Машина вне времени

DeLorean возобновит производство легендарных автомобилей

Американская компания DeLorean Motor Company of Humble с 2017 года начнет производство спортивных автомобилей DMC-12, прославившихся в 1985 году после выхода фильма «Назад в будущее» Роберта Земекиса. Компания будет выпускать небольшое количество автомобилей — реплик DMC-12 1982 года, причем некоторые узлы и агрегаты машины производитель усовершенствует. Это стало возможным благодаря новому закону, принятому в США в 2015 году, который разрешает небольшим компаниям выпускать ограниченным тиражом реплики любых автомобилей старше 25 лет. Если, конечно, владельцы прав на эти автомобили не против.

DeLorian Motor Company была основана в Ирландии в 1975 году американским инженером и бизнесменом Джоном ДеЛореаном. Она разработала спортивный автомобиль DMC-12 весьма футуристичного вида. Чтобы сделать машину еще более привлекательной, ее корпус изготавливали из грубо полированной нержавеющей стали. Производство спорткаров стартовало в 1981 году в Данмари, причем автомобили выпускались с прицелом на американский рынок и имели левостороннее расположение руля. По мере выпуска машины подвергались незначительной модернизации, включая добавления очевидных элементов, которые не были предусмотрены в машинах первых партий.

В частности, в 1982 году DMC-12 получили «мертвую» педаль, специальную площадку для отдыха левой ноги, расположенную рядом с педалью сцепления. Двери автомобиля, выполненные по схеме «крыла чайки», изначально не имели ремня, за который можно было бы потянуть, что их закрыть. Чтобы дотянуться до ручки, приходилось привставать на сиденье. Кроме того, в 1982 году автомобили получили новую магнитолу для пленочных кассет, которая отображала время. Изначально водители такого удобства были лишены. На DMC-12 были установлены и немного измененные колесные диски, а также капот, с немного измененным оформлением.

В целом автомобиль получился интересным, но имел несколько недостатков, которые сказывались на его продажах. В частности, его кузов получился настолько тяжелый, что штатный двигатель Peugeot-Renault-Volvo ZMJ-159 V6 объемом 2,8 литра с трудом мог разгонять машину. Мощность силовой установки составляла 130 лошадиных сил. Из-за этого автомобиль, который задумывался как спортивный, спортивным вовсе и не был. К тому же, боковые стекла в нем не опускались из-за особенной конструкции дверей и для доступа свежего воздуха водителю приходилось открывать в них специальную «форточку».

DMC-12 имела колесную базу 2,4 метра при общей длине корпуса 4,2 метра, ширине 1,9 метра и высоте 1,1 метра при закрытых дверях (1,9 метра с открытыми). Автомобиль комплектовался пятиступенчатой механической или трехступенчатой автоматической коробками передач. Машина могла разгоняться с нуля до 97 километров в час за 8,8 секунды с использованием механической коробки передач и за 10,5 секунды — с автоматической. DMC-12 могла разгоняться до 225 километров в час, но спидометр машины был размечен до 140 километров в час (85 миль в час). Это было сделано специально, чтобы водители не нарушали скоростной режим.

К 1981 году, когда стартовало производство, в Ирландии был высокий уровень безработицы; в поисках заработка люди брались за любую работу. При этом завод DeLorean Motor Company активно набирал сотрудников для выпуска большого количества машин. Многие нанятые рабочие не имели опыта и достаточной квалификации, из-за чего в DMC-12 часто встречался брак. К 1982 году эту ситуацию удалось исправить гибкой системой премиальных и обучающих курсов, однако имидж автомобиля уже пошатнулся. Учитывая высокий уровень брака и общую «неспортивность» спортивного DMC-12, денежные покупатели выбирали другие автомобили.

Наконец, на 1980-е пришелся бум автомобильной промышленности. Конструкторы и инженеры предлагали новые технические решения, активно развивалась автомобильная электроника, производство новых улучшенных шин, конструировались и выпускались улучшенные, более мощные двигатели. Все более и более совершенные автомобили появлялись чуть ли не каждый день, а общая стоимость машин в простой комплектации снижалась. К тому же дизайнеры, работавшие над внешним видом автомобилей, делали его все более привлекательным. Словом, на общем фоне DMC-12 выглядел все бледнее и бледнее.

В 1983 году производство DeLorean остановилось. К этому времени DMC-12 уже практически никто не покупал, компания накопила долгов и даже не могла поправить свои дела, потому что сосредоточилась на выпуске одной-единственной модели машины и не могла «добирать» прибыль от продаж в разных сегментах автомобильного рынка. В общей сложности за чуть более, чем два года в Ирландии были собраны больше девяти тысяч DMC-12. В 1982 году DeLorean Motor Company оказалась на грани банкротства, однако основатель предприятия планировал поправить дела фирмы. Но не смог. В октябре 1982 года его арестовали по обвинению в наркотрафике.

Позднее обвинения с Джона ДеЛореана сняли, однако репутация бизнесмена была испорчена: банки отказывались его кредитовать, а на бирже запретили оборот акций его компании. Еще долгие годы Джон ДеЛореан пытался поправить дела компании, но у него ничего не получалось. В 1999 году (к этому году он уже лишился завода в Ирландии за долги) бизнесмен объявил о банкротстве, после которого были выставлены на продажу все активы DeLorean Motor Company в США. Фирма перестала существовать.

