Скоро лето, начинается сезон отпусков. Многие наши читатели уедут из города, подальше от компьютера и привычных развлечений. Чтобы не заскучать на пустынном пляже, на вершине горы или в диких джунглях, можно обучиться правилам различных игр, увлекавших людей задолго до выхода первых «Героев меча и магии».

Все развлечения, которые которые придумал человек, будь то компьютерные игры или спортивные состязания, — наследники магических и религиозных ритуалов, берущих начало в доисторические времена. Например, Олимпийские игры — наследство панэллинских состязаний-праздников, которые греки устраивали в честь богов, но даже простые, на первый взгляд, развлечения могли иметь сакральный смысл и непоправимые последствия. Игры, о которых пойдет речь в нашем материале, тоже зародились очень давно, причем в свое время их исход определял не только человеческую жизнь, но и его судьбу после смерти.


Бабки, или Неолитический петанк

Для этой игры вам понадобятся: от пяти до пятнадцати пястных или таранных костей мелкого копытного животного.

Бабки (это неточное название, но в русском языке одного слова, обозначающего эту игру, не существует; по-английски ее принято называть knucklebones, а по гречески aστράγαλοι) — одна из самых древних игр, придуманных человеком. Археологи полагают, что ее изобретение относится к пятому тысячелетию до нашей эры. Этим временем датируется первая находка нескольких таранных косточек, лежавших отдельно от остального скелета, но первый целый игровой набор (таранные кости в специальном мешочке) археологи обнаружили при раскопках гробницы Тутанхамона, правившего Древним Египтом приблизительно в 1332–1323 годах до нашей эры. После этого, уже в первом тысячелетии до нашей эры, игра распространилась далеко на север и на восток.


Женщины играют в бабки, Греция, 330–300 годы до нашей эры

2017 ,The British Museum

В культурах эпохи бронзы таранные кости крупного рогатого скота, по мнению археологов, несли обрядовую нагрузку — использовались в ходе поселенческих и погребальных обрядов. Так, представители культуры степной и лесостепной Евразии бронзового века оставляли астрагалы (таранные кости) крупного рогатого скота на границах жилищ, внутри погребений и на их границах. Украинские археологи В.А. Подобед, А.Н. Усачук, В.В. Цимиданов полагают, что эти предметы могли использоваться для открытия канала связи с иным миром или его блокирования, выступать в качестве символов животных.

Позднее в Древней Греции, как мы знаем уже по литературным источникам, результат игры считался волеизъявлением богов, а сами костяшки носили в качестве оберегов. Согласно одному из древнегреческих мифов, создание игры в астрогалы приписывается Зевсу. По легенде, он даровал костяшки и правила игры своему любимцу Ганимеду и сам нередко присоединялся к игре.

Из-за большой популярности, которую игра приобрела в Средиземноморье, многие греческие мыслители предложили собственные версии ее появления. Так, древнегреческий драматург Софокл приписывал изобретение костяшек мифологическому герою Паламеду, который сообщил правила игры ахейцам во время Троянской войны. А Геродот и Платон приписывали игре в астрогалы иностранное происхождение. В диалоге Платона «Федр» изобретателем этой игры назван египетский бог Тот, тогда как Геродот сообщает, что лидийцы во времена царя Атиса придумали не только эту, но и все другие известные ему игры.

К сожалению, историки не знают самых древних правил игры в астрогалы, но сохранились несколько ее древнегреческих изводов. Первый, по-видимому, был распространен среди женщин и детей: он заключается в подкидывании одной костяшки и ловли ее на тыльную сторону ладони. Каждая сторона таранной косточки имеет свою форму, а благодаря этому — свой номинал. Чем больше номинал, тем больше очков набирает игрок, поймавший ее этой стороной. Так, таранная косточка парнокопытного имеет два закругленных конца, на которых она не может стоять, и две широкие и две узкие стороны, причем одна из каждой пары вогнутая, а вторая выпуклая. Важной считалась та сторона, которой костяшка коснулась ладони, а не та, которая, как сегодня, оказалась наверху. Так, если костяшка падала на ладонь узкой выпуклой стороной вниз, игроку начислялось самое маленькое число очков — один. Если кость падала широкой выпуклой стороной, то — три, если широкой вогнутой — четыре, а если узкой вогнутой, то — пять.

