Как сделать красивым многоквартирный панельный дом
Как придать фасаду красивый вид, если речь идет о панельном доме? Зачем нужны блоки для кондиционеров, что такое спеклы и каким образом, в конечном итоге, формируется внешний облик здания? Об этом и многом другом вы узнаете из второго текста нашего проекта, который N + 1 ведет в партнерстве с компанией ПИК «Умные решения».
Про панельное строительство у нас был отдельный большой материал, где подробно обсуждались аспекты индустриального подхода к процессу возведения домов. Там, в частности, подчеркивалось: массовый и конвейерный характер производства приводит к тому, что и дома в целом выходят похожими друг на друга.
«Перед тем как запускать в серию строительство жилья эконом-класса, мы проводили большое исследование рынка. Оказалось, что для покупателей внешний вид дома — то есть отделка его фасада — стоит далеко не на первом месте. Выше в списке их приоритетов находятся другие критерии, например площадь квартиры», — рассказывает заместитель директора департамента дизайна Алексей Дук.
Но мелочей в строительстве не бывает. «Мы решили подойти к своим фасадам с какой-то общей эстетикой», — добавляет Алексей.
Во времена СССР панельные дома нередко облицовывались плиткой. Плитка носила декоративный характер, однако зачастую производила не самое приятное впечатление. Основных сценариев такой облицовки было два.
В первом случае плиткой покрывалась лицевая сторона каждой панели, с периметром из бетона. Из-за этого были видны швы между панелями, к тому же линии швов плитки на соседних панелях могли не совпадать.
Во втором случае плиткой, уже после завершения монтажных работ, облицовывалась вся поверхность фасада целиком. Нередко, однако, большие допуски при монтаже приводили к тому, что линии швов были кривыми или расходились с линиями окон. Отделочникам часто приходилось делать так называемые доборы — то есть вставлять дополнительные куски плитки, чтобы облицовка плотнее прилегала к оконным проемам или краям здания.
В обоих случаях результат выглядел неряшливо и производил не самое приятное впечатление. Тем не менее, уже на новом этапе развития индустрии, многие строительные компании не собираются отказываться от плитки.
«C самого начала мы решили облицовывать наши фасады плиткой, — говорит Алексей. — По трем причинам. Во-первых, это позволяет использовать разные цветовые решения. Во-вторых, в нашем климате это долговечно. В-третьих, мы считаем, что это красиво».
Однако надо было избежать ошибок, допущенных в советское время.
«Сделав выбор в пользу фасадов, облицованных плиткой, мы поняли, что должны поставить два важных условия. Во-первых, необходимо, чтобы швы между плитками и между панелями были одного и того же размера. Во-вторых, резанная плитка и доборы недопустимы. То есть все размеры здания — шаги секции, размеры окна по высоте и ширине, шаги окон и так далее — необходимо привязать к размеру плитки», — рассказывает Алексей.
Разумеется, эта задача оказалась нетривиальной. Выставить размер плитки в произвольном порядке было нельзя — имелись проектные ограничения, множество регулирующих документов, нормативы и заводские мощности. Кроме этого хотелось, чтобы плитка была приятных для глаз пропорций. В результате долгих трудов удалось вычислить — плитка должна быть длиной 288 миллиметров, шириной 88 миллиметров и толщиной 8 миллиметров.
В современной архитектуре фасад — это лицо здания. Если проект дома уникален, у архитектора есть (и был в прошлом) довольно большой арсенал инструментов для работы с этим лицом — эркеры, карнизы, колонны и многое другое. Когда речь заходит о массовом жилье, на первый план выходит функциональность. Чем еще можно украсить лицо здания, помимо плитки?
«Можно использовать балконы, но это не желательно. Согласно изначальному плану, балкон должен выполнять рекреационную функцию — он открывает доступ на свежий воздух прямо из квартиры. Но в нашем с вами климате, по крайней мере в средней полосе, где расположена Москва, он эту функцию не выполняет. Вместо этого балконы воспринимаются жильцами как место складирования каких-то вещей. Еще его могут остеклить и превратить в лоджию или остеклить, утеплить и присоединить к квартире — получится эркер», — рассказывает Алексей Дук.
«Но при всех этих сценариях портится вид фасада. А еще балконы на высоких этажах в целом используются реже — на них людям выходить страшно. В общем, мы в наших проектах почти совсем отказались от балконов. Если мы все же их и делаем, то стараемся затруднить нецелевое использование балконов. То есть делаем их, например, совсем небольшой площади, чтобы жильцы не захламляли. А чтобы наши балконы сложнее было стеклить, размещаем их не друг под другом, а со сдвигом через весь этаж», — добавляет он.
