Потоп – дело государственное

Связано ли происхождение древнейшей китайской династии с природным катаклизмом

В одной из самых популярных китайских легенд о великом потопе говорится, что во время правления императора Яо вода разлилась по всей земле и поднялась едва ли не до неба. Император призвал героя по имени Гунь. Тот попробовал остановить бедствие специальной землей «сижан»: она разбухала, превращаясь в естественную плотину, и тем самым сдерживала потоки. Но это помогло всего на девять лет, затем вода вновь захлестнула землю. Тогда Яо назначил себе соправителя, которого звали Шунь. Шунь впоследствии сам стал императором, но для начала он нашел сына Гуня – Юя – и велел ему что-нибудь уже наконец сделать с затянувшимся наводнением. Юй не стал прибегать к волшебным средствам, а занялся дноуглубительными работами и строительством каналов. За тринадцать лет ему удалось справиться с потопом. После кончины императора Шуня Юй стал императором и основал первую, самую древнюю китайскую династию – Ся.

Недавняя публикация китайских геологов и археологов в журнале Science предлагает рассматривать интересный геологический феномен как отправную точку для создания легенды о первой династии. Группе исследователей во главе с Цинлуном У (Qinglong Wu) из Пекинского университета удалось обнаружить следы колоссального наводнения в верховьях Хуанхэ (ущелье Цзиши, округ Хайдун, провинция Цинхай). Судя по всему из-за землетрясения и последовавшего оползня русло реки оказалось запружено. Естественная плотина просуществовала несколько месяцев, и когда ее прорвало, то наружу выплеснулось до 16 кубических километров воды. Ближайшие окрестности оказались под водой, а эффект от прорывного паводка мог ощущаться двумя тысячами километров ниже по течению Хуанхэ.

Недалеко от ущелья Цзиши археологи еще в 2000 году обнаружили поселение, названное Лацзя (Lǎjiā). Жители этой деревни погибли в результате природной катастрофы, напоминающей гибель Помпей, и иногда Лацзя действительно называют называют китайскими Помпеями. (Нельзя не вспомнить, что в Лацзя обнаружена древнейшая лапша — из проса). Благодаря человеческим останкам поселение уверенно датируется XX веком до н.э., называется даже приблизительный год: 1920. Исследование почв в Лацзя показало, что поселение погибло в результате наводнения, которое было следствием землетрясения в ущелье Цзиши. Оба события произошли в один год. Следовательно, 1920 год до н.э. и есть примерная дата катастрофы.

«Усмиряя потоп, Юй обошёл весь Китай и другие земли. Юю приписывается разделение Китая на 9 областей (Цзю чжоу), прокладка 9 основных дорог, ограждение насыпями 9 озер и измерение 9 горных вершин. Юй велел своему помощнику Шухаю измерить землю от восточного предела до западного. Он приказал выдать народу рис и сеять его в низинах, установил перечень и размер податей с разных местностей страны. Собрав всю бронзу, которую поднесли Юю правители уделов, он отлил 9 громадных треножников, каждый из которых могли сдвинуть с места лишь 90 тысяч человек. На треножниках были изображения многочисленных злых духов для того, чтобы люди при встрече с нечистью сразу же распознавали ее и могли избежать напасти».
Цит. по: статья Б.Л. Рифтина «Юй» в энциклопедическом словаре «Мифы народов мира». М.: «Советская энциклопедия», 1980.

Китайская историография, опирающаяся на литературные источники, возводит основание династии Ся к 2070 году до н.э., что достаточно близко к дате наводнения в Цзиши. В одном тексте упоминается соединение пяти планет в начале царствования Юя, и современные астрономы относят это событие к 1914 году до н.э. Есть даже источник, в котором рассказывается о том, где именно Юй начал свои работы, и оно записывается теми же иероглифами, что и современное название ущелья — Джиши. Словом, в пользу красивой гипотезы Цинлуна У и его группы говорит многое: и геология, и астрономия, и в историография. Но скептики считают, что совпадений больше, чем убедительных свидетельств.

Хе Бо (河伯), божество Хуанхэ, тесно связан с легендой о Великом потопе и остановившем его императоре.

Public Domain

Здесь необходимо сделать довольно пространное пояснение. Дело в том, что в Китае наравне с изучением больших археологических эпох — палеолита, мезолита, неолита и т.д. — существуют более узкие разделы, в частности, «период трех династий». Речь идет о Ся (приблизительно XXI — XVII вв. до н.э.), Шан (XVII — XI вв. до н.э.) и Чжоу, или Западное Чжоу, (XI — VIII вв. до н.э.). Эти древние протогосударственные (Ся и Шань) и государственные (Чжоу) образования располагались в среднем течении Хуанхэ на территориях современных провинций Хэнань и Шаньси.

Знаменитый китайский ученый Сыма Цянь на рубеже II-I вв. до н.э. в своем труде «Ши цзи» («Исторические записки») сумел довести хронологию предшествующих царств до 841 года до н.э. в переводе на современное летосчисление: в тот год началось правление регентов при малолетнем чжоуском императоре, будущем Сюань-Ване. До этого события в истории Китая нет точных дат. 

