Между «Ястребом» и «Коршуном»

Краткая история беспилотных аппаратов конструкторского бюро Туполева

Десятого ноября 2018 года исполнится ровно 130 лет со дня рождения авиаконструктора Андрея Туполева. Традиционно его вспоминают как основателя советской авиационной конструкторской школы, учителя множества выдающихся авиаконструкторов и человека, под чьим руководством были разработаны знаменитые дальние бомбардировщики Ту-22М3, Ту-160 и Ту-95, а также сверхзвуковой пассажирский самолет Ту-144. Однако конструкторское бюро Туполева во второй половине XX века было еще и одним из ведущих в мире разработчиков разведывательных беспилотных летательных аппаратов. В 1970-1980-х годах СССР был лидером по количеству беспилотников, подавляющее большинство из которых было создано под руководством Андрея Туполева.

Самолет-бомба

В декабре 1903 года состоялся первый полет братьев Уилбера и Орвилла Райтов. Это был первый управляемый полет человека на аппарате с двигателем. Спустя всего семь лет, когда началось становление авиации, американский изобретатель Чарльз Кеттеринг предложил идею беспилотного самолета, способного превращаться в авиабомбу. Фактически с этого момента в мире начала развиваться беспилотная авиация.

Американский изобретатель представлял себе начиненный взрывчаткой самолет, способный, не меняя курса и высоты, выполнять полеты без пилота. Спустя определенное время после взлета специальный часовой механизм должен был бы привести в действие устройство, сбрасывающее крылья, и самолет превращался бы в бомбу. В 1914 году Кеттеринг получил заказ Армии США на разработку прототипов устройства, которые, впрочем, участия в боевых действиях не приняли.

Идея ударного беспилотника тогда не прижилась, поскольку военные посчитали, что бомбардировщики справятся с бомбежками лучше, чем самолеты без пилотов. Такая уверенность в США сохранялась довольно долго. В 1950-х годах несколько американских фирм, включая Teledyne Ryan, Radioplane Company и Boeing, предложили военным несколько версий разведывательных беспилотников, но не все они были допущены к серийному производству и использовались для решения боевых задач.

В массе своей эти аппараты были перепроектированы под беспилотные мишени, использовавшиеся военными для подготовки летчиков фронтовой авиации и расчетов противовоздушной обороны. В качестве мишеней в США в 1950-1980-х годах были выпущены более десяти тысяч беспилотников-мишеней, в то время как число разведывательных аппаратов за все это время не достигло и полутора тысяч. Причем массовое производство «разведчиков» началось только во второй половине 1960-х годов; такие аппараты США более или менее активно использовали во время войны во Вьетнаме.

Мнение о беспилотных аппаратах у американских властей поменялось в начале 1960-х годов после того, как в воздушном пространстве СССР был сбит стратегический разведывательный самолет U-2 Dragon Lady, управляемый лейтенантом Фрэнсисом Гэри Пауэрсом. К тому времени, когда США начали инвестировать в разработку беспилотных разведывательных самолетов, военные СССР в важных военных операциях уже полагались, в том числе, и на данные с беспилотников.

Самолет — ядерная бомба

Основным разработчиком таких аппаратов ко второй половине 1960-х годов стало конструкторское бюро, возглавляемое Андреем Туполевым. Изначально в проектах разработки разведывательных беспилотных летательных аппаратов участвовало и конструкторское бюро под руководством Семена Лавочкина, а затем и бюро Александра Яковлева, но успеха они не имели. Фактически активное развитие советской беспилотной разведывательной авиации началось со стратегической сверхзвуковой ракеты Ту-121. Этот боеприпас планировалось оснастить ядерной боевой частью и использовать для поражения объектов противника на дальности до четырех тысяч километров.

Первый полет прототипа Ту-121 состоялся в августе 1960 года. Планер ракеты самолетного типа был выполнен по нормальной аэродинамической схеме, то есть с расположением небольшого стабилизатора в хвостовой части за крылом. В хвостовой части ракеты располагался и малоресурсный турбореактивный двигатель КР-15-300 с форсажной камерой, воздухозаборник которого был вынесен посередине фюзеляжа в нижней его части. Ракета была разработана для наземного старта и имела боковые твердотопливные ускорители, обеспечивавшие ее сход с пусковой установки и начальный разгон.

