Куда пойти учиться, чтобы попасть в список Forbes
Если вы думаете над тем, какой российский вуз дает наиболее фундаментальное образование в областях, связанных с физикой, биоинформатикой, IT и другими дисциплинами, то вас наверняка заинтересует знаменитый Физтех — Московский физико-технический институт, расположенный в Долгопрудном. О том, чем он принципиально отличается от других вузов и какую роль в его становлении сыграл выдающийся отечественный ученый, нобелевский лауреат Петр Капица, читайте в нашем материале, подготовленном совместно с МФТИ.
Сто двадцать пять лет назад в Кронштадте родился физик Петр Леонидович Капица. Он знаменит не только тем, что открыл и объяснил сверхтекучесть жидкого гелия (за что ему была присуждена Нобелевская премия), исследовал сверхсильные магнитные поля и возможности управляемого термоядерного синтеза. Кроме этого, Петр Капица совместно с двумя другими нобелевскими лауреатами — Львом Ландау и Николаем Семеновым, а также академиком Сергеем Христиановичем основал один из сильнейших вузов России — Московский физико-технический институт.
Молодые Петр Капица и Николай Семенов однажды задались амбициозной целью — они хотели, чтобы их парный портрет написал художник Борис Михайлович Кустодиев, автор знаменитых полотен «Портрет Шаляпина», «Купчиха за чаем», «Русская Венера». Кустодиев не делал заказных портретов, а писал только тех, кто интересовал его своей неординарностью. На вопрос художника: «А почему вы полагаете, я должен вас писать?» — Капица ответил: «Перед вами два будущих нобелевских лауреата».
Капица понимал, что СССР нужны люди, с одной стороны, глубоко погруженные в физическую теорию, а с другой — обладающие инженерными навыками, умеющие проводить эксперименты. Сам Капица 13 лет проработал в Кембриджской лаборатории «отца ядерной физики» Эрнеста Резерфорда, и именно этот опыт позволил будущему нобелевскому лауреату понять, чего не хватает физическому образованию в СССР. Капица решил внедрить новые принципы обучения — сначала на специально созданном факультете МГУ, а потом и в новом институте — в МФТИ.
Датой основания МФТИ считается 25 ноября 1946 года, когда по адресу Институтский переулок, дом 9, в Долгопрудном на базе МГУ был открыт физико-технический факультет. Жесточайший отбор абитуриентов, фундаментальная научная база, индивидуальный подход к каждому студенту и привлечение его к реальной научной работе — вот что с первых дней отличало систему Физтеха.
В 1951 году факультет расформировали, в том числе из-за его повышенной привлекательности в глазах молодых ученых — они стали переходить туда с других факультетов МГУ и даже из других вузов. Через год факультет возродился, но уже в виде независимого института — МФТИ, или Физтеха, каким мы его знаем сегодня.
20 июня 2019 года приемная комиссия МФТИ в очередной раз открыла двери для абитуриентов, желающих учиться в одном из лучших вузов России. Это не преувеличение — Физтех входит в топ-50 двух международных рейтингов по физике (QS и THE), в тройку лучших вузов России по версии Forbes Russia и занимает первое место по уровню зарплат выпускников в сфере IT (Superjob, 2019 год).
Физтех и сегодня стремится следовать принципами Капицы. По мнению Петра Леонидовича, главная высшая политехническая школа страны должна начинаться с отбора одаренной и склонной к творческой работе молодежи.
Поиск и отбор лучших начинается задолго до выпускных экзаменов: для школьников созданы заочная и вечерняя физико-технические школы, проводятся ежегодные физико-математические олимпиады, преподаватели вуза занимаются отбором и подготовкой российской сборной на международной олимпиаде по физике.
«Учеба в заочной физико-технической школе и участие в олимпиадах сделали мое поступление на Физтех довольно простым».
Константин Новоселов,
выпускник МФТИ 1997 года, лауреат Нобелевской премии по физике 2010 года
Сегодня в МФТИ могут поступить не только обладатели высоких баллов ЕГЭ, но и призеры и победители олимпиад: Открытой химической олимпиады, Международной олимпиады Phystech.International, собственной олимпиады Физтеха и ряда других. Призеры и победители могут засчитать себе 100 баллов по профильному предмету олимпиады. Победители олимпиады «Физтех» окажутся в верхних строчках конкурсного списка поступающих вне зависимости от баллов, набранных на ЕГЭ.
