В одной из самых популярных китайских легенд о великом потопе говорится, что во время правления императора Яо вода разлилась по всей земле и поднялась едва ли не до неба. Император призвал героя по имени Гунь. Тот попробовал остановить бедствие специальной землей «сижан»: она разбухала, превращаясь в естественную плотину, и тем самым сдерживала потоки. Но это помогло всего на девять лет, затем вода вновь захлестнула землю. Тогда Яо назначил себе соправителя, которого звали Шунь. Шунь впоследствии сам стал императором, но для начала он нашел сына Гуня – Юя – и велел ему что-нибудь уже наконец сделать с затянувшимся наводнением. Юй не стал прибегать к волшебным средствам, а занялся дноуглубительными работами и строительством каналов. За тринадцать лет ему удалось справиться с потопом. После кончины императора Шуня Юй стал императором и основал первую, самую древнюю китайскую династию – Ся.
Недавняя
публикация китайских геологов и
археологов в журнале Science предлагает рассматривать интересный
геологический феномен как отправную
точку для создания легенды о первой
династии. Группе исследователей во
главе с Цинлуном У (Qinglong
Wu) из Пекинского университета
удалось обнаружить следы колоссального
наводнения в верховьях Хуанхэ (ущелье
Цзиши, округ Хайдун, провинция Цинхай). Судя
по всему из-за землетрясения и
последовавшего оползня русло реки
оказалось запружено. Естественная
плотина просуществовала несколько
месяцев, и когда ее прорвало, то наружу
выплеснулось до 16 кубических километров
воды.
Ближайшие окрестности оказались под
водой, а эффект от прорывного паводка
мог ощущаться двумя тысячами километров
ниже по течению Хуанхэ.
Недалеко от ущелья Цзиши археологи еще в 2000 году обнаружили поселение, названное Лацзя (Lǎjiā). Жители этой деревни погибли в результате природной катастрофы, напоминающей гибель Помпей, и иногда Лацзя действительно называют называют китайскими Помпеями. (Нельзя не вспомнить, что в Лацзя обнаружена древнейшая лапша — из проса). Благодаря человеческим останкам поселение уверенно датируется XX веком до н.э., называется даже приблизительный год: 1920. Исследование почв в Лацзя показало, что поселение погибло в результате наводнения, которое было следствием землетрясения в ущелье Цзиши. Оба события произошли в один год. Следовательно, 1920 год до н.э. и есть примерная дата катастрофы.
Цит. по: статья Б.Л. Рифтина «Юй» в энциклопедическом словаре «Мифы народов мира». М.: «Советская энциклопедия», 1980.

Хе Бо (河伯), божество Хуанхэ, тесно связан с легендой о Великом потопе и остановившем его императоре.
Public Domain
Знаменитый китайский ученый Сыма Цянь на рубеже II-I вв. до н.э. в своем труде «Ши цзи» («Исторические записки») сумел довести хронологию предшествующих царств до 841 года до н.э. в переводе на современное летосчисление: в тот год началось правление регентов при малолетнем чжоуском императоре, будущем Сюань-Ване. До этого события в истории Китая нет точных дат.
Чтобы исправить положение, в 1995 году правительство КНР организовало специальную комиссию под названием «Хронологический проект Ся-Шан-Чжоу». В проекте принимали участие многочисленные специалисты, задачей которых было сопоставить археологические, геологические и прочие данные для создания хронологии древнейшей истории Поднебесной. Проект столкнулся с трудностями, его критиковали на Западе, но сейчас нам важнее не результаты работы комиссии, а направление ее работы: в КНР и на политическом, и на академическом уровне рассматривают историю страны как непрерывную и последовательную, точно описанную в канонических текстах древности. В такой истории нет места разрывам, историки и археологи не просто работают над своими исследованиями, а ищут связи и преемственность.
При этом нельзя сказать, что наукой движет только идеология, ведь сделаны выдающиеся находки, подтверждающие сообщения историографов. Так, Сыма Цянь упоминает шанского императора (вана) У Дина, правившего в пересчете на наше летосчисление в XIII веке до н.э. При раскопках шанской столицы Инь недалеко от современного Аньяна (провинция Хэнань) были найдены десятки тысяч записей, сделанных на черепаховых панцирях. Эти записи — итоги гаданий, сделанные в годы правления последних девяти шанских императоров. Самый древний из упоминаемых в этих материалах ванов — У Дин.
В наши дни можно говорить о том, что династия Чжоу хорошо задокументирована, неплохо изучены средний и поздний периоды Шан, но все обстоит гораздо сложнее с начальной эпохой Шан и совсем напряженно — с династией Ся.

Ма Юань, «Десять тысяч всплесков на Яндзы»
Wikimedia Commons

Пластинка в форме маски животного, бронза с инкрустацией бирюзой. Культура Эрлитоу, 1900-1350 до н.э.
Wikimedia Commons
Хронологически более позднюю культуру Эрлиган (XVII — XV вв. до н.э.), названную так по району мегаполиса Чжэнчжоу, связывают с ранним периодом Шан, но эта точка зрения не является общепринятой за пределами КНР. Не вдаваясь в узкоспециальные вопросы, отметим важную с точки зрения скептиков проблему: все письменные источники, по которым написана ранняя китайская история, были созданы спустя сотни лет после исчезновения трех древних династий. Так, важнейшая антология «Шу цзин» («Книга документов») была составлена никак не раньше VI века до н.э., а дошедшие до нас версии появились значительно позже. Сыма Цянь, как был сказано выше, жил на рубеже II-I веков до н.э. и пользовался источниками, которые были старше его на двести-триста лет.
Древние историографы считали Ся большим и сильным государством, поэтому исследователи периода трех династий ищут признаки такого образования, но Эрлитоу и Эрлиган не удовлетворяют критериям «настоящей» империи: в лучшем случае обе культуры были компактными княжествами со слабо выраженными внешними связями. В зрелый период Шан и эпоху Чжоу наблюдается территориальная экспансия, устанавливаются новые торговые связи, идет интенсивный культурный обмен, что в сумме гораздо больше походит на государство в том виде, в котором о нем рассуждали древнекитайские историки.

Ма Юань, «Облака над Зеленым морем»
Wikimedia Commons
Библиография
Li Liu. On the Chronology of the Three Dynasties. 2000.
Lihui Yang. A Handbook of Chinese Mythology. Oxford University Press, 2008.
Chang K.C. The Archaeology of Ancient China (4th edition). Yale University Press, 1986.
Chang K.C. Art, Myth and Ritual: The Path to Political Authority in Ancient China. Harvard University Press, 1983.
История Китая. П/р А.В. Меликсетова. М.: МГУ, Высшая школа, 2002.
Юлия Штутина