После выхода фильма «Назад в будущее», в котором DMC-12 превратилась в машину времени, популярность автомобилей начала расти. Уже выпущенные машины выкупались и перекупались. На растущей популярности DeLorean стали выигрывать всевозможные мелкие автомобильные конторы, которые занимались техническим обслуживанием и модернизацией автомобилей. Они заменяли двигатели на более мощные, тормоза на более совершенные, выпускали улучшенные системы выхлопа и турбонагнетатели, более привлекательные элементы салона. Эти же фирмы занимались техническим обслуживанием и ремонтом DMC-12.
Одной из таких контор была DeLorean Motor Company of Humble, основанная в начале 1990-х годов предпринимателем Стивеном Уинном. К 2007 году бизнесмен скупил практически все доступные запчасти, детали, узлы и агрегаты автомобилей DMC-12 у бывших кредиторов той самой DeLorean Motor Company и занялся масштабным ремонтом и восстановлением машин. Компании присылали и до сих продолжают присылать DMC-12 из всех стран мира для технического обслуживания и капитального ремонта. Она же и выкупает старые DMC-12 у владельцев для последующего восстановления и перепродажи.
С 2007 года DeLorean Motor Company of Humble занималась и выпуском «новых» DMC-12. Машины собирались из новых и восстановленных запчастей, причем к новым относились детали, выпущенные и в 1981-1983 годах, и в 2000-х. На уже готовые автомобили устанавливались таблички с идентификационными номерами ранее уже выпущенных той самой DeLorean Motor Company машин, выкупленных в неремонтопригодном состоянии у владельцев. Таким способом компания «обходила» судебные иски со стороны наследников Джона ДеЛореана, поскольку не имела прав ни на торговую марку, ни на производство машин, ни на их изображения.
В 2008 году вдова Джона ДеЛореана подала на Стивена Уинна в суд, обвинив его в нарушении авторских прав. Дело было быстро улажено в досудебном порядке — Уинн заплатил вдове некую сумму и та отозвала иск. Впрочем, компания Уинна не получила конструкторской документации на DMC-12, без чего доработка конструкции автомобиля и производство новых сложных деталей для таких машин становится крайне дорогостоящей, поскольку требует проведения реверс-инжиниринга. Американской компании, по видимому, это не нужно — DMC-12 и без того отлично продаются, ремонтируются и восстанавливаются.


В 2012 году DeLorean Motor Company of Humble решила пойти в ногу со временем. Компания приступила к разработке электрического автомобиля DMC-12 — электромотора и набора аккумуляторов в старом (во всех смыслах) корпусе. На каком этапе находится эта разработка сегодня, не известно. Основной доход американская компания сегодня получат от продажи восстановленных DMC-12, а также от доукомплектации автомобилей новыми опциями — музыкальными системами, кожаным салоном, новыми колесными дисками и незначительными доработками к двигателю.

В 2015 году правительство США приняло закон «О мелкосерийных производителях моторизированных транспортных средств» (Low Volume Motor Vehicle Manufacturers Act of 2015). Он разрешает небольшим компаниям малыми количествами выпускать реплики автомобилей, которые серийно собирались 25 лет назад или раньше. Такие машины могут не соответствовать требованиям безопасности, предъявляемым к современным серийным машинам, но обязаны внешне выглядеть как оригинальные автомобили и полностью соответствовать всем экологическим требованиям. При этом производитель оригинальной машины должен быть не против выпуска реплик. В год разрешается производить не более 325 реплик.

Фактически, новый закон, по большому счету, для DeLorean Motor Company of Humble ничего не меняет. Кроме, разве, того, что компания сможет штамповать новые таблички с идентификационными номерами для «новых» DMC-12. Впрочем, Уинн уже объявил, что автомобили будут несколько доработаны. В частности, они получат современные мультимедийные системы, Bluetooth, светодиодную подсветку салона, сиденья с подогревом и охлаждением, а также GPS-навигатор. На DMC-12 также будут ставить колесные диски диаметром 17 дюймов спереди и 18 дюймов сзади, вместо 14-15 дюймовых — у оригинальной версии машины.

Для того, чтобы DMC-12 мог соответствовать современным экологическим требованиям, на машины планируется ставить новые двигатели. В настоящее время DeLorean Motor Company of Humble ведет переговоры с несколькими поставщиками, включая General Motors. Компания рассматривает для спорткаров нового производства силовые установки мощностью от 300 до 400 лошадиных сил. По оценке фирмы, к тому моменту, как она выпустит 300 реплик DMC-12, на складах накопится уже достаточное количество новых запчастей, которые позволят еще долгие годы ремонтировать автомобили, выпущенные как в 1980-х, так и во второй половине 2010-х годов.

А еще, по словам Уинна, DeLorean Motor Company of Humble рассчитывает, что через пять-шесть лет закон скорректируют, предоставив небольшим компаниям право выпускать и реплики более современных автомобилей. Ferrari 288 или Ford Capri. Как знать.

Василий Сычёв

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.
Автономный контейнеровоз преодолел 790 километров