Объясняет Денис Дмитриев, заместитель проректора по учебной работе и довузовской подготовке:
«Все абитуриенты МФТИ не только подают результаты ЕГЭ или сдают вступительные испытания, но и проходят собеседование — его задача в том, чтобы познакомиться со всеми поступающими и найти наиболее талантливых. На таком собеседовании не бывает неправильных ответов. Комиссия смотрит, как человек рассуждает и на его достижения и заслуги. Если ему не хватает несколько баллов до проходного, то в МФТИ есть система грантов, которые покрывают расходы на платное обучение в вузе. Грант выделяется из собственных средств МФТИ, средств партнеров вуза и выпускников Физтеха.
Если абитуриент проявил себя на собеседовании, но ему не хватает баллов на бюджет, то ему могут предложить полностью оплатить обучение за счет гранта. Обычно на грант планируется набор около 20 человек».
Образование в МФТИ состоит из шести Физтех-школ, включающих в себя одиннадцать ранее существовавших факультетов. Абитуриент выбирает одну из Физтех-школ, студенты которых уже со второго-третьего курса всерьез углубляются в практическую работу по будущей специальности. Так реализуется первый базовый принцип Капицы — вовлечение студентов в реальную научно-исследовательскую работу.
Всего Физтех-школ шесть (и еще один институт):
Физтех-школа радиотехники и компьютерных технологий — для тех, кому нравится паять, кто знаком с понятиями computer science и hardware и хочет стать успешным разработчиком в одной из топовых мировых компаний (например, Intel).
Физтех-школа аэрокосмических технологий — здесь учатся будущие геофизики, аэродинамики, проектировщики космических аппаратов, специалисты по физике атмосфер других планет и добыче полезных ископаемых. Они проектируют самолеты и искусственные спутники в РКК «Энергия» и ЦАГИ, рассчитывают оборудование для добычи полезных ископаемых для «Роснефти» и «Газпрома».
Физтех-школа электроники, фотоники и молекулярной физики — у выпускников этой школы много задач, от изучения межзвездной плазмы и работы с электроникой до экспериментов с биомолекулами и двумерными материалами. И у них есть на кого ориентироваться — их предшественник Константин Новоселов в 2010 году получил Нобелевскую премию за «передовые опыты с двумерным материалом — графеном». В 1997 году Новоселов закончил факультет физической и квантовой электроники, на базе которого и была создана эта Физтех-школа.
Физтех-школа прикладной математики и информатики — здесь учатся будущие специалисты по вычислительной математике, программированию, моделированию и управлению технологическими проектами. Они проходят подготовку по уникальным программам, разработанным совместно с компаниями-лидерами рынка: Яндексом, Acronis, Parallels, РВК.
Физтех-школа биологической и медицинской физики — здесь проходят подготовку специалисты в области биофизики, биоинформатики и когнитивных технологий. Если вы собираетесь стать нейрофизиком, инженером человеческих тканей и разработчиком медицинского оборудования — то вам на ФБМФ.
Физтех-школа физики и исследований имени Ландау — еще одна школа, вырастившая нобелевского лауреата. В 1982 году факультет общей и прикладной физики (нынешнюю школу Ландау) закончил Андрей Гейм, получивший Нобелевскую премию вместе с Новоселовым. Поступить сюда до сих пор непросто: в ЛФИ традиционно самый высокий проходной балл и очередь из победителей олимпиад, в том числе и международных.
Здесь занимаются фундаментальными исследованиями в области физики частиц, в сфере энергетики, физики космоса и климата. Здесь сохранились традиции физиков-теоретиков времен Ландау, а студенты некоторых кафедр до сих пор сдают знаменитый теоретический минимум (подробнее об этом — в нашем материале о Ландау).
Институт нано-, био-, информационных, когнитивных и социогуманитарных наук и технологий — эта школа готовит специалистов, ориентированных на решение задач в области природоподобных технологий на стыке наук. Научной и учебной базой для ИНБИКСТ является Национальный исследовательский центр «Курчатовский институт».
Географическое местоположение МФТИ тоже отражает замысел Капицы. Работая в кембриджской лаборатории Резерфорда, он пришел к выводу, что лучшее место для ученого — вне большого города, но рядом с коллегами и единомышленниками, рядом с лабораториями и возможностями проводить эксперименты.
Неофициально МФТИ принято называть Физтехом, но у этого слова есть и другое значение: физтехом (только уже с маленькой буквы) называют выпускника или студента МФТИ. Каждый, кто прошел суровую школу этого университета, с гордостью может сказать о себе: «Я — физтех».
Поэтому сам институт, его учебные и лабораторные корпуса, студенческие и аспирантские общежития, дома для преподавателей находятся в одном месте — в Долгопрудном. Студенты, аспиранты и молодые ученые находятся рядом, постоянно общаются друг с другом, обмениваются идеями, придумывают новое — так возникает братство Физтеха.
Жизнь кампуса не ограничивается только наукой и учебой. У физтехов есть масса возможностей проявить себя и в других областях: здесь есть три спортивных клуба, стадион, бассейн, есть студенческий театр, стартап-акселератор, работает более 50 студенческих клубов.
