Красота по-викториански

Диатомовые водоросли вдохновляли натуралистов XIX века на создание узоров, видимых только под микроскопом

Диатомовые водоросли выстраивают ажурные кремниевые скелеты вокруг своих клеток. Натуралисты и художники викторианской эпохи, вдохновленные красотой и разнообразием этих скелетов, выкладывали из них орнаменты, видимые только под микроскопом. Мы собрали галерею из самых красивых диатомовых узоров.

Диатомовые водоросли (Diatomeae), или диатомеи, — одноклеточные водоросли, живущие в морской и пресной воде, в почве и вообще везде, где есть влага, в том числе во льдах Арктики и Антарктики. Они очень разнообразны: всего описано более 100 тысяч ныне живущих видов. Диатомовые водоросли играют огромную роль в водных экосистемах: они составляют основную часть фитопланктона и создают почти половину всей первичной продукции океана.
Диатомовые водоросли также непосредственно причастны к учреждению Нобелевской премии. Их окаменелые останки образуют осадочную породу диатомит, или кильзегур, благодаря которому прославился и разбогател Альфред Нобель. Именно диатомит стал идеальным наполнителем, позволившим перевести чрезвычайно взрывчатый нитроглицерин в безопасную контролируемую форму — динамит.
Однако самое замечательное в диатомеях — вовсе не их роль в экологии и создании динамита. Больше всего они прославились ажурными, бесконечно разнообразными по форме скелетами из диоксида кремния (кремнезема), которые они строят вокруг своих клеток. Эти скелеты, или панцири, состоят из двух половинок (что и дало название этой группе водорослей — от греческого diatomos, «разрезать надвое»), которые надеваются друг на друга, как две половинки чашки Петри. Панцири хорошо сохраняются даже после смерти клетки и служат основным признаком для классификации диатомей. По типу симметрии панциря их делят на две группы: центрические диатомеи с радиальной симметрий и пеннатные диатомеи с билатеральной симметрией.
Красота и разнообразие скелетов диатомей привела к появлению в викторианскую эпоху нового увлечения: ученые, натуралисты, художники и просто любители стали составлять из водорослей сложные орнаменты, невидимые для невооруженного глаза, но прекрасные под микроскопом. Эти орнаменты крошечные: поскольку размер клетки диатомеи составляет от 5 до 200 микрон (а микрон — это одна тысячная часть миллиметра), то типичный орнамент из сотни диатомей легко умещается внутри точки в тексте, написанной среднего размера шрифтом. Делают такие орнаменты под микроскопом, с помощью тонкой иглы раскладывая клетки диатомей по подложке из адгезивного вещества на предметном стекле.
Этот вид искусства возник в начале XIX века и стал очень популярен ближе к концу столетия. Часто такие орнаменты составляли профессиональные микроскописты. Одним из первых (и самых известных) из них был немец Йоханн Мёллер (Johann Diedrich Möller), живший во второй половине XIX века и создававший, помимо орнаментов, разные другие микроскопические изделия, например микрофотографии. Его работы были (и до сих пор остаются) очень популярными у коллекционеров и натуралистов-любителей. Интересно, что орнаменты из диатомей в течение многих лет также использовались для проверки разрешающей силы микроскопа: для этого создавали специальные сухие «тестовые» стекла без адгезивного вещества.

К середине XX века увлечение диатомовыми орнаментами постепенно сошло на нет. Один из немногих современных мастеров по составлению диатомовых узоров — Клаус Кемп (Klaus Kemp), посвятивший этому всю свою жизнь. Он потратил 8 лет на поиск идеального клея для орнаментов, а большую часть своего свободного времени проводит в поисках новых видов водорослей. Его орнаменты — одни из самых сложных на сегодняшний день, о них мечтают коллекционеры по всему миру. Британский режиссер Мэттью Киллип (Matthew Killip) снял о нем короткий документальный фильм «Диатомист».

Кроме работ Клауса Кемпа, сегодня почти не осталось диатомовых орнаментов. Поэтому мы собрали галерею узоров, составленных натуралистами и художниками XIX и XX веков.

Софья Долотовская

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.