«Наше законодательство не позволяет полноценно регулировать использование балконов. Вот в Европе с этим нет проблем. Никто никогда не застеклит балкон и не устроит там склад, потому что есть четкие правовые механизмы: владелец квартиры, который нецелевым образом что-то использует или портит внешний вид здания, получит за это предписание, штраф», — объясняет Алексей.
Еще один элемент, часто искажающий внешний вид дома, — блоки сплит-систем кондиционирования. Внешний блок, который называется компрессорно-конденсатным агрегатом, обычно вешается прямо на фасад.
При этом, по словам Алексея Дука, эксперименты с установкой в многоквартирных домах центральных систем кондиционирования в целом не принесли результатов. Обслуживание такой системы ложится на всех жителей, поэтому рано или поздно кто-то начинает возмущаться из-за необходимости платить за, как ему кажется, необязательную услугу.
И поскольку запретить системы кондиционирования невозможно, на фасадах приходится заранее предусматривать места для блоков.
«Мы пошли именно по этому пути. У нас есть два варианта решения, выбор зависит от конкретного проекта. Например, корзина для кондиционера, изначально присутствующая на фасаде. В нее можно поместить внешний блок, но важно, что эта корзина фактически является частью архитектурного облика здания. Второй вариант — специальные технические балконы, на которые можно вешать наружные блоки. Мы также делаем специальные трубы для отвода конденсата, ведущие напрямую в канализацию», — говорит Алексей.
Еще одна важная вещь, за которой необходимо следить при проектировании и которая связана, в том числе, с балконами, — это инсоляция, то есть количество света, попадающее в квартиру. Именно нормативы по инсоляции используются как основной инструмент регулирования со стороны государства. В частности, эти нормативы не дают возможности делать большие глубокие балконы, так как они снижают количество света, попадающего в комнату.
Какой может быть цветовая отделка здания? Оказалось, что и тут все непросто.
«Сначала мы разработали палитры цветов, гармонично сочетающихся между собой. Вообще, колористика — это целая наука, владение ее основами позволяет составлять разные цветовые комбинации — по принципу контраста или дополнения, монохроматизма, нейтральности и так далее, а еще надо учитывать, что цвета бывают основными, составными, дополнительными… Мы набрали несколько палитр, проработали их с производителем плитки и в результате получили набор из примерно 20 основных цветов», — поясняет Алексей.
По его словам, компания ПИК отказалась от строительства моноэтажных, то есть одноуровневых, домов, отдав предпочтение домам переменной этажности. Почему?
С одной стороны, строительство домов одной этажности выгодно. Подсчитано, например, что 17-этажные здания дают максимальную прибыль в пересчете на квадратный метр. Более низкое здание принесет меньше прибыли, а для более высоких зданий по нормативам требуется предусмотреть дополнительные инструменты пожарной безопасности, а также большее количество лифтов.
«Но мы считаем, что это не очень правильно с точки зрения человеческого восприятия и ощущения от пространства. Обязательно должны быть какие-то части ниже, а где-то, наоборот, лучше башню построить повыше, чтобы она доминировала в комплексе. То есть в комплексе должны быть как минимум две этажности», — говорит Алексей.
После того как определена форма фасада, его разделяют на крупные фрагменты, в каждом из которых определяются так называемые паттерны — сочетания различных элементов оформления. Выразительный инструментарий у индустриального жилья довольно скудный, поэтому в качестве элементов используются ритмы окон, блоки кондиционеров и спеклы — пятна плитки иного цвета. Внутри блока плитка расставляется по определенному ритму из набора заранее определенных паттернов.
«Обычно это что-то простое — в шахматном порядке, через два ряда, через три, со сдвижкой, с полосой горизонтальной, с полосой вертикальной», — объясняет Алексей типологию паттернов.
«Несколько простых подходов позволяют получить результат, в котором, пусть фасад и выглядит просто, заложена довольно сложная идея. Возможно, она не всегда считывается сходу, но если приглядеться, можно заметить, что имел в виду архитектор, выбирая именно такое сочетание оформляющих элементов. В этом, собственно, и состоит его задача — сделать нечто такое, что было бы интересно устроено и при этом раскладывалось на относительно простые и понятные вещи», — добавляет он.
По словам Алексея, в настоящее время ведется аналогичная работа по созданию системы облицовки и для кирпича. Основная сложность тут в том, что размеры всех объектов — окон, межоконных простенков, балконов, блоков кондиционеров и так далее — приходится пересчитывать, поскольку размеры кирпича не кратны размерам плитки и еще более жестко заданы общими стандартами. А это значит, что к ним придется придумать нестандартный подход.
Андрей Коняев
Что можно разглядеть на микрофотографиях керна
Цилиндрический образец горной породы, извлеченный из скважины при бурении, геологи называют керном. Он содержит информацию о составе, структуре и свойствах пород. Все это можно использовать для изучения геологического разреза (вертикального сечения земной коры), обнаружения породных комплексов и определения типа и свойств нефтеносных пластов.