Редакция N + 1 протестировала деревянный 3D-конструктор для детей и взрослых
Многие из нас в детстве любили конструкторы, многие продолжают любить их, став взрослыми. Речь может идти как о сборно-разборных наборах, вроде пластиковых кубиков LEGO или продвинутых инженерных конструкторов с электромоторами, шестеренками и микроконтроллерами, а может о 3D-моделях, предполагающих одноразовую сборку и более или менее точно копирующих образцы различной техники. Редакция N + 1 решила протестировать конструктор, принадлежащий ко второму типу. Им стала одна из самоходных деревянных моделей, выпускаемых под брендом UGEARS. В этом тексте мы расскажем и покажем, как мы собирали грузовой автомобиль UGM-11.
У конструкторов UGEARS несколько особенностей. Во-первых, все они практически полностью сделаны из дерева — точнее, из фанеры. Во-вторых, у них потрясающая степень детализации; так, наш грузовик, длина которого в собранном виде составляет чуть больше 30 сантиметров, состоит из 420 деталей. В-третьих, такая детализация — не просто декоративная особенность: конструкторы UGEARS называются самоходными, но дело не только в том, что у нашей модели в собранном виде крутятся колеса и ее можно возить по столу или по полу, — как и положено настоящему грузовику, UGM-11 снабжен независимой передней подвеской, карданным валом, соединяющим ведущий мост с «двигателем», поршни которого ходят в цилиндрах, педалью акселератора, которые регулируют обороты резиномотора, стояночным тормозом и коробкой передач, позволяющей переключать ход с нейтрального положения на передний или задний. Наконец, в-четвертых, сам процесс сборки представляет собой целое приключение — по сути, человеку, купившему такой набор, предстоит собрать деревянный 3D-пазл, что требует и терпения, и сноровки, и определенных навыков, которые приходится приобретать по ходу дела.
Сразу надо сказать, что, распаковав конструктор и разобравшись в инструкции, мы поняли, что надпись на коробке «без клея и инструментов» не вполне соответствует действительности. С одной стороны, все детали, аккуратно, с помощью лазера, прорезанные в фанерных листах, держатся в пазах на крохотных перемычках и легко выдавливаются голыми пальцами (если речь не идет о самых мелких — тогда лучше вооружиться каким-нибудь твердым предметом). Но с другой стороны, помимо пальцев вам понадобятся еще канцелярский нож, наждачная бумага и, неожиданно, свеча. Наждачная бумага необходима для устранения небольших артефактов на ребрах деталей, а вот со свечой интереснее — авторы конструктора предлагают использовать парафин в качестве смазки. Детали хоть и вырезаны лазером со всей возможной точностью, но фанера — сам по себе материал нестабильный, с «допуском», возникающим от влажности и других атмосферных явлений; соответственно, чтобы в нашей модели все части ходили свободно и не заедали, их надо притереть друг к другу — тут-то и потребуется смазка. Кстати, нарисованная в инструкции чайная свеча не очень подходит для натирания деталей парафином, лучше уж сразу брать свечу классической формы.
И последняя деталь, поразившая нас при вскрытии коробки, — в ней обнаружились зубочистки, целая гора зубочисток, которые, как оказалось впоследствии, используются вместо заклепок и в качестве осей для подвижных деталей. Сразу следует сказать, что именно зубочистки оказались наиболее неподатливыми, сложными в обработке деталями конструктора — по ходу сборки их то и дело надо было перепиливать или перекусывать пополам или на более мелкие отрезки. Просто ломать — не вариант, выходит неаккуратно и мешает нормальной работе механизмов.
Свеча, нож, наждак — все это наверняка найдется в любом домашнем хозяйстве, но мы собирали нашу модель в офисе редакции, который освещается не свечами, а электричеством, поэтому нам пришлось перенести процесс сборки на следующий день.
