Когда начнется промышленная добыча полезных ископаемых на Луне и астероидах
Разговоры о добыче полезных ископаемых на астероидах и Луне звучат скорее как декорации к сюжетам Айзека Азимова, чем как серьезные планы ученых. Тем не менее, разработки в этой области ведутся, и редакция N + 1 совместно со специалистами из НИТУ «МИСиС» попыталась разобраться в тех сложностях, с которыми придется столкнуться будущим горнякам (роботам или людям) на Луне и астероидах, а также ответить на вопрос, как их можно будет решить.
Что именно можно (и имеет смысл) добывать на астероидах и других небесных телах? Ученые выделяют две категории ископаемых: первые можно будет использовать прямо на месте, вторые — транспортировать на Землю. К первой группе относятся, например, конструкционные материалы, и в особенности вода. С помощью электролиза ее можно разложить на водород и кислород, чтобы затем использовать их в качестве топлива для космических аппаратов и различного оборудования. Ко второй группе относятся редкие металлы и газы. Например, довольно часто упоминается гелий-3, который может оказаться ценным сырьем для будущей термоядерной энергетики. Конечно же, если она когда-нибудь появится на Земле.
Рентабельность разработки ископаемых обеих категорий определяется технической сложностью и стоимостью их добычи и транспортировки до места использования по сравнению с земными аналогами — примерно теми же принципами руководствуются и при разработке земных месторождений. Так, заранее понятно, что доставлять сотни тонн топлива за пределы Земли — сложная и чрезвычайно дорогостоящая затея. Скорее всего, для работы станции, например на Луне, потребуется какое-то местное топливо. Но если добыча этого топлива даст определенный эффект, то будет ли рентабельна добыча ископаемых второй категории, пока никто не знает. Некоторые оценки указывают, что добыча металлов платиновой группы покроет убытки, но и это вызывает немало вопросов.
Уже сейчас существуют две сравнительно крупные частные компании, планирующие разведку, а в будущем и добычу полезных ископаемых на астероидах. Первой о своих планах заявила Planetary Resources, возглавляемая Эриком Андерсоном, который занимался бизнесом в области космического туризма (его компания Space Adventures организовывала полеты на МКС всех космических туристов). Cооснователями первой космической горнодобывающей компании стали такие далекие от космической отрасли люди, как Джеймс Кэмерон и Ларри Пейдж. В 2012 году компания обещала, что к 2020 году создаст первый космический «склад горючего». На сегодня ей удалось запустить два пробных околоземных спутника-телескопа, предназначенных для демонстрации технологии разведки.
Второй крупный игрок — Deep Space Industries, также частная американская компания, пользующаяся поддержкой правительства Люксембурга. О своих планах DSI заявила в 2013 году, через год после Planetary Resources. Компания надеется начать активную добычу ценных металлов и воды уже к 2023 году. Сегодня первый спутник-прототип — Prospector-X — лишь ожидает старта.
Небесные ископаемые
Полезные компоненты грунта Луны и других небесных тел
Луна:
Астероиды M-типа:
Астероиды C-типа:
Астероиды S-типа:
Стоит сразу отметить, что технологии по забору материала с астероидов и комет уже существуют, правда, их совершенно точно нельзя назвать эффективными. Среди миссий по доставке образцов внеземного вещества можно выделить Stardust (несколько миллионов частичек из хвоста кометы) и «Хаябуса» (несколько частичек с поверхности астероида Итокава). Массовая добыча ископаемых подобными методами невозможна, они попросту не масштабируемы.
Немногим лучше обстоит дело с отработкой посадки на поверхность небольших небесных тел: в 2001 году аппарат NEAR Shoemaker стал первым зондом, совершившим мягкую посадку на астероид (Эрос), а в 2014 году на комету Чурюмова—Герасименко сел аппарат «Филы». Правда, посадка прошла не вполне удачно.
Но предположим, каким-то образом мы подготовили к запуску в космос автоматизированную станцию для добычи ископаемых, благо у нас теперь есть новая тяжелая ракета-носитель (спасибо, Илон). С какими проблемами столкнется космошахтер дальше? Рассмотрим их по порядку.