Во втором варианте игры игроки по очереди выкидывали на стол сразу четыре костяшки, и выигрывал тот, кто набирал — по вышеуказанным правилам — больше баллов. Многие из комбинаций получили собственные названия в честь греческих богов и знаменитостей: «Афродита», «Мидас», «Солон» и «Александр». Самый выигрышный бросок в Греции назывался «Еврипид», а самый неудачный — «Собака».

Сегодня игры с таранными косточками животных практически забыты на территории Европы. Но астрагалы все еще популярны в Центральной Азии. Этнографы и сегодня записывают монгольские гадания по костяшкам, а игра с ними остается в Монголии одной из самых популярных среди детей. Наиболее распространен следующий вариант: игроку необходимо, пока костяшка, подкинутая как в первом описанном варианте, находится в воздухе, собрать в ладонь как можно больше костяшек, рассыпанных на столе. Существует в Монголии и вариант, похожий на традиционные русские бабки (или современный французский петанк), когда костяшки расставляются в ряд или в круг, а игрок должен выбить их другой, часто утяжеленной костью.


58 отверстий, или Лестницы и змеи энеолита

Для этой игры вам понадобится: десять палочек, костяшка из предыдущей игры и доска или глиняная табличка с 58 с отверстиями, расположенными как на рисунке ниже.

Как вы могли догадаться, у каждого игрока есть по пять палочек. Начиная из центрального отверстия, игроки должны поочередно переставить их все вниз по центральной оси доски, а затем вверх по соответствующим сторонам до верхней точки. Линии, или, как их еще называют, «лестницы», или «змеи», позволяют игроку быстрее продвигаться вперед или отступать. 


Чтобы определить количество отверстий, которые можно пройти за один ход, игрок бросает костяшку. Побеждает тот, кто переставил все палочки из первого отверстия в последнее первым.

Первые доски для этой игры были обнаружены на руинах древнеассирийских купеческих колоний в Центральной Анатолии. Археологи считают, что они были привезены на территорию нынешней Турции и Египта ассирийскими купцами в XIX–XVIII веках до нашей эры. Самая древняя, полностью сохранившаяся доска была обнаружена в гробнице фараона XII династии Среднего Царства — Ренисеба, правившего с 1814 по 1805 год до нашей эры. Навершия палочек для игры в этом наборе изображали шакалов и собак. 

Древние египтяне верили в существование души после смерти. Чтобы угодить богам и благополучно добраться до подземного мира, человек еще при жизни должен был выполнить определенные ритуалы. Археологи считают, что изображения голов шакалов и собак на палочках символизировали древнеегипетского бога Анубиса — проводника человека из мира живых в мир мертвых. Ученые полагают, что игра «Шакалы и собаки» представляла собой модель путешествия в загробный мир. Игрок, первым закончивший игру, не только выигрывал партию, но и гарантировал себе успешный переход из земной жизни в загробную.

С Ближнего Востока игра распространилась по всему Средиземноморью и была очень популярна вплоть до первого века нашей эры. При таком широком распространении археологи ожидали обнаружить большую вариативность устройства досок и правил этой игры. Но все найденные игральные доски говорят об обратном. Практически каждая из них имеет прямоугольную или овальную форму и 58 отверстий. Это необычно, потому что другие игры с широким ареалом распространения, такие как шахматы, были множество раз модифицированы и адаптированы под нужды каждой культуры, в которую попадали. Археологи считают, что неизменность формы — следствие уникального сочетания количества палочек и отверстий. Так, в шахматах с их доской, разделенной на квадраты, можно менять стратегию передвижения фигур без полной потери смысла игры, а изменение рисунка поля в «лестнице» лишит игру увлекательности.


