Десятого ноября 2018 года исполнится ровно 130 лет со дня рождения авиаконструктора Андрея Туполева. Традиционно его вспоминают как основателя советской авиационной конструкторской школы, учителя множества выдающихся авиаконструкторов и человека, под чьим руководством были разработаны знаменитые дальние бомбардировщики Ту-22М3, Ту-160 и Ту-95, а также сверхзвуковой пассажирский самолет Ту-144. Однако конструкторское бюро Туполева во второй половине XX века было еще и одним из ведущих в мире разработчиков разведывательных беспилотных летательных аппаратов. В 1970-1980-х годах СССР был лидером по количеству беспилотников, подавляющее большинство из которых было создано под руководством Андрея Туполева.


Самолет-бомба

В декабре 1903 года состоялся первый полет братьев Уилбера и Орвилла Райтов. Это был первый управляемый полет человека на аппарате с двигателем. Спустя всего семь лет, когда началось становление авиации, американский изобретатель Чарльз Кеттеринг предложил идею беспилотного самолета, способного превращаться в авиабомбу. Фактически с этого момента в мире начала развиваться беспилотная авиация.

Американский изобретатель представлял себе начиненный взрывчаткой самолет, способный, не меняя курса и высоты, выполнять полеты без пилота. Спустя определенное время после взлета специальный часовой механизм должен был бы привести в действие устройство, сбрасывающее крылья, и самолет превращался бы в бомбу. В 1914 году Кеттеринг получил заказ Армии США на разработку прототипов устройства, которые, впрочем, участия в боевых действиях не приняли.

Идея ударного беспилотника тогда не прижилась, поскольку военные посчитали, что бомбардировщики справятся с бомбежками лучше, чем самолеты без пилотов. Такая уверенность в США сохранялась довольно долго. В 1950-х годах несколько американских фирм, включая Teledyne Ryan, Radioplane Company и Boeing, предложили военным несколько версий разведывательных беспилотников, но не все они были допущены к серийному производству и использовались для решения боевых задач.

В массе своей эти аппараты были перепроектированы под беспилотные мишени, использовавшиеся военными для подготовки летчиков фронтовой авиации и расчетов противовоздушной обороны. В качестве мишеней в США в 1950-1980-х годах были выпущены более десяти тысяч беспилотников-мишеней, в то время как число разведывательных аппаратов за все это время не достигло и полутора тысяч. Причем массовое производство «разведчиков» началось только во второй половине 1960-х годов; такие аппараты США более или менее активно использовали во время войны во Вьетнаме.

Мнение о беспилотных аппаратах у американских властей поменялось в начале 1960-х годов после того, как в воздушном пространстве СССР был сбит стратегический разведывательный самолет U-2 Dragon Lady, управляемый лейтенантом Фрэнсисом Гэри Пауэрсом. К тому времени, когда США начали инвестировать в разработку беспилотных разведывательных самолетов, военные СССР в важных военных операциях уже полагались, в том числе, и на данные с беспилотников.


Самолет — ядерная бомба

Основным разработчиком таких аппаратов ко второй половине 1960-х годов стало конструкторское бюро, возглавляемое Андреем Туполевым. Изначально в проектах разработки разведывательных беспилотных летательных аппаратов участвовало и конструкторское бюро под руководством Семена Лавочкина, а затем и бюро Александра Яковлева, но успеха они не имели. Фактически активное развитие советской беспилотной разведывательной авиации началось со стратегической сверхзвуковой ракеты Ту-121. Этот боеприпас планировалось оснастить ядерной боевой частью и использовать для поражения объектов противника на дальности до четырех тысяч километров.

Первый полет прототипа Ту-121 состоялся в августе 1960 года. Планер ракеты самолетного типа был выполнен по нормальной аэродинамической схеме, то есть с расположением небольшого стабилизатора в хвостовой части за крылом. В хвостовой части ракеты располагался и малоресурсный турбореактивный двигатель КР-15-300 с форсажной камерой, воздухозаборник которого был вынесен посередине фюзеляжа в нижней его части. Ракета была разработана для наземного старта и имела боковые твердотопливные ускорители, обеспечивавшие ее сход с пусковой установки и начальный разгон.

Программу ракеты вскоре закрыли — советское военное руководство отдало предпочтение разработке баллистических ракет разных классов, созданием которых занималось конструкторское бюро Сергея Королева. Впрочем, большинство наработок, полученных туполевцами по этому проекту, было использовано в других проектах разведывательных беспилотных летательных аппаратов. В частности, уже в 1964 году в СССР началось серийное производство беспилотных разведчиков Ту-123 «Ястреб».


«Ястребы»

«Ястребы» были конструктивно основаны на Ту-121 и использовались для аэрофотосъемки и радиоразведки на дальности до 3,2 тысячи километров. Ту-123 также обозначался как ДБР-1 (Дальний Беспилотный Разведчик). Беспилотник был оборудован носовым отстыковываемым отсеком с аэрофотоаппаратом АФА-41/20М для съемки перспективы, тремя плановыми аэрофотоаппаратами АФА-54/100М и фотоэлектрическим экспонометром СУ3-РЭ. «Ястреб» также был оснащен станцией радиотехнической разведки, позволявшей ему обнаруживать источники радиосигнала, радиоответчиком системы «свой-чужой» и радиомаяком для поиска вернувшегося аппарата.

Беспилотник выполнял полеты на скорости около 2,8 тысячи километров в час. После возвращения с разведки посадка Ту-123 проходила в автоматическом режиме. Сперва беспилотник обнаруживал сигнал станции радиосопровождения, выключал двигатель, сливал остатки топлива и набирал высоту для сброса скорости. Затем аппарат отстреливал многоразовый приборный отсек, выпускал посадочный парашют и стойки шасси и приземлялся.

Следует отметить, что Ту-123 изначально разрабатывался как многоразовый беспилотник, хотя фактически таковым не был. Дело в том, что посадочный парашют беспилотника не замедлял его в достаточной степени, из-за чего «Ястреб» обычно получал серьезные повреждения центральной и хвостовой частей фюзеляжа. После этого ремонтировать его было слишком дорого. Приборный отсек обычно повреждений не получал и его повторно использовали на новых планерах. Ту-123 выпускался с 1964-го по 1972 год. За это время были собраны 52 беспилотника.

Параллельно с выпуском Ту-123 конструкторское бюро Туполева занималось созданием усовершенствованной версии «Ястреба» — Ту-139. Конструктивно новый аппарат базировался на своем предшественнике и отличался от него оживальной формой крыла (на Ту-123 крыло было дельтавидным), доработанной посадочно-тормозной парашютной системой и дополнительными тормозными твердотопливными двигателями. Последние включались при касании земли контактным щупом и замедляли беспилотник, позволяя ему приземлиться без повреждений.

В начале 1970-х годов несколько таких аппаратов проходили испытания, но затем программу свернули в пользу новых разведывательных беспилотников с более совершенным бортовым оборудованием. Проектом же Ту-139 разработчикам удалось на практике доказать принципиальную возможность многоразовой безопасной посадки беспилотных аппаратов и их последующих повторных запусков.



«Стрижи» и «Рейсы»

Опыт беспилотников «Ястреб» и Ту-139 в первой половине 1970-х годов был использован при разработке нового разведывательного аппарата Ту-141 «Стриж». Новая машина была выполнена более компактной, чем ее предшественницы. Ту-121 и Ту-123 по размерам были сопоставимы с полноценными самолетами: они имели в длину 24,8 метра, в высоту — 4,6 метра и размах крыла 8,4 метра. Длина Ту-141 составляла уже 14,3 метра, а размах крыла — 3,9 метра. Этот беспилотник мог выполнять полеты на скорости в одну тысячу километров в час, а дальность его полета составляла чуть меньше тысячи километров.