Уже на этапе выбора потенциальной цели возникают сложности. Заранее определить, какие полезные ископаемые и в каком количестве имеются на том или ином астероиде, чрезвычайно сложно. В арсенале астрономов, по сути, имеются только спектроскопические исследования с помощью земных и околоземных телескопов. Но они показывают лишь, как поверхность астероида отражает свет. Это позволяет делать некоторые предположения, например о преобладании металлов на каких-то астероидах — они сильнее «блестят» по сравнению с другими. Но чтобы делать конкретные предсказания по химическому составу и содержанию ископаемых, нам не хватает статистики.
Поэтому так важны миссии к астероидам, и поэтому планы как Planetary Resources, так и Deep Space Industries начинаются именно с подготовки флота небольших спутников-разведчиков. Важную роль в сборе данных сыграют и миссии OSIRIS-REx и «Хаябуса-2», направившиеся к углистым хондритам Бенну и Рюгу за образцами грунта.
Однако самые большие сложности у космических шахтеров возникнут тогда, когда они приступят к добыче полезных ископаемых на небесных телах. Уже сейчас горные инженеры разрабатывают соответствующие технологии — этим занимаются в NASA, свои проекты есть у Научно-образовательного центра «Инновационные горные технологии», который был учрежден в 2005 году Горным институтом НИТУ «МИСиС» совместно с Институтом проблем комплексного освоения недр РАН при участии структур Росатома.
Казалось бы, большой вес руды — это скорее проблема шахтеров на Земле, где необходимы массивные установки, мощные манипуляторы и большое количество взрывчатки для горных работ. Но, попав на Луну, почти вся существующая техника окажется в шесть раз менее эффективной. Академик Николай Мельников, директор Горного института Кольского научного центра РАН, отметил на круглом столе в НИТУ «МИСиС», что осевое давление в буровом станке, к примеру, скорее приведет к тому, что приподнимется сам станок, чем пойдет бурение, а экскаватор будет отъезжать от забоя из-за большого напорного усилия.
Но у этой проблемы есть сравнительно простое решение — анкерные крепления для горнодобывающего оборудования. Впрочем, вопрос крепления к реголиту все-таки не так прост, о механических свойствах этого материала мы знаем не так много.
Специалисты NASA разрабатывают технологии, способные обеспечить сцепление при любой гравитации
Внеземным шахтерам предстоит столкнуться с реголитом — мелкодисперсным материалом с хорошими абразивными свойствами, особенно если говорить про лунный реголит. Это означает, что любое оборудование типа буровых установок будет быстро изнашиваться, а заменить бур на Луне не так-то просто.
Поэтому работа с реголитом потребует нестандартной техники забора грунта. Здесь может сыграть положительную роль то, что этот материал несет на себе электрический заряд: лунная пыль многие тысячи лет бомбардировалась заряженными частицами солнечного ветра, что привело к накоплению заряда. Значит, грунт можно будет собирать с помощью электрических полей.
«Заряженные частицы лунного грунта хорошо прилипают ко всему, — рассказывает Анна Плотникова, сотрудник Горного института НИТУ «МИСиС». — Можно представить себе робота, типа крота, который всасывает в себя грунт как пылесос. Но из-за этого прилипания нужно как-то продумать заборное отверстие, чтобы оно не забивалось».
Для того чтобы создавать устройства, способные работать на Луне и других небесных телах, сотрудники Горного института «МИСиС» создали аппарат для производства реголита, чтобы проводить практические испытания внеземных горных машин. Это плазменная установка, которая позволяет создать аналог лунного реголита из земных составляющих.
Если мы говорим о роботизированных системах добычи, то отсутствие воздуха на Луне или астероиде поначалу выглядит как плюс: меньше причин для коррозии металлических деталей. Но и тут не все просто. Предположим, лунный шахтер занимается добычей воды, которой в реголите и так немного. В земной атмосфере вода легко конденсируется и в широких температурных пределах остается жидкой или твердой. В условиях Луны вода будет легко сублимироваться и улетать при малейшем нагреве — сублимация возможна при температуре минус 160 градусов Цельсия. А значит, большинство активных механических методов типа бурения приведут к потере драгоценного топлива.
Чтобы избежать этого, разрабатываются техники холодного бурения, при которых значительного нагрева бура и грунта не происходит.
Анна Плотникова и ее коллеги разработали способ менять конфигурацию наконечника бура с помощью магнитных полей, что позволяет значительно сократить трение и, следовательно, нагрев.
Холодное бурение
«Как мы знаем, нагрев происходит из-за трения. У грунтов на Луне есть особенность — из-за солнечного ветра идет постоянная ионизация, имплантация зарядов. У лунных грунтов аномальный коэффициент трения, больше единицы. На Земле таких показателей нет. Поэтому нагрев происходит колоссальный.