Мезоамериканская игра в мяч, или Волейбол первого тысячелетия

Для игры вам понадобятся: каучуковый мяч диаметром от 10 до 22 сантиметров и весом 3–4 килограмма, набедренная повязка с каменной накладкой и стадион прямоугольной формы с покатыми стенами по длинным сторонам.

Пока археологи не определили точно, в каком регионе появилась мезоамериканская игра в мяч, но вероятно, что это произошло не позже 1400 года до нашей эры на территории современных мексиканских штатов Веракрус, Табаско или Ольмека, где произрастало каучуковое дерево. Впоследствии из тропических низменностей игра распространилась в Центральную Мексику — начиная с 1000 года до нашей эры статуэтки игроков начали класть в захоронения в Татилько и около поселения Тлапакоя. Однако стадиона для игры в мяч в этих местах найти пока не удалось.

Как и все традиционные игры и виды спорта, мезоамериканская игра в мяч появилась как ритуальное действо. В случае победы игроки поднимали свой социальный и сакральный статус и становилась достойны быть принесенными в жертву. Об этом пишут первые конкистадоры и свидетельствуют изображения отсечения головы игрокам в мяч на парадной керамике и стеллах майя.

Практика маяских жертвоприношений тесно связана с представлением о сущности человека и мироздания. Согласно им, кровь — это материальный носитель жизненной силы человека. Высвобождая силу, которая заключена в крови, человек может повлиять на ход событий, предотвратить несчастья, накормить богов и даже вызвать их к жизни из небытия. Внутренняя сила человека определяется в зависимости от его социального положения, от должности, которую он занимает, его духовных и физических качеств. Именно поэтому цари как потомки богов и обожествленных предков обладают наибольшим количеством силы, именно поэтому на их плечи ложится обязанность с помощью священных ритуалов, в частности, кровопусканий, поддерживать мировой порядок, благосостояние народа и обеспечивать благосклонность богов. Видимо, статус победителей в священную игру был достаточно высок, чтобы боги удовлетворились их кровью, но недостаточно высок, чтобы можно было обойтись простым кровопусканием.




Ритуальное убийство игрока в мяч (в центре), Эль-Тахин, Мексика

2007, Thomas Aleto/ Flickr

Первоначальные правила игры неизвестны, однако, если судить по играм современных индейцев, целью команд было удержать мяч над землей, не ударяя его о стену. В наиболее распространенной версии игроки должны были бить по мячу бедрами, хотя в некоторых случаях также разрешалось использовать локти, ракетки, биты и камни.

Размер мяча сильно зависел от времени и версии игры. Самые древние из известных каучуковых мячей были найдены на юге мексиканского штата Веракрус, в религиозном центре ольмеков Эль-Манати. Местные жители и затем археологи обнаружили там десятки мячей размером от 10 до 22 сантиметров в диаметре.

Мяч был сделан из цельного куска каучука и весил не менее 3 килограмм — игроки зачастую получали такие травмы, что оставались искалечены на всю жизнь. Для защиты рук игроки носили специальное снаряжение из оленьей кожи, которое одевали на колени и бедра. Но эти меры не всегда уберегали от синяков, обширных гематом и кровотечений. Тем не менее, недостатка в желающих играть не было, настолько высоко поднимался социальный статус членов. В классический период цари майя часто включали эпитет «игрок в мяч» в свои титулы, следовательно, участие в священной игре было одним способов легитимации их власти. 

Доколумбовые стадионы для игры в мяч сильно отличаются в размерах, но все они имеют длинные узкие поля, ограниченные стенами, от которых мяч может отскакивать. Размеры крупнейшего стадиона в Чичен-Ица — 138 на 40 метров, а стадиона в Тикале — всего 16 на 5 метров. В постклассический период индейцы майя стали размещать каменные кольца на противоположных сторонах стадионов, после чего целью игры стало забросить мяч в кольцо противника.

Елизавета Власова


Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.