В общей сложности на сборку грузовика мы потратили не менее восьми часов. Наверное, если бы мы не спешили, а специально растягивали удовольствие, можно было бы ограничиться перечисленным набором инструментов, но мы по-стахановски ускорили процесс, пустив в ход дополнительно вторую свечку, бокорезы и плоскогубцы. Бокорезы, кстати, оказались идеальны в борьбе с зубочистками. А, и еще нам все-таки понадобился клей — от нетерпения и непривычки мы сломали пару деталей при извлечении из пазов; все-таки фанера — довольно хрупкий материал, так что, если захотите повторить наш опыт, будьте осторожнее.
Сначала, следуя инструкции, мы собрали задний мост с карданным валом и переднюю подвеску с «мотором». Вид поршней, бегающих в цилиндрах, если покрутить карданный вал, вселил в нас уверенность, а когда удалось собрать коробку передач со всеми ее многочисленными шестеренками и установить резиномотор, мы поняли, что самое страшное позади. Кстати, хотя все изделия — из дерева, они потрясающе подогнаны друг к другу и действительно рассчитаны на механическое взаимодействие — естественно, при наличии смазки. Коробка переключения передач, крылья и рулевой механизм оказались простыми и понятными конструкциями, поэтому через какое-то время наш грузовик был почти готов, осталось лишь установить кузов и колеса.
Кто бы мог подумать, что именно колеса станут самым сложным этапом сборки грузовика из фанерных деталей. Каждое колесо собиралось из нескольких плоских дисков, которые надо было в нескольких местах скреплять зубочистками, к тому же уверенность в собственных силах, которую мы к этому времени обрели, сыграла с нами злую шутку — задние колеса отказались встать на место. Выяснилось, что от инструкции лучше не отступать ни на шаг, даже когда вам кажется, что вы уже лучше создателей конструктора знаете, как тут все должно быть. С первого раза задние колеса мы собрали неправильно, и их пришлось переделывать.
В итоге мы завершили сборку со всеми положенными в таких случаях приключениями: неожиданно пропавшими и так же неожиданно нашедшимися деталями, необходимостью переделывать тот или иной узел, внезапными озарениями по поводу какого-нибудь особенно сложного механизма («Вот оно как! А мы-то думали...») и т.д. Наш грузовик при попытке его протестировать заработал не с первого раза: застревали и не крутились одни детали, требовали притирки другие, пару раз ломались зубочистки в ответственных «осях». Сборному деревянному конструктору из 420 деталей требуется время, чтобы все «осело» и притерлось как надо. Наконец, мы в очередной раз взвели резиномотор, сняли стояночный тормоз и сдвинули рычаг передачи в положение переднего хода. Грузовик двинулся и поехал.
Подведем итог. Процесс сборки вызвал у нас вполне понятные затруднения, связанные с неопытностью и необходимостью разгадывать мысль создателей этого деревянного 3D-пазла. Инструкция помогала (как и рекомендации по сборке), но в целом конструктор можно назвать развивающим — подростку (а конструкторы UGEARS рекомендованы детям от 14 лет) явно придется напрягать пространственное воображение, примеряясь, куда какую деталь закрепить, да и с мелкой моторикой в конце сборки дела будут обстоять явно лучше. Взрослому тоже придется непросто — по большому счету, набор рассчитан на проведение семейного досуга. Но, с другой стороны, ведь именно в процессе сборки и кроется главное удовольствие от таких моделей, не правда ли? В конце концов, вид работающей модели, у которой крутится, сдвигается и ходит большое количество деталей и узлов, соединенных в единый механизм, служит достойной наградой за труды.
Остается добавить, что компания
, предоставившая нам модель грузовика для тестирования, является официальным дистрибьютором производителя деревянных конструкторов для детей и взрослых
в России. Компания принимает и обслуживает как розничные, так и оптовые заказы, а также предоставляет 20% скидки на все модели
по промокоду nplus1
.
Николай Воронцов
Дмитрий Иванов
И попал в книгу рекордов Гиннесса
Студенты из Швейцарской высшей технической школы Цюриха и Университета прикладных наук Люцерна установили мировой рекорд ускорения среди электромобилей. Созданный студенческой инженерной командой гоночный электромобиль «Mythen» разогнался от нуля до ста километров в час за 0,956 секунды на дистанции в 12,3 метра. Рекорд официально зарегистрирован в Книге рекордов Гиннесса, сообщает New Atlas.