Студенты МФТИ ежегодно организуют свой собственный масштабный фестиваль с выступлением музыкальных групп и антинаучной конференцией — Дни Физика. Любой студент может организовать свой клуб, если он не смог найти что-то подходящее из уже существующих.
«В этой коммуне все друг друга понимают, потому что говорят на одном языке. Люди открыты, готовы помогать и с невероятным энтузиазмом загораются смелыми, порой даже безумными идеями. При этом важно, что вы никогда не будете один на один со своими проблемами. Когда вам понадобится помощь, всегда найдется как минимум один энтузиаст, готовый ночи напролет помогать постигать тайны матанализа или писать тысячи строк кода для очередного смелого проекта, который способен изменить мир».
Михаил Ерохин,
выпускник МФТИ.
С первого по третий курс студентам Физтеха дают теоретические знания — базис их дальнейшей работы. После третьего курса студенты идут на факультетские или базовые кафедры. Базовые кафедры — это более 100 партнерских организаций, где студенты занимаются научной и практической работой.
В числе организаций-партнеров — ведущие институты РАН, например Институт космических исследований или Институт радиоэлектроники, а также ведущие технологические компании России: РКК «Энергия», PG Photonics, Центр Кельдыша и многие другие, а также компании, создающие цифровую экономику: Яндекс, ABBYY, 1С, Сбербанк. Так реализуется еще один принцип Капицы: того, кто хочет стать специалистом, и учить должны специалисты.
«Стандартная программа обучения студентов технических вузов обычно длится 5–6 лет, однако отцы-основатели Физтеха ужали эту своего рода пятилетку до трех лет. Таким образом, основные базовые дисциплины на Физтехе изучаются именно на первых трех курсах, а затем начинается реальная научная работа в базовых организациях. МФТИ дает огромный фундамент для дальнейшего развития, и даже если вы не свяжете свою жизнь с наукой, то запас знаний позволит вам построить успешную карьеру во многих иных сферах жизни и вполне неплохо при этом зарабатывать».
Михаил Ерохин,
выпускник МФТИ
Если во время поступления абитуриенты конкурируют между собой, то во время учебы за них самих конкурируют базовые организации.
«У нас идет конкуренция базовых организаций за студентов. Почти в 100 процентах случаев физтехов берут на работу или выплачивают им стипендии. Для тех, кто поступит в этом году и еще даже не выбрал кафедру, Яндекс организовал специальную стипендию, которую получат лучшие 10-20 студентов», — рассказывает проректор по научной работе и программам развития Виталий Баган.
Чтобы помочь студентам определиться с будущей карьерой, на 2-3 курсе их знакомят с работой на кафедрах. Студент может выбрать несколько компаний и поработать в них некоторое время, чтобы потом сделать окончательный выбор — на какую кафедру, базовую или факультетскую, ему идти.
Это позволяет избежать ситуации, когда из-за недостатка информации студент выбирает не интересное ему направление, и вместо, скажем, изучения искусственного интеллекта мучается на вычислительных методах прикладной математики.
Студенты Физтеха могут заниматься наукой не только на базовых и факультетских кафедрах, у них есть возможность работать под руководством лучших ученых мира по программе «Визит профессоров» в лабораториях на кампусе.
В рамках этой программы студенты или аспиранты ведут исследовательский проект совместно с приезжающим профессором и получают возможность обменяться реальным опытом научной работы с представителем передовой научной школы. В случае успеха они могут стать соавтором статьи в престижном научном журнале.
Например, студент МФТИ Егор Марьин работал совместно с профессором Эрнстом Бамбергом, сотрудником Института биофизики Макса Планка в Германии, над проектом по исследованию светочувствительного белка родопсина. По итогам работы исследование было опубликовано в журнале Science. Статья в самом престижном научном журнале мира — неплохое достижение для студента четвертого курса.
Еще одна возможность познакомиться с передовым опытом научной работы — принять участие в международной стажировке.
«Мы работаем как с иностранными студентами, так и с иностранными вузами. У нас есть совместные программы с французскими, испанскими университетами. Причем это могут быть и короткие стажировки на один-два месяца», — объясняет проректор по международным программам Алексей Малеев.
«В моем случае это очень помогло с дальнейшим самоопределением. Летом я старался выбирать разные стажировки и менять направления. Например, одно лето я проработал в НИИ генетики, другое — в Юлихе и Гренобле во Франции, занимался кристаллизацией мембранных белков и молекулярным моделированием. Третье лето я проработал в институте в США, занимался биоинформатикой и моделированием молекул ДНК. Каждое лето — стажировка на два-три месяца, где я получал опыт, а в течение следующего года добирал курсы, чтобы следующим летом поехать в новое место».
