипаж американского корабля «Аполлон-11» впервые в истории ступил на поверхность естественного спутника Земли.

В 1971 году Леонов должен был возглавить экипаж корабля «Союз-11», которому предстояла первая успешная стыковка с орбитальной станцией «Салют-1» (предыдущий экипаж не смог состыковаться в штатном режиме, и космонавты на борт станции не попали).

Буквально за два дня до старта медкомиссия забраковала кандидатуру Валерия Кубасова, бортинженера Леонова, — рентген выявил у него в легком темное пятно размером с пятикопеечную монету. По мнению врачей, это свидетельствовало о развитии острого воспалительного процесса, предположительно туберкулеза.

Отменять полет на такой стадии подготовки было нельзя. Дело было даже не в том, что о составе экипажа уже доложили Политбюро, причем кандидатуру Леонова одобрил сам Брежнев, помнивший, как космонавт выходил из трудных положений во время своего первого полета.

Как позже писал конструктор Борис Черток, один из ближайших сподвижников Сергея Королева, в 1971 году принимавший участие в событиях вокруг «Союза-11», ракета-носитель уже была собрана и стояла на стартовом столе. На предполетную подготовку ушла уйма труда и материальных средств, надо было что-то решать.

Руководители полета спорили о том, что делать: заменить бортинженера в экипаже Леонова или снять весь первый экипаж и послать вместо него дублеров — Георгия Добровольского, Владислава Волкова и Виктора Пацаева. Вопрос решило мнение конструктора Василия Мишина — он настоял на том, чтобы первую тройку полностью заменили на вторую, так как важна была сработанность экипажа в целом.

Леонов и его экипаж остались на Земле. Добровольский с коллегами улетел на «Салют-1», где была успешно проведена расконсервация станции и научная программа. Однако при возвращении экипажа произошла разгерметизация спускаемого аппарата. Экипаж погиб.

Свой второй полет Леонов совершил в июле 1975 года, выполнив вторую задачу, которую Королев ставил перед космонавтикой в 1961 году. Власти СССР и США договорились о проведении совместного полета советского и американского космических кораблей со стыковкой на орбите.

Для этого обе стороны разработали модификации своих кораблей серий «Союз» и «Аполлон», снабдив их андрогинно-периферийным агрегатом стыковки (АПАС-75). Экипаж советского корабля «Союз-19» возглавлял Алексей Леонов, его бортинженером был... Валерий Кубасов. Никакого туберкулеза у него в итоге не нашли, он остался в отряде космонавтов.

Корабли стартовали 15 июля с почти восьмичасовой разницей во времени, и 17 июля на орбите состоялась успешная стыковка. Экипажи открыли люки, и Леонов обменялся символическим рукопожатием с командиром американского экипажа Томасом Стаффордом.

Всего за время полета в состыкованном состоянии (около двух суток) члены обоих экипажей четыре раза переходили с корабля на корабль. Полет имел большое политическое значение, но был важен также и для развития науки и космической техники обеих стран.

Один из совместных экспериментов представлял собой искусственное солнечное затмение (ASTP). Двигаясь по орбите в состыкованном состоянии, корабли заняли такое положение, что корпус «Аполлона» заслонял собой диск Солнца для наблюдателей, находившихся на борту «Союза».

При групповом полете двух космических кораблей искусственное солнечное затмение можно осуществить в любой момент по методике советских ученых А. Симонова и Н. Никольского. Первое рукотворное солнечное затмение, осуществленное 19 июля 1975 года при совместном полете «Союза» и «Аполлона», изображено на картине, которая так и называется «Искусственное солнечное затмение». Хотя при этом эксперименте гелиокорона была видна гораздо слабее, чем можно было ожидать, все-таки зрелище «Аполлона», опоясанного необычным ореолом, плавно растворяющимся в черноту, было впечатляющим. Правда, это же можно сказать и про явления, изображенные на остальных картинах.

Алексей Леонов

Самый запоминающийся эпизод этой экспедиции произошел не в космосе, а на Земле, точнее, в американском Хьюстоне, куда советские космонавты прилетели для подготовки. Руководители экспедиции решили, что во время подготовки и полета экипажи будут общаться друг с другом на специальном языке — «русском Хьюстоне»: русские будут говорить по-английски, а американцы по-русски.

По воспоминаниям самого Леонова, язык давался ему не очень хорошо. Конечно, при его прилежании и опыте в подготовке к сдаче самых разных нормативов, государственный экзамен Леонов преодолел. Но в Хьюстоне, после окончания программы подготовки, на заключительной вечеринке он поднял тост, намереваясь пожелать всем успехов жизни.

С легендарным космонавтом произошло то, что по-английски называется a slip of the tongue («оговорка»): вместо successful life американская сторона с изумлением услышала от советского космонавта, полковника ВВС напутствие в sexful life.

После возвращения из своей второй космической экспедиции генерал-майор авиации Алексей Леонов, дважды Герой Советского Союза, лауреат Государственной премии СССР, кавалер множества отечественных и зарубежных орденов, почетный гражданин множества городов всего мира, кандидат технических наук, остался в космонавтике. До самой пенсии он работал заместителем начальника Центра подготовки космонавтов.

Леонов был не только легендой славного прошлого советской космонавтики, не только жил ее настоящим днем, но и много задумывался о будущем. О мечтавшихся ему новых научных проектах и новых экспедициях в космос сегодня рассказывают оставленные им картины.

Это не означает, что мне чужда фантастика. Ведь все, что сделано в космосе, это только начало. А вот за этим, как говорил Сергей Павлович Королев, «виднеются еще бескрайние космические дали, издавна привлекавшие внимание человечества! Это другие миры, быть может, иная, отличная от земной, жизнь, далекие неведомые солнца со своими планетами-спутниками. Все это еще впереди, но хочется верить, что и эти дали будут достигнуты советской наукой!».

Дмитрий Иванов