У нас есть ноу-хау. Подробности я рассказывать не буду, но идея такая. Представим себе бытовой перфоратор — его бур ударяет, а потом прокручивается. Во время удара мы делаем так, чтобы пятно контакта инструмента с породой, которую он бурит, было минимально. В таком случае у нас почти нет трения. При ударе происходит откол, а не срезание».
Анна Плотникова, сотрудник Горного института НИТУ «МИСиС».
А в 2016 году была успешно отработана методика извлечения воды путем нагрева грунта (точнее, имитации реголита) для аппаратов в форм-факторе CubeSat. В качестве средства забора грунта выступает полый конус с большим количеством отверстий. На поверхности конуса размещены нагревательные элементы, способные высвобождать даже химически связанную воду (в виде кристаллогидратов и гидроксидов).
Другой важный аспект — в вакууме сложно отводить тепло от нагревающихся приборов (на Земле с этим хорошо справляется воздух посредством прямой теплопередачи). Впрочем, с этой проблемой инженеры уже научились справляться для космических аппаратов. Лишнее тепло в этом случае уходит в форме излучения.
Внеземные полезные ископаемые второй категории, требующие транспортировки, совершенно точно ни к чему перевозить на Землю (или околоземную орбиту) в виде руды. Зачем тратить добытое с большим трудом топливо на доставку обыкновенных силикатов наряду с металлами платиновой группы? Поэтому внеземной комплекс для добычи ископаемых должен сразу включать в себя отдельную линию по концентрированию добытого.
Один из существующих подходов к решению этой задачи заключается в испарении и последующей очистке руды с помощью метода «флеш-металлургии». Испарив руду и получив плазму, — «облако» ионизованных атомов, — ее можно разделить с помощью магнитного поля, чтобы извлечь только необходимые вещества. Хотя этот процесс требует большого количества электроэнергии (возможно, тут помогут солнечные батареи), он позволяет в конечном итоге получить очень чистые металлы.
Концентрирование металлов
«Мы уже создавали аппараты, подобные тем, что нужны для флеш-металлургии. Но они пока не использовались непосредственно для испарения и конденсации ископаемых. Горная отрасль купила у нас один такой аппарат — скорее для экспериментальных целей. Это плазменная установка, с помощью которой мы планируем испарять камень.
В присутствии магнитного поля в ней будет возникать вихрь заряженных частиц. За счет того, что атомы разных веществ имеют разную массу, в этом вихре они будут разделяться: условно говоря, те, что потяжелее, — в одну сторону, те, что полегче, — в другую. Затем, поскольку разные атомы будут собираться в разных местах, они будут концентрироваться и выпадать в порошки или покрытия.
Подобные техники можно применять для того, чтобы создавать металлические покрытия и детали прямо на орбите — чтобы не лететь и не ремонтироваться на Земле. Кроме металлов нужны и диэлектрики, полупроводники — кремний и другие. Их так же можно собирать».
Анна Плотникова, сотрудник Горного института НИТУ «МИСиС».
Интересно, что Deep Space Industries предполагает использовать при добыче еще более сложную версию этого метода концентрирования. В ранних сообщениях о планах компании говорилось об использовании испарения металлов для 3D-печати запчастей и деталей прямо на астероиде или Луне.
Следует отметить, что в лунном грунте содержится большое количество магнитных материалов, например минерала ильменита, титаната железа. А значит, при работе с ним можно использовать уже известные техники магнитной сепарации.
Еще один важный вопрос: легальна ли вообще добыча ископаемых в космосе? В договоре о космосе 1967 года (точнее, о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела) однозначно указано, что космическое пространство не может быть национализировано — ни путем оккупации, ни как-либо иначе. Но про коммерческое использование космоса в нем не сказано ни слова.
Возможно, в космосе реализуется ситуация с добычей рыбы в море — открытое море ничье и ловить в нем рыбу можно всем. Сейчас правовая регуляция добычи природных ресурсов на астероидах и Луне существует лишь в двух странах — в США и Люксембурге. Она обходит вопрос принадлежности небесных тел и их частей следующим образом.
На этапе добычи территория небесного тела и само небесное тело не принадлежат компании, как и ценные ресурсы, которые есть на нем. Право собственности на добытое возникает лишь после того, как ценный ресурс был непосредственно получен. Единственное существенное различие между законодательствами Люксембурга и США состоит в том, что американские правовые нормы распространяются лишь на компании, базирующиеся в США. Люксембургское законодательство распространяется и на компании, у которых просто есть офис в Люксембурге.