Программу ракеты вскоре закрыли — советское военное руководство отдало предпочтение разработке баллистических ракет разных классов, созданием которых занималось конструкторское бюро Сергея Королева. Впрочем, большинство наработок, полученных туполевцами по этому проекту, было использовано в других проектах разведывательных беспилотных летательных аппаратов. В частности, уже в 1964 году в СССР началось серийное производство беспилотных разведчиков Ту-123 «Ястреб».

«Ястребы»

«Ястребы» были конструктивно основаны на Ту-121 и использовались для аэрофотосъемки и радиоразведки на дальности до 3,2 тысячи километров. Ту-123 также обозначался как ДБР-1 (Дальний Беспилотный Разведчик). Беспилотник был оборудован носовым отстыковываемым отсеком с аэрофотоаппаратом АФА-41/20М для съемки перспективы, тремя плановыми аэрофотоаппаратами АФА-54/100М и фотоэлектрическим экспонометром СУ3-РЭ. «Ястреб» также был оснащен станцией радиотехнической разведки, позволявшей ему обнаруживать источники радиосигнала, радиоответчиком системы «свой-чужой» и радиомаяком для поиска вернувшегося аппарата.

Беспилотник выполнял полеты на скорости около 2,8 тысячи километров в час. После возвращения с разведки посадка Ту-123 проходила в автоматическом режиме. Сперва беспилотник обнаруживал сигнал станции радиосопровождения, выключал двигатель, сливал остатки топлива и набирал высоту для сброса скорости. Затем аппарат отстреливал многоразовый приборный отсек, выпускал посадочный парашют и стойки шасси и приземлялся.

Следует отметить, что Ту-123 изначально разрабатывался как многоразовый беспилотник, хотя фактически таковым не был. Дело в том, что посадочный парашют беспилотника не замедлял его в достаточной степени, из-за чего «Ястреб» обычно получал серьезные повреждения центральной и хвостовой частей фюзеляжа. После этого ремонтировать его было слишком дорого. Приборный отсек обычно повреждений не получал и его повторно использовали на новых планерах. Ту-123 выпускался с 1964-го по 1972 год. За это время были собраны 52 беспилотника.

Параллельно с выпуском Ту-123 конструкторское бюро Туполева занималось созданием усовершенствованной версии «Ястреба» — Ту-139. Конструктивно новый аппарат базировался на своем предшественнике и отличался от него оживальной формой крыла (на Ту-123 крыло было дельтавидным), доработанной посадочно-тормозной парашютной системой и дополнительными тормозными твердотопливными двигателями. Последние включались при касании земли контактным щупом и замедляли беспилотник, позволяя ему приземлиться без повреждений.

В начале 1970-х годов несколько таких аппаратов проходили испытания, но затем программу свернули в пользу новых разведывательных беспилотников с более совершенным бортовым оборудованием. Проектом же Ту-139 разработчикам удалось на практике доказать принципиальную возможность многоразовой безопасной посадки беспилотных аппаратов и их последующих повторных запусков.

«Стрижи» и «Рейсы»

Опыт беспилотников «Ястреб» и Ту-139 в первой половине 1970-х годов был использован при разработке нового разведывательного аппарата Ту-141 «Стриж». Новая машина была выполнена более компактной, чем ее предшественницы. Ту-121 и Ту-123 по размерам были сопоставимы с полноценными самолетами: они имели в длину 24,8 метра, в высоту — 4,6 метра и размах крыла 8,4 метра. Длина Ту-141 составляла уже 14,3 метра, а размах крыла — 3,9 метра. Этот беспилотник мог выполнять полеты на скорости в одну тысячу километров в час, а дальность его полета составляла чуть меньше тысячи километров.