Георгий Соловьев,
основатель онлайн школы SkyEng,
выпускник факультета общей и прикладной физики (Физтех-школы ЛФИ)
Балльно-рейтинговая система в МФТИ построена так, что студенту, не успевающему посещать лекции из-за научной работы, но успешно изучающему материал дома, не снижают баллы на сессии. Ведь конечная цель образования — получение знаний, которые активно используются на практике. Также физтехи могут брать дополнительные курсы на других факультетах.
Подобный индивидуальный подход в свое время обосновал сам Капица:
Творческие способности ума человека, как правило, выявляются рано, и их можно развивать уже в средней школе, но их характер и направление определяются обычно к 18 годам. Поэтому высшее образование, которое начинается с этого возраста, уже должно быть специализированным согласно индивидуальным способностям человека <...> До сих пор основной задачей среднего образования было накопление определенного количества сведений в различных областях знаний, необходимых каждому человеку, чтобы быть полноценным гражданином своей страны. Но при воспитании творческих способностей к ученику требуется индивидуальный подход, что в значительной мере осложняет обучение».
Из Доклада на Международном конгрессе по подготовке преподавателей физики для средней школы, Венгрия, 1970.
Павел, студент третьего курса МФТИ объяснил N + 1, как работает эта система сейчас: «В начале семестра студенту выдают “задавальник” – сборник всех заданий на семестр, по которым проводятся контрольные. За решение этих контрольным начисляют больше всего баллов (хотя баллы присуждаются и за работу на семинарах, но они не так высоки). Поэтому студент может сам организовать свой учебный процесс — если он успешно решает все задания, он может распределять свое время так, как ему удобно.
«Кроме того, в МФТИ есть понятие “индивидуальная учебная траектория”, — продолжает рассказывать Павел. — Если студент хочет углубленно заниматься биоинформатикой, но ему не хватает курсов по программированию, то он может попросить деканат заменить курс, который, как он считает, не пригодится ему в дальнейшей научной работе, на тот, который нужен сейчас. И сейчас такая практика используется все чаще и чаще».
Выпускник факультета общей и прикладной физики Георгий Соловьев, основатель онлайн-школы SkyEng, рассказывает, что ходил на все лекции и брал дополнительные курсы вне рамок стандартной программы, причем прошел всего около десяти таких спецкурсов.
«Я был ботаном: приходил в девять утра на лекции, а спать ложился в три часа ночи, первые два года были достаточно тяжелыми в этом плане. С третьего курса, когда начались головные боли, я стал более трепетно относится к своему здоровью — начал заниматься спортом, пить витамины. Тогда я понял: если хочешь добиться высоких результатов, то помимо того, что надо много учиться и работать, требуется еще и очень хорошо следить за собой», — вспоминает Соловьев.
За время существования из МФТИ выпустилось более 38 тысяч человек. Из них 150 стали академиками и членами-корреспондентами РАН, 6000 — докторами наук, 17000 — кандидатами наук. Физтех дал миру двух нобелевских лауреатов, трех летчиков-космонавтов, трех министров по науке и президента Российской академии наук, действовавшего вплоть до недавнего времени.
Однако наука — далеко не единственная область, в которой преуспевают выпускники Физтеха. Например, в свежем списке Forbes Russia «200 самых богатых бизнесменов России» есть 11 выпускников МФТИ, среди них — Александр Абрамов, председатель совета директоров горно-металлургической группы Evraz Plc, Сергей Колесников, президент корпорации по производству строительных материалов «Технониколь», Николай Сторонский, главный управляющий директор финтех-компании Revolut, Андрей Баронов, технический директор IT-компании Veeam Software, и другие.
У будущих студентов МФТИ есть все шансы повторить их успех — ведь вуз предоставляет возможность подготовиться не только к научной, но и к предпринимательской карьере.
«В дополнение к двум основным трекам — научному, куда идут люди, продолжающие академическую карьеру, и треку больших индустрий (включая IT-компании и конструкторские бюро), мы запустили третий трек – технологическое предпринимательство, который развивается в рамках акселератора “Физтех.Старт”» — рассказывает проректор по международным программам и цифровым инновациям Алексей Малеев.
«Мы чувствуем спрос со стороны студентов на создание своих технологических компаний, — продолжает он. — Несмотря на то, что компании — студенческие, некоторые из них выходят из акселератора с первыми продажами. Наша свежая история успеха – это команда, создавшая чат-бота, способного в автоматическом режиме давать ответы на стандартные вопросы сотрудников. За 3–4 месяца студенты внедрили свой продукт в шесть компаний, среди которых Инвитро и Леруа Мерлен».
Анастасия Божанова