Путешествие в зазеркалье

На главном заводе оптического стекла в России завершилось обновление зеркала для телескопа БТА

В пятницу, 3 ноября, Лыткаринский завод оптического стекла отгрузил обновленное шестиметровое зеркало для самого большого телескопа в Евразии — БТА. Нам удалось присутствовать при этом событии и даже заглянуть в цеха предприятия. Предлагаем вам присоединиться к этому небольшому фотопутешествию. Мы пройдем через те же основные технологические стадии, через которые прошло и зеркало БТА, прежде чем смогло увидеть звезды и далекие галактики.

Телескоп БТА («Большой телескоп альт-азимутальный») начал работать в Специальной астрофизической обсерватории РАН в Нижнем Архызе (Карачаево-Черкесская республика) в 1975 году. На тот момент он стал крупнейшим телескопом мира, оставаясь сегодня самым большим прибором в Евразии. Диаметр главного зеркала БТА — шесть метров, фокусное расстояние — 24 метра. Вес только лишь зеркала без металлической оправы превышает 40 тонн. Телескоп способен наблюдать объекты до 26 звездной величины. Разрешение телескопа несколько уступает современным телескопам, таким как Very Large Telescope Европейской южной обсерватории, но он по-прежнему остается важным астрономическим инструментом.

Лыткаринский завод оптического стекла был создан в 1934 году. Сейчас он входит в холдинг Швабе и обеспечивает производство практически всего оптического стекла в России. За время работы предприятие производило стекло и приборы из него для самых разных применений — от отражателей для проекторов в кинотеатрах середины XX века и прожекторов, служивших во Второй мировой войне, до гигантских объективов, которые устанавливают на спутниках для наблюдения за поверхностью Земли. Важное отличие оптического стекла от, например, оконного — строгие требования к однородности материала. Из-за этого варка оптического стекла оказывается очень сложным многостадийным процессом.

Жизненный путь любого оптического прибора начинается от специальной смеси окислов — шихты. Ее основа — оксид кремния и карбонаты щелочных металлов. Благодаря добавкам оксидов свинца, редкоземельных элементов, кобальта, меди и других металлов стекло приобретает особенные свойства. Проследим шаг за шагом за тем, как возникает готовая продукция.

Сатурн в оппозиции