«Стрижи», принятые на вооружение в 1979 году, размещались преимущественно на западной границе СССР. Аппараты разрабатывались для ведения разведки в тылу противника на удалении нескольких сотен километров от линии фронта. Ту-141 были оснащены аэрофотокамерами и инфракрасной камерой. Такие беспилотники можно было использовать для разведки уже и в ночное время. Всего были выпущены 152 таких аппарата.

В 1982 году на вооружение СССР поступил новый разведывательный беспилотник Ту-143 «Рейс», который затем был модернизирован до версии Ту-243 «Рейс-Д». Этот аппарат имел в длину 8,1 метра, в высоту 1,5 метра и размах крыла 2,2 метра. Беспилотник, запускавшийся с наземной установки с помощью твердотопливных двигателей, в полете развивал скорость до 950 километров в час. Дальность действия разведывательного беспилотника составляла 180 километров.

В отличие от предыдущих аппаратов, «Рейс» имел бортовое оборудование, позволявшее ему лететь на сверхмалой высоте — не более десяти метров от поверхности. Аппарат имел несколько вариантов приборного отсека с фотографическими, телевизионными и инфракрасными камерами. Модернизированная же версия аппарата Ту-243, появившаяся в начале 1990-х годов, стала первым российским беспилотником с системой передачи разведывательной информации по радиоканалу в режиме реального времени. На Ту-121, Ту-123, Ту-141 и Ту-143 разведданые снимались после возвращения аппарата.

В общей сложности, в 1960-1980-х годах по проектам конструкторского бюро Туполева были выпущены и поставлены на вооружение около 1,2 тысячи разведывательных беспилотников. В конце 1980-х годов на вооружении СССР, по разным данным, стояли от 400 до 750 беспилотных аппаратов. Для сравнения, в этот же период число разведывательных беспилотников на вооружении США было немногим меньше сотни (к 200 аппаратам США приблизились только в 2000 году, после чего приняли масштабную программу развития беспилотной авиации и к 2018 году довели число дронов разных классов на вооружении до почти 12 тысяч единиц не считая карманные беспилотники индивидуальной разведки).

Беспилотники Туполева сегодня

В 1990-х годах Россия переживала серию глубоких финансово-экономических и социальных кризисов, денег на «оборонку» практически не было, и история беспилотных разработок конструкторов Туполева фактически закончилась. Беспилотники Ту-143 поставлялись на экспорт в Румынию, Чехословакию, Ирак и Сирию. Ту-143 стоит на вооружении Украины и России в настоящее время, а Ту-243 небольшими партиями выпускается и сегодня.

В 1990-х годах конструкторское бюро Туполева в инициативном порядке занималось разработкой разведывательно-ударного беспилотного летательного аппарата Ту-300 «Коршун». Из-за финансовых трудностей проект был заморожен. В 2007 году «Туполев» объявил о намерении возобновить разработку беспилотника, но было ли это сделано на самом деле, неизвестно. Учитывая, что в российские войска сегодня активно поставляются беспилотники, разработанные несколькими российскими компаниями, включая «Вегу» и Zala, а также израильской IAI, проект Ту-300, скорее всего, был закрыт окончательно.

В России сейчас ведется разработка сразу нескольких разведывательных и ударных беспилотников. На вооружении страны стоят 1,9 тысячи беспилотников.

С 2013 года компания «Туполев» занимается разработкой нового стратегического бомбардировщика-ракетоносца ПАК ДА (Перспективный Авиационный Комплекс Дальней Авиации). Ожидается, что ПАК ДА совершит первый полет в 2025 году и поступит на вооружение в 2028 году. В составе Дальней авиации России ПАК ДА постепенно заменит стратегические бомбардировщики Ту-160 и Ту-95МС. Кроме того, компания участвует в проектах возобновления серийного производства стратегических ракетоносцев Ту-160М и модернизации этих самолетов. В 2010 году «Туполев» объявил о разработке беспилотного авиационного комплекса средней дальности (БАК СД), однако на какой стадии этот проект находится в настоящее время, неизвестно.

Василий Сычёв

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.
Все оружейные подъемники авианосца «Джеральд Форд» наконец заработали