«Стрижи», принятые на вооружение в 1979 году, размещались преимущественно на западной границе СССР. Аппараты разрабатывались для ведения разведки в тылу противника на удалении нескольких сотен километров от линии фронта. Ту-141 были оснащены аэрофотокамерами и инфракрасной камерой. Такие беспилотники можно было использовать для разведки уже и в ночное время. Всего были выпущены 152 таких аппарата.

В 1982 году на вооружение СССР поступил новый разведывательный беспилотник Ту-143 «Рейс», который затем был модернизирован до версии Ту-243 «Рейс-Д». Этот аппарат имел в длину 8,1 метра, в высоту 1,5 метра и размах крыла 2,2 метра. Беспилотник, запускавшийся с наземной установки с помощью твердотопливных двигателей, в полете развивал скорость до 950 километров в час. Дальность действия разведывательного беспилотника составляла 180 километров.

В отличие от предыдущих аппаратов, «Рейс» имел бортовое оборудование, позволявшее ему лететь на сверхмалой высоте — не более десяти метров от поверхности. Аппарат имел несколько вариантов приборного отсека с фотографическими, телевизионными и инфракрасными камерами. Модернизированная же версия аппарата Ту-243, появившаяся в начале 1990-х годов, стала первым российским беспилотником с системой передачи разведывательной информации по радиоканалу в режиме реального времени. На Ту-121, Ту-123, Ту-141 и Ту-143 разведданые снимались после возвращения аппарата.

В общей сложности, в 1960-1980-х годах по проектам конструкторского бюро Туполева были выпущены и поставлены на вооружение около 1,2 тысячи разведывательных беспилотников. В конце 1980-х годов на вооружении СССР, по разным данным, стояли от 400 до 750 беспилотных аппаратов. Для сравнения, в этот же период число разведывательных беспилотников на вооружении США было немногим меньше сотни (к 200 аппаратам США приблизились только в 2000 году, после чего приняли масштабную программу развития беспилотной авиации и к 2018 году довели число дронов разных классов на вооружении до почти 12 тысяч единиц не считая карманные беспилотники индивидуальной разведки).


Беспилотники Туполева сегодня

В 1990-х годах Россия переживала серию глубоких финансово-экономических и социальных кризисов, денег на «оборонку» практически не было, и история беспилотных разработок конструкторов Туполева фактически закончилась. Беспилотники Ту-143 поставлялись на экспорт в Румынию, Чехословакию, Ирак и Сирию. Ту-143 стоит на вооружении Украины и России в настоящее время, а Ту-243 небольшими партиями выпускается и сегодня.

В 1990-х годах конструкторское бюро Туполева в инициативном порядке занималось разработкой разведывательно-ударного беспилотного летательного аппарата Ту-300 «Коршун». Из-за финансовых трудностей проект был заморожен. В 2007 году «Туполев» объявил о намерении возобновить разработку беспилотника, но было ли это сделано на самом деле, неизвестно. Учитывая, что в российские войска сегодня активно поставляются беспилотники, разработанные несколькими российскими компаниями, включая «Вегу» и Zala, а также израильской IAI, проект Ту-300, скорее всего, был закрыт окончательно.

В России сейчас ведется разработка сразу нескольких разведывательных и ударных беспилотников. На вооружении страны стоят 1,9 тысячи беспилотников.

С 2013 года компания «Туполев» занимается разработкой нового стратегического бомбардировщика-ракетоносца ПАК ДА (Перспективный Авиационный Комплекс Дальней Авиации). Ожидается, что ПАК ДА совершит первый полет в 2025 году и поступит на вооружение в 2028 году. В составе Дальней авиации России ПАК ДА постепенно заменит стратегические бомбардировщики Ту-160 и Ту-95МС. Кроме того, компания участвует в проектах возобновления серийного производства стратегических ракетоносцев Ту-160М и модернизации этих самолетов. В 2010 году «Туполев» объявил о разработке беспилотного авиационного комплекса средней дальности (БАК СД), однако на какой стадии этот проект находится в настоящее время, неизвестно.

Василий Сычёв

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.