Московские археологи нашли старейшую улицу столицы, сообщили многочисленные СМИ. «Потенциально самую древнюю», уточнило агентство РИА Новости. «Древнейшую улицу московского посада», заявлено в пресс-релизе Института археