Главные герои эпохи рисованных иллюзий
8 декабря 1844 года родился Эмиль Рейно – французский изобретатель и художник, который впервые на большом экране продемонстрировал публике прообразы короткометражных мультфильмов, используя созданный им оптический аппарат праксиноскоп. Рейно использовал технические приемы, которые в дальнейшем нашли широкое применение в мультипликации, например, рисование фигур отдельно от фона. Дата первого публичного показа его движущихся картинок — 28 октября 1892 года — была выбрана для празднования Международного дня анимации.
Праксиноскоп и множество предшествующих ему оригинальных устройств на протяжении трех веков завораживали, пугали и веселили публику всех возрастов. В честь дня рождения Эмиля Рейно мы подготовили для вас анимированный путеводитель по изобретениям, которые легли в основу возникновения кинематографа и мультипликации.
Попытки запечатлеть и передать динамику движения объектов с помощью рисунка предпринимались еще в глубокой древности. Археолог Марк Азема из Тулузского университета и художник Флоран Ривер в 2012 году выдвинули гипотезу, что художники эпохи палеолита пытались передать в рисунках животных иллюзию движения. Марк Азема на протяжении двадцати лет исследовал наскальную живопись во французских пещерах верхнего палеолита, отмечая наличие у нарисованных животных дополнительного числа голов и конечностей, например, восьми ног у бизона из пещеры Шове. Азема объяснил необычную анатомию наложением контуров и своего рода раскадровкой движения, а не результатом небрежности. С помощью видеоролика археолог показал, что последовательно изображенные контуры одного рисунка, циклически сменяющие друг друга, превращают рисунок в анимацию. Подобного эффекта можно было добиться, разглядывая пещерные рисунки в свете мерцающих факелов.
Покадровые изображения фигур в движении возрастом в несколько тысяч лет также находили в Иране и Египте; синолог Джозеф Нидэм в своей книге «Science and Civilization in China» описал несколько устройств эпохи династии Хань (202 до н. э.—220 н. э.), где бумажные фигуры животных двигались под воздействием теплого воздуха.
Анимированные рисунки эпохи палеолита, Марк Азема.
В XVII веке появился «волшебный фонарь» — первый проектор, ставший прототипом большинства современных проекционных оптических устройств, популярное развлечение сначала для богатых, а позже и для простого населения. «Фонарь» представлял собой деревянный ящик с отверстием и источником света внутри; изображения, нанесенные на стеклянные пластины, проецировались через оптическую систему и отверстие в лицевой части аппарата. Долгое время «волшебный фонарь» называли «фонарем ужаса» — он зачастую использовался для того, чтобы пугать людей ужасами преисподней и различными чудищами. В конце XVIII века с помощью него иллюстрировали научные лекции, в XIX веке в репертуар «волшебных фонарей» входили художественные произведения, исторические и образовательные картины, сказки и шуточные истории.
Волшебный фонарь, слайды.
Отдельно стоит упомянуть бельгийского физика и фокусника Этьена Робертсона, мастера фантасмагорий, который создал «фантаскоп» — подвижную конструкцию «волшебного фонаря» с возможностью использования примитивной анимации, а также придумал использовать сразу несколько фонарей. Он устраивал спиритические сеансы, где шокировал публику умело поставленным шоу с появлением духов и призраков.
В XIX веке появилось необычайно много изобретений и устройств для демонстрации движущихся рисунков. В основе принципа работы этих устройств, как и кинематографа в дальнейшем, заключалась персистенция зрения — способность глаза соединять быстро сменяющиеся изображения в одно.
190 лет назад, в 1825 году, из спора физика Джона Гершелла и математика Чарльза Беббиджа про крутящуюся монетку возник тауматроп, популярная детская игрушка викторианской эпохи. Тауматроп представлял собой бумажный диск на веревочке, с каждой стороны которого нарисованы разные картинки. При вращении две картинки сливались в одну.
Бельгийский физик Жозеф Плато создал целый ряд приборов, наиболее популярным из них стал фенакистископ, картонный диск с прорезанными в нем отверстиями и нарисованными на одной стороне диска фигурами. Если вращать диск вокруг оси перед зеркалом и наблюдать за фигурами в зеркале через отверстия, то можно увидеть, как изображения сливаются, и фигуры начинают двигаться.
На основе фенаксистископа Плато появлялись разнообразные модели устройств, самым примечательным из них стал
Уильяма Горнера, или, как его называл автор, «дедалиум». Вместо диска с отверстиями — барабан, картинки нарисованы на ленте, которая помещается внутрь барабана. Вот и появился прототип кинопленки.
Рисунки на фотографии заменил Эдвард Мейдбридж, создав зоопраксископ — на стеклянную катушку внутри аппарата были намотаны снимки фаз движения людей и животных, при прокручивании катушки в окошке создавалась иллюзия движения. Вот и появился прототип кинетоскопа.
В 1887 году Эмиль Рейно модифицировал зоотроп и назвал получившийся прибор праксиноскопом. Главное отличие праксиноскопа заключалось в том, что изображение нужно было смотреть не через прорези, а через ряд маленьких зеркал, закрепленных внутри цилиндра. Отраженное изображение не двигалось вместе с вращением цилиндра, что делало картинку более яркой и плавной.
Совершенствуя свое изобретение, Рейно создал Оптический театр, в котором объединил праксиноскоп и «волшебный фонарь», впервые сделав возможным публичное зрелище для множества людей. Он лично рисовал, раскрашивал и монтировал ленты, прорисовывая персонажей отдельно от декораций.
В 1892 году Эмиль Рейно впервые успешно продемонстрировал публике свои трудоемкие анимационные работы с использованием Оптического театра. Рождение кинематографа в 1895 году, с более дешевыми и простыми в производстве кинолентами, тяжело отразилось на изобретателе — аппарат и ленты с рисунками отправились в реку. Это правда не помешало Рейно войти в историю, а его вклад в анимационное искусство не забыт и по сей день.
Анна Савченко
Алжирский научный журнал Journal of Fundamental and Applied Sciences отозвал сразу 434 научные статьи из трех номеров журнала — это самый массовый единовременный отзыв статей за время существования популярного блога Retraction Watch, который рассказывает эту историю.