Как отметил Валентин Уваров, экс-директор департамента Объединенной ракетно-космической корпорации, сейчас в России создается экспертная группа по правовым вопросам космической деятельности. Она будет работать при Совете по космосу Российской академии наук.
По договору 1967 года «все станции, установки, оборудование и космические корабли на Луне и на других небесных телах открыты для представителей других государств». Поэтому будущие внеземные шахты будут открыты для посещения, если, конечно, кто-то соберется лететь ради такой «экскурсии» на Луну или астероид.
Есть в международном соглашении еще один пункт, который может повлиять на работу будущих космических старателей. «Участники Договора осуществляют изучение и исследование космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, таким образом, чтобы избегать их вредного загрязнения, а также неблагоприятных изменений земной среды вследствие доставки внеземного вещества». Но будем надеяться на то, что разработка астероидов будет вестись «чистыми» способами.
Эксперты неоднократно называли самые разные сроки. Упомянутые выше Planetary Resources и DSI планировали приступить к добыче полезных ископаемых уже в 2020-х годах. Кроме того, сейчас появляются первые компании-конкуренты, например Aten Engineering, возглавляемая бывшим сотрудником NASA и главой отдела Центра малых планет по стратегиям и инновациям Хосе Луи Галаше. Галаше считает, что первые попытки извлечения ресурсов из астероидов произойдут в ближайшие 10-20 лет, а космическая добывающая промышленность начнет развиваться через 20-50 лет.
К добыче ресурсов на астероидах планирует присоединиться и Китай. Примерно полгода назад Китайская аэрокосмическая научно-техническая корпорация заявила о планах начать разработку астероидов к 2040 году. Правда, в данном случае действительно могут возникнуть правовые препятствия: если все вышеперечисленные проекты намечены и осуществляются частными компаниями, то появление у них конкурента в лице государственной корпорации может быть расценено как попытка национализировать участок космоса.
Напоследок стоит заметить, что платиновые металлы за пределами Земли есть не только на астероидах. На околоземной орбите находятся тысячи единиц космического мусора — вышедшие из строя спутники, ступени ракет-носителей и обломки, возникшие в результате столкновений. Сегодня разрабатывается множество проектов по сбору всего этого добра, поэтому вполне возможно, что первыми ценными ресурсами, доставленными на Землю из космоса, окажутся наши же земные золото, иридий и осмий.
Владимир Королёв
Как анализ городского трафика помогает улучшить жизнь в городе
Города умнеют. Все больше устройств собирают данные о перемещении пассажиров общественного транспорта, пешеходов, автомобилей. Речь идет не только о камерах наблюдения. Мы оставляем цифровые следы, и эти данные приносят пользу. Вместе с Tele2 рассказываем, как можно собирать данные об абонентах, обрабатывать их с помощью алгоритмов и улучшать город. Простые человеческие данные Информацию о пользователях не собирает только ленивый. Это делается и для таргетирования рекламы, и для перестроения маршрутов городского транспорта, и даже для контроля перемещений сотрудников крупных корпораций. Когда вы открываете на смартфоне карты, чтобы проверить, как далеко от остановки ближайший автобус, приложение использует систему автоматического определения местоположения транспортных средств (Auto Vehicle Location, AVL). Она запрашивает информацию о местоположении у автобуса и передает ее в центральную базу данных. Анализируя данные AVL, городские службы могут, например, перестроить или отменить какие-то маршруты. В автобусе вы оплачиваете проезд через валидатор. Данные об оплате попадают в систему, которая отслеживает количество пассажиров на маршруте и рейсе, категории пассажиров, форму оплаты и тому подобное. Затем эта информация используется транспортным агентством, чтобы определить популярные маршруты и, например, запустить дополнительные рейсы. Во время поездки вы проверяете почту и социальные сети. Приложения используют данные о местоположении для показа геотаргетированной рекламы. Например, местный ресторан может использовать рекламу с геотаргетингом для продвижения нового пункта меню среди людей в окрестностях. Все это будет сочетаться с другими вашими вкусами и предпочтениями. Если вы решили куда-то поехать не на общественном транспорте, а на собственном автомобиле, то, скорее всего, включаете навигатор и строите маршрут. Смартфон передает геоданные, направление и скорость движения автомобиля в систему. Координаты попадают на электронную схему города, где точно отображаются все здания, парки, улицы и