Раскрыта тайна гибели трижды тонувшей подлодки конфедератов
Семнадцатого февраля 1864 года подводная лодка «Х.Л. Ханли» Конфедеративных Штатов Америки выполнила свое первое и последнее боевое задание — потопила винтовой шлюп «Хаусатоник», входивший в состав военно-морских сил Соединенных Штатов Америки, враждебных конфедератам. Вскоре после потопления шлюпа пропала и сама подлодка; найти ее не удавалось больше 130 лет. Таинственное исчезновение корабля породило множество догадок о его судьбе. В 1995 году «Х.Л. Ханли» была найдена, но причину гибели подлодки установить тогда не удалось. Наконец, 23 августа 2017 года исследователи из американского Университета Дьюка опубликовали результаты исследования корабля и объявили, что ответ найден.
Активное проектирование подводных лодок началось в конце XVII — начале XVIII веков. Разработчики предлагали разные варианты конструкции, строили прототипы и проводили их испытания. Но первое боевое применение подводных кораблей состоялось во время Гражданской войны в США (1861–1865). В те годы американские предприниматели Хорас Лоусон Ханли и Бакстер Уотсон объединились с конструктором-энтузиастом Джеймсом Макклинтоком и разработали свою подводную лодку. Первый ее прототип — «Пионер» — был построен в Новом Орлеане в Луизиане в конце 1861 года и прошел испытания в реке Миссисипи. В 1862 году войска Соединенных Штатов Америки подошли вплотную к Новому Орлеану, поэтому изобретателям пришлось затопить подлодку и бежать.
В том же году в Мобиле в Алабаме они построили второй прототип корабля, получивший название «Американ Дайвер». К этому времени проектом заинтересовалось командование конфедератов, и он перешел под их контроль. В течение почти целого года изобретатели экспериментировали с паровыми и электрическими силовыми установками для своей подлодки, но в итоге выбрали самое простое решение: ручной привод с помощью коленчатого вала с гребным винтом на конце. Испытания корабля состоялись в январе 1863 года в реке Мобил и были признаны провальными. Подводная лодка получилась довольно медлительной. В конце января «Американ Дайвер» затонула в Мобилском заливе во время шторма. Однако Ханли, Уотсон и Макклинток продолжили работать над проектом.
В середине 1863 года они построили третью подлодку. Ее назвали «Х.Л. Ханли» в честь одного из создателей. Подлодка, как и ее предшественники, получила сигарообразный корпус длиной около 12 метров и шириной 1,2 метра. Корабль был оснащен двумя балластными цистернами, позволявшими ей погружаться и всплывать. Цистерны наполнялись через клапаны, а опустошались ручными помпами. Посередине корпуса были установлены металлические грузы, выполнявшие роль балласта для придания подводной лодке остойчивости (способности противостоять внешним силам, вызывающим крен или дифферент). Грузы крепились с помощью болтов, которые можно было открутить, чтобы сбросить балласт для экстренного всплытия.
Экипаж корабля состоял из восьми человек, семеро из которых вручную крутили коленчатый вал, приводящий гребной винт. Экипаж формировался исключительно из добровольцев, причем в них никогда не было недостатка. Изначально «Х.Л. Ханли» планировалось вооружить буксируемой миной. Предполагалось, что подлодка должна была подплыть к кораблю противника, поднырнуть под него и всплыть с другой стороны. При этом буксируемая на тросе в полупогруженном состоянии мина столкнулась бы с бортом корабля и взорвалась. Этот проект реализован не был. Разработчики посчитали, что гребной винт мог намотать трос буксируемой мины, а сам этот боеприпас мог натолкнуться на подлодку при торможении или подгоняемый течением.
В результате корабль вооружили шестовой миной. Она представляла собой медный цилиндр, заполненный 41 килограммом черного пороха. Контактный взрыватель боеприпаса мог быть как электрическим, так и механическим. Конструкция взрывателя не сохранилась, но исследователи полагают, что он все же был электрическим — в конструкции «Х.Л. Ханли» использовались медные провода, в которых иной необходимости, похоже, не было. Мина крепилась в носовой части подводной лодки на деревянном шесте длиной 6,7 метра и была рассчитана на подрыв на глубине до 1,8 метра. По разным данным, корабль, способный развивать скорость до четырех узлов (7,4 километра в час), был способен погружаться на глубину от двух до трех метров. Подлодка должна была подплыть к кораблю и врезаться миной в его борт.
В июле 1863 года вооруженные силы Конфедеративных Штатов Америки экспроприировали подлодку «Х.Л.Ханли», при этом обязав ее разработчиков довести проект до конца и провести полный спектр испытаний корабля. В августе 1863 года подлодку передали флоту конфедератов, однако официально на вооружение она принята не была. Во время тренировочного похода 12 августа 1863 года подводная лодка затонула; погибли пять членов экипажа. После этого корабль подняли, отремонтировали и вернули на флот. 15 октября того же года корабль затонул снова. На этот раз погиб весь экипаж из восьми человек, включая и самого ее изобретателя Хораса Ханли. Корабль и в этот раз подняли, отремонтировали и продолжили эксплуатировать.
