Самая большая миска для риса

На что похож новый китайский радиотелескоп

25 сентября Китайская академия наук ввела в эксплуатацию крупнейший в мире радиотелескоп с заполненной апертурой — FAST (Сферический радиотелескоп с пятисотметровой апертурой, Five hundred meter Aperture Spherical Telescope). Он располагается в естественной карстовой воронке в горах провинции Гуйчжоу и представляет собой сферический отражатель диаметром в полкилометра и вторичное зеркало, висящее над ним. На его постройку ушло около пяти лет, правительству пришлось переселить для этого свыше восьми тысяч жителей. Мы решили собрать галерею снимков этого гиганта и показать, как он строился.

FAST состоит из 4450 треугольных отражателей, каждый из которых обладает стороной 11 метров. Под отражателями находятся актуаторы, способные изменять форму отражающей чаши и подстраивать ее под нужды астрономов. В 140 метрах над чашей находится приемник, подвешенный на шести тросах. Благодаря перемещениям приемника неподвижная антенна может менять исследуемую область неба и отклоняться от зенита на углы вплоть до 40 градусов (однако при отклонении свыше 30 градусов эффективная площадь телескопа будет снижаться из-за виньетирования).

Большая площадь и размеры позволят FAST превзойти по своим характеристикам обсерваторию Аресибо. Так, возросшая чувствительность радиотелескопа позволит ему в три раза увеличить дальность обзора по сравнению с 305-метровым телескопом-близнецом. Сбор данных с помощью FAST будет происходить примерно на порядок быстрее. Вместе с тем, у телескопа-рекордсмена у́же рабочий диапазон частот и он не может использоваться в режиме радара.

FAST способен работать в диапазоне длин волн от 70 мегагерц до 3 гигагерц. Для работы в диапазоне 1,2–1,5 гигагерца, соответствующем излучению нейтральных атомов водорода, будет использоваться специально разработанный 19-лучевой приемник. Всего на радиотелескопе установлено девять приемников, некоторые из которых требуют охлаждения до температур порядка 10–20 кельвинов.

Поскольку одной из целей наблюдений станут пульсары, радиотелескопу потребуется внутренний стандарт для отсчета времени. Для этого будут использоваться водородные атомные часы. Астрономы надеются, что с помощью FAST удастся вдвое увеличить количество известных человечеству пульсаров. Кроме того, телескоп займется исследованием галактик эпохи реионизации и анализом газов межзвездной среды.

Эксперименты на МКС помогли разобраться во взаимодействии пыли и плазмы