другие объекты. И эта же информация используется для оценки загруженности дорог, перестроения маршрутов. Приехав на место, вы находите свободное парковочное место и оплачиваете его — тоже через смартфон. Приложение использует данные о местоположении, чтобы определить, где находится парковка. Данные хранятся в системе, и аналитики могут использовать их для самых разных целей. Например, высокий спрос на парковку может влиять на статистику угонов, привлекательность места для бизнеса и другие факторы. Сбором данных занимаются и сотовые операторы — информация о миллионах абонентов по всей стране и за ее пределами поступает к ним в агрегированном виде. Разумеется, для нужд города и бизнеса она используется в обезличенном виде, сегментированная на различные группы абонентов, представляющих интерес для заказчика. Так, например, город получает информацию о загруженности дорог по часам, а спортивные магазины — о маршрутах приверженцев здорового образа жизни. Магия базовых станций Информация о вашем приблизительном местоположении всегда поступает к оператору — без этого невозможно оказывать услуги связи. Ваш гаджет подключается к ближайшей базовой станции, если она одна, или к нескольким, если их много (впрочем, это происходит, даже когда вы спите и не пользуетесь смартфоном). Зная местоположение базовой станции, оператор может с точностью до нескольких сотен метров определить, где вы находитесь. Дальше больше. Ваш смартфон обладает MAC-адресом. Это уникальный набор символов — латинских букв и цифр, который используется при подключении аппарата к интернету. По первым трем группам символов MAC-адреса можно узнать информацию о производителе смартфона и сотового модуля в нем. Эти данные тоже получает оператор. Когда со смартфона вы заходите в браузер и вбиваете что-то в поисковую строку, оператор получает новую порцию информации. По поисковому запросу можно определить предпочтения абонента: любит ли он рыбалку, путешествия или автомобили и даже что хочет заказать на ужин. Приложения на смартфоне также в фоновом режиме передают данные об абоненте: музыкальные предпочтения, виды игр и другую похожую информацию. Все данные, которые вы оставляете в интернете, называются цифровым следом. Эту информацию можно объединить с партнерскими данными от других сервисов, а затем сопоставить с имеющимися у оператора данными абонентов, которые были получены на этапе заключения договора на оказание услуг связи. Персональные данные, как они определены соответствующим законом, не используются. Только самые общие: возраст, регион, пол человека. И вот уже оператор собрал колоссальный объем информации, который надо как-то «переварить». В Tele2 для решения этих задач используются алгоритмы искусственного интеллекта, которые работают с этой информацией в захешированном и полностью обезличенном виде. Но есть нюанс: информации настолько много, что существующие алгоритмы просто не способны ее адекватно обрабатывать. Это и понятно: цифровой след и геоданные у каждого абонента — это огромный массив информации. А таких абонентов миллионы. Это означает, что нужно все упрощать. На работу и обратно Скажем, для решения бизнес-задачи надо знать, где находятся участки дорог с максимальным потоком семей с маленькими детьми. Для решения задачи сперва нужно ее упростить. В этом случае специалисты Tele2 решили учитывать только абонентов, которые ездят на автомобилях из дома на работу и с работы домой. В общем случае это пиковые часы с 8 до 10 утра и с 17 до 19 вечера. Именно информация об этих людях представляет наибольший интерес для города и бизнеса. Администрация города понимает, в каких местах чаще всего образуются пробки, и пытается оптимизировать дорожную сеть. А бизнес получает информацию, которую можно использовать для перенаправления трафика. Например, после работы человека можно попробовать «заманить» в магазин или ресторан. Алгоритм, разработанный Tele2, сегментирует абонентов по возрасту, полу, интересам, районам проживания и работы, а также доходу. Когда человек едет на машине на работу или возвращается домой, его смартфон через определенные промежутки времени переподключается от одной базовой станции к другой. Информация накапливается, и благодаря этому возникает возможность выстроить приблизительный трек — упрощенный путь от одной базовой станции к другой. В данном случае значение имеют только регистрации на множестве базовых станций. Если абонент живет не в крупном городе, а в области, где покрытие сотового оператора не такое плотное, и находится в перекрытии базовых станций, его смартфон может переключаться между ними время от времени. При этом физически абонент никуда не перемещается, но со стороны может