Поймете ли вы язык скандинавской поэзии?
Умение слагать стихи и импровизировать может спасти вам жизнь и обеспечить жизненный успех — особенно если вы живете в средневековой Исландии или Норвегии. Способность облечь нужное содержание в стихотворную форму тогда очень ценилась, причем иногда вполне буквально: конунги и ярлы нередко одаривали умелого скальда золотом. Хотя, разумеется, правильные и достойные награды стихи могли слагать лишь немногие.
Трудно представить себе поэзию более изощренную, чем скальдическая, ведь стих должен был удовлетворять множеству условий: жестким метрическим требованиям размеров, строгим схемам аллитераций и внутренних рифм, использовать сложный синтаксис. Одна из ярких черт скальдической поэзии — кеннинги. Это особая единица поэтического языка скальдов, своего рода ребус, спрятанный в тексте стихотворения — висы. Чаще всего это конструкция из двух слов, которая должна заменить одно: например, корабль — конь моря. При этом кеннинги могут заменять друг друга. Кеннинг конь моря можно без ущерба для смысла заменить построенным по той же модели кеннингом медведь волны или лось прилива. Более того, определение (слово в родительном падеже) в любом кеннинге можно, в свою очередь, представить в виде другого кеннинга и получить «протяженный» кеннинг: конь дороги кита — корабль. Правильное использование кеннингов свидетельствовало о мастерстве скальда.
Медиевист Денис Голованенко специально для N+1 подготовил небольшой тест для тех, кто хочет проверить себя и узнать, насколько он в силах понять язык скальдической поэзии.
Рядом с ней нашли захоронения 32 человек
Французские специалисты из Национального института охранных археологических исследований (Inrap) рассказали о результатах раскопок, которые в 2024 году проходили в окрестностях города Гренобль. Во время этих работ археологи обнаружили часть старинного квадратного в плане сооружения из кирпича, которое, по всей видимости, представляет собой остатки эшафота — помоста, на котором в XVI веке нашей эры проводили публичные казни. Рядом с ним исследователи также раскопали десять могильных ям, в которых покоились останки как минимум 32 человек, большинство из которых были мужчинами. Как сообщается на сайте Inrap, в некоторых захоронениях лежало по одному скелету, однако основная часть могил содержала кости от двух до восьми индивидов.