Чтобы исправить положение, в 1995 году правительство КНР организовало специальную комиссию под названием «Хронологический проект Ся-Шан-Чжоу». В проекте принимали участие многочисленные специалисты, задачей которых было сопоставить археологические, геологические и прочие данные для создания хронологии древнейшей истории Поднебесной. Проект столкнулся с трудностями, его критиковали на Западе, но сейчас нам важнее не результаты работы комиссии, а направление ее работы: в КНР и на политическом, и на академическом уровне рассматривают историю страны как непрерывную и последовательную, точно описанную в канонических текстах древности. В такой истории нет места разрывам, историки и археологи не просто работают над своими исследованиями, а ищут связи и преемственность. 

При этом нельзя сказать, что наукой движет только идеология, ведь сделаны выдающиеся находки, подтверждающие сообщения историографов. Так, Сыма Цянь упоминает шанского императора (вана) У Дина, правившего в пересчете на наше летосчисление в XIII веке до н.э. При раскопках шанской столицы Инь недалеко от современного Аньяна (провинция Хэнань) были найдены десятки тысяч записей, сделанных на черепаховых панцирях. Эти записи — итоги гаданий, сделанные в годы правления последних девяти шанских императоров. Самый древний из упоминаемых в этих материалах ванов — У Дин.

В наши дни можно говорить о том, что династия Чжоу хорошо задокументирована, неплохо изучены средний и поздний периоды Шан, но все обстоит гораздо сложнее с начальной эпохой Шан и совсем напряженно — с династией Ся.

Пластинка в форме маски животного, бронза с инкрустацией бирюзой. Культура Эрлитоу, 1900-1350 до н.э.

Wikimedia Commons

Ся, первая династия Поднебесной, — это что-то вроде святого Грааля китайских археологов. В 1959 году экспедиция под руководством Сюйшэна Сюя (Xusheng Xu) отправилась на поиски известной только по письменным источникам столицы Ся в окрестностях рек И (Yi) и Лохэ (Luo He) в провинции Хэнань. Археологи нашли в окрестностях местечка Эрлитоу в уезде Яньши огромное и стратиграфически сложное поселение с дворцом и многочисленными артефактами, в том числе высококачественными бронзовыми изделиями. Впоследствии ученые нашли еще несколько десятков поселений, связанных с Эрлитоу. В Китае многие историки и археологи связывают эрлитоускую культуру (XX — XVII вв. до н.э.) с династией Ся.

Хронологически более позднюю культуру Эрлиган (XVII — XV вв. до н.э.), названную так по району мегаполиса Чжэнчжоу, связывают с ранним периодом Шан, но эта точка зрения не является общепринятой за пределами КНР. Не вдаваясь в узкоспециальные вопросы, отметим важную с точки зрения скептиков проблему: все письменные источники, по которым написана ранняя китайская история, были созданы спустя сотни лет после исчезновения трех древних династий. Так, важнейшая антология «Шу цзин» («Книга документов») была составлена никак не раньше VI века до н.э., а дошедшие до нас версии появились значительно позже. Сыма Цянь, как был сказано выше, жил на рубеже II-I веков до н.э. и пользовался источниками, которые были старше его на двести-триста лет.

Древние историографы считали Ся большим и сильным государством, поэтому исследователи периода трех династий ищут признаки такого образования, но Эрлитоу и Эрлиган не удовлетворяют критериям «настоящей» империи: в лучшем случае обе культуры были компактными княжествами со слабо выраженными внешними связями. В зрелый период Шан и эпоху Чжоу наблюдается территориальная экспансия, устанавливаются новые торговые связи, идет интенсивный культурный обмен, что в сумме гораздо больше походит на государство в том виде, в котором о нем рассуждали древнекитайские историки.

После публикации Цинлуна У в Science опрошенные журналистами историки Китая за пределами КНР комментировали открытие следов гигантского наводнения в ущелье Цзиши очень похоже: чрезвычайно интересное открытие и изящная гипотеза, но хотелось бы увидеть хоть какую-нибудь материальную связь между катастрофой в верховьях Хуанхэ и возникновением культур бронзового века в среднем течении этой реки. Возможно, это только вопрос времени и удачи, но может оказаться, что эта страница истории так и останется непрочитанной.

Библиография

Li Liu, Xingcan Chen. The Archaeology of China: From the Late Paleolithic to the Early Bronze Age. Cambridge, 2012.
Li Liu. On the Chronology of the Three Dynasties. 2000.
Lihui Yang. A Handbook of Chinese Mythology. Oxford University Press, 2008.
Chang K.C. The Archaeology of Ancient China (4th edition). Yale University Press, 1986.
Chang K.C. Art, Myth and Ritual: The Path to Political Authority in Ancient China. Harvard University Press, 1983.
История Китая. П/р А.В. Меликсетова. М.: МГУ, Высшая школа, 2002.

Юлия Штутина

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.
Склонность к заболеваниям сердца связали с успехом размножения