показаться, что он движется. Такая информация в расчет не берется. Кроме того, не учитываются также и данные об абонентах, которые пользуются метро. Допустим, оператор получил трек абонента — регистрации его смартфона на базовых станциях в районе Большой Полянки, Якиманки и Ленинского проспекта в Москве. Дальше возникает новая задача — соотнести его с картой города. Для этого операторы используют открытые данные Open Street Map — графы дорог. Проблема Open Street Map заключается в неполноте и относительно небольшой точности. Поэтому масштабные открытые графы дорог Tele2 дополняет коммерческими, таким образом повышая точность цифрового картографического покрытия. В результате оператор получает треки абонентов в утренние и вечерние часы в будние дни и графы автодорог. Эти две сущности в целом не совпадают: трек может показывать, что смартфон абонента в определенное время был зарегистрирован на базовой станции на Ленинском проспекте в Москве, а на самом деле человек ехал по улице Шаболовка. Поэтому в Tele2 создали алгоритм, способный по трекам абонентов и графам автодорог определять маршруты людей. Вот как это выглядит. Берутся графы автодорог в радиусе пяти километров от трека, после чего для каждого ребра графа рассчитывается расстояние, ближайшее к линиям трека с учетом всех вершин и точек. Это так называемое расстояние Фреше, то есть множество, в котором определено расстояние между парами объектов. Проще говоря, сходство между расположенными поблизости кривыми. С помощью вычисления расстояния Фреше — минимального расстояния между вершинами и ребрами графа дорог с линиями и точками трека абонента — можно получить представление о реальном перемещении людей по автодорогам. Однако если брать треки абонентов и графы автодорог, то работа алгоритма будет очень долгой. Графы могут состоять из сотен тысяч вершин и ребер, для каждого из которых нужно рассчитать расстояние Фреше с треком абонентов. Для решения этой задачи специалисты Tele2 разбили графы на небольшие взаимосвязанные компоненты (проще говоря, короткие участки дороги), но так, чтобы алгоритм не начинал рассчитывать неоптимальные или ложные маршруты. Так удалось построить тепловую карту перемещений абонентов в Москве из дома на работу и с работы домой. Польза для всех А дальше начинается самое интересное. Tele2 получил не просто карту маршрутов абонентов, а подробную карту маршрутов абонентов: какие их сегменты в какое именно время и по каким именно дорогам перемещаются. Допустим, оператор знает, что в конкретном микрорайоне живет много любителей рыбалки. Там можно поставить рекламное сообщение, например, магазина рыболовных принадлежностей. Или же бизнес может запросить данные о том, по каким дорогам ездят клиенты его конкурентов, и разместить на них билборды с собственной рекламой. Применений с точки зрения бизнеса множество. Так, предприниматели могут оценивать потенциал территорий для открытия новых точек продаж или использовать для построения собственных карт клиентских путей (Client Journey Map, CJM) и оптимизировать взаимодействие с покупателями. Банки получают информацию о сегментах потенциальных клиентов и сотрудников, которая позволяет развивать сети банковских отделений или таргетировать финансовые приложения. Компании, занимающиеся грузоперевозками, могут применять данные оператора для построения оптимальных маршрутов, определения районов, где их услуги наиболее востребованы, и создания в них дополнительных складов и сортировочных центров. Такие данные могут быть полезны не только бизнесу, но и государству. Они могут показать, какую локацию стоит развивать в первую очередь, если бюджет региона ограничен. Например, распределять социально важные объекты, чтобы не скапливались очереди. Кроме того, на основе данных об абонентах можно предсказывать, в каком районе будут востребованы велодорожки или площадки для воркаута. Tele2 может составить и портрет туриста, предоставить информацию о сегменте путешествующих абонентов. Это позволит эффективнее развивать туристическую инфраструктуру. Алгоритмы искусственного интеллекта и большие данные фактически упростили решение маркетинговых задач бизнеса и градостроительных проблем администраций городов. Если раньше требовалось проводить опросы с большими выборками, интервью, расставлять устройства-шпионы для выискивания смартфонов в карманах людей, то теперь люди сами дают информацию о себе, причем зачастую даже не задумываясь об этом. Но в конечном счете все остаются в выигрыше: автомобильные дороги медленно, но верно становятся удобнее, бизнес получает новых клиентов и увеличивает заработки, а люди находят то, что им хочется здесь и сейчас. Реклама: ООО Т2 МОБАЙЛ, ИНН 7743895280