17 февраля 1864 года конфедераты отправили «Х.Л. Ханли» на ее первое боевое задание, ставшее и последним. Кстати, это было первое в истории применение подводной лодки в боевых действиях. Подлодка атаковала стоявший на рейде Чарлстона в Южной Каролине (в данном случае — чуть больше девяти километров от берега) 12-пушечный винтовой шлюп «Хаусатоник». Водоизмещение корабля составляло 1,2 тысячи тонн. Он блокировал морские подходы к Чарлстону. «Х.Л. Ханли» сумела незаметно подойти к шлюпу и врезаться в него миной. «Хаусатоник» затонул в течение пяти минут; пять членов экипажа из 160 погибли. Это была первая в истории атака подводной лодки на надводный корабль. Успешно потопив корабль, «Х.Л. Ханли» фактически обеспечила подводному флоту будущее, наглядно показав боевую эффективность подлодок.
Согласно свидетельству одного из офицеров конфедератов, после атаки «Х.Л. Ханли» всплыла, подала сигнал — «синий огонь» — о возвращении на базу и снова погрузилась. Однако на базу подлодка так и не вернулась.
Долгое время корабль никто не мог найти. Подлодку обнаружили только в 1995 году в 300 метрах от останков «Хаусатоника». Она лежала на глубине 8,1 метра, покрытая толстым слоем ила, который, очевидно, и уберег железный корпус корабля от разрушения. В 2000 году подлодку подняли на поверхность. Членов ее экипажа торжественно похоронили в 2004 году после обследования останков, а также реконструкции лиц покойных. В настоящее время «Х.Л. Ханли» хранится в Южном Чарлстоне в Южной Каролине в воде для предотвращения коррозии и разрушения, а ученые готовят ее к сухой консервации.
При обнаружении корабля серьезных повреждений на его корпусе найдено не было, за исключением небольшого отверстия в рубке. Кроме того, на корабле в носовой части была небольшая пробоина. Когда именно подлодка получила эти повреждения, достоверно определить не удалось. Не исключено, что они были нанесены уже после гибели корабля. Останки членов экипажа находились на своих местах: капитан сидел в носовой части, а семеро матросов — у коленчатого вала гребного винта, который они должны были вращать для приведения «Х.Л. Ханли» в движение. Повреждений костей останки не имели — это опровергало изначальные предположения, что подлодка утонула, получив критические повреждения при подрыве «Хаусатоника».
После обнаружения и подъема «Х.Л. Ханли» разные исследователи предполагали, что корабль затонул из-за неправильной работы балластных цистерн или даже ошибки экипажа. Высказывалось предположение, что подлодка погрузилась на дно, а экипаж, не сумевший ее поднять, просто напросто задохнулся (первые исследования подлодки показали, что вода внутрь отсека не проникла). Позднее в ходе исследований выяснилось, что клапаны цистерн были закрыты и исправны, а помпы для откачки воды — в походном положении, то есть, очевидно, не использовались. Это опровергло версию неверной работы или повреждения балластных цистерн. В целом же до последнего времени причина гибели подлодки оставалась неизвестной.
В январе 2013 года один из консерваторов «Х.Л. Ханли» и сотрудник Университета Клемсона в Южной Каролине Пол Мардикян объявил, что, наконец, разгадал эту загадку. По его словам, ему и нескольким другим исследователям удалось обнаружить в носовой части корабля небольшой медный осколок. В результате исследователи решили, что во время боевого задания мина, вопреки изначальному проекту, была прикреплена не на шест, а на рангоут — устройство, которое изначально должно было удерживать шест. Исследователи предположили, что в момент подрыва мины подлодка находилась очень близко к ней, в результате чего члены ее экипажа получили ранения и погибли.
23 августа 2017 года группа исследователей из американского Университета Дьюка опубликовала в PLoS One результаты нового исследования, по итогам которого они пришли к выводу, что причиной смерти экипажа стала контузия легких. Ученые провели расчеты и заключили, что с вероятностью 85 процентов экипаж подводной лодки подвергся воздействию ударной волны, распространившейся при подрыве мины. По мнению ученых, ударная волна прошла через несколько сред, теряя скорость и отдавая им свою энергию. Для определения причин гибели экипажа «Х.Л. Ханли» исследователи использовали уменьшенную модель мины со стальным корпусом и масштабную модель подводной лодки с датчиками. Мину подрывали в воде на разном расстоянии от модели подлодки.
Поскольку в мине, использованной для потопления «Хаусатоника», использовался черный порох, точно определить мощность взрыва невозможно. Дело в том, что это взрывчатое вещество, смешанное из угля, серы и селитры, имеет нестабильные характеристики и может сгорать как плавно, так и быстро. В любом случае черный порох отличается дефлаграционным горением, то есть фронт горения в нем распространяется медленнее скорости звука. Горение свечи, например, это тоже дефлаграция. Более совершенные взрывчатые вещества отличаются детонационным горением. В этом случае фронт горения распространяется в веществе быстрее скорости звука. Это приводит к скачкообразному выделению энергии и повышению давления, что внешне характеризуется как взрыв.
После обработки всех данных исследователи получили срединное значение давления ударной волны при подрыве мины с черным порохом. Согласно вычислениям, корпус подводной лодки в воде мог подвергнутся скачку давления в 12,2 мегапаскаля (120,4 атмосферы), а внутри подлодки скачок давления мог составить 195 килопаскалей. При таком скачке многие органы человеческого тела хотя и страдают, но не получают смертельно опасных повреждений. Кроме легких. По оценке исследователей, с вероятностью 85 процентов экипаж подлодки получил контузию легких — повреждение дыхательной системы, вызванное ударной нагрузкой. В результате контузии могли лопнуть стенки кровеносных сосудов, и кровь мгновенно переполнила легкие.
В случае, если качество черного пороха мины было низким, корпус подводной лодки в воде мог подвергнуться скачку давления в 9,8 мегапаскаля (96,7 атмосферы). В этом случае скачок давления внутри корпуса составил 157 килопаскалей. В этом случае вероятность смерти от контузии легких составляет 53 процента. По мнению ученых, смерть от контузии наступила очень быстро. Этим и объясняется тот факт, что останки моряков были обнаружены на своих местах. Позы, в которых находились погибшие при обнаружении подлодки, позволяют говорить, что моряки не испытывали мук, вызванных недостатком кислорода, которые были бы неминуемы, если бы подлодка затонула с живыми людьми на борту.
Следует отметить, что версия исследователей идет вразрез с записями очевидцев потопления «Хаусатоника» о наблюдении сигнального огня (в записях — «синий огонь», blue light), означавшего успешное выполнение задания и возвращение на базу. Этот сигнальный огонь наблюдал не только один из офицеров конфедератов, но и капитан «Хаусатоника», спасшийся с другими моряками на шлюпке. Сигнальные огни, использовавшиеся в то время, представляли собой металлические палочки с нанесенными на них пороховой смесью и металлической стружкой. Внешне они были очень похожи на современный большой бенгальский огонь. Рецепт использовавшейся смеси отличался в зависимости от места изготовления.
Во второй половине XIX века сигнальные огни, использовавшиеся на флоте, горели ярким белым пламенем, которое было видно на расстоянии шести-семи километров. В морской литературе того времени они упоминаются как «синий огонь». Это название синонимично названию «сигнальный огонь» и пришло из более раннего периода. Дело в том, что в конце XVIII и начале XIX века сигнальные огни, использовавшиеся на флоте, действительно горели ярким синим пламенем — предположительно, этого удавалось добиться подмешиванием к пиротехнической смеси сурьмы и различных соединений меди. Сигнальные огни имели специальную головку, воспламенявшуюся трением.
От «синих огней» на флоте отказались в начале XX века. Любопытно, что энтузиасты, включая и некоторых ученых, пытавшиеся разгадать тайну гибели «Х.Л. Ханли», неправильно трактовали запись о «синем огне». Они предположили, что на подлодке после удачного выполнения задания капитан зажег синий фонарь. Эта версия была опровергнута после обнаружения останков корабля — выяснилось, что фонарь на подлодке, использовавшийся для подачи сигнала на близком расстоянии, имел прозрачные стекла. В новом исследовании ученые из Университета Дьюка отмечают, что в момент потопления «Хаусатоника» на море шло сражение, а значит, записи свидетелей можно подставить под сомнение. Тем более, что в разных записях свидетели расходятся в описании уровня прилива и направления течения.
Является ли новая версия гибели «Х.Л. Ханли» правильной, наверняка сказать невозможно. За 131 год, что корабль провел на дне Чарлстонской бухты, мягкие ткани тел матросов разложились, а на костях контузия никаких следов не оставляет. Но факт остается фактом: подлодку конфедератов нашли без серьезных повреждений корпуса или механизмов, которые могли бы быть нанесены взрывом или попаданием снаряда, а моряки внутри нее находились на своих местах. Можно с уверенностью сказать, что в будущем появится еще много исследований, каждое из которых будет претендовать на окончательное и бесповоротное раскрытие тайны гибели «Х.Л. Ханли». Но будет ли хоть одно из них близко к истине, неизвестно.
Василий Сычёв
Академия оборонных наук КНДР провела финальные испытания гиперзвуковой ракеты. Как сообщает северокорейское Центральное телеграфное агентство, на этот раз боеголовка поразила цель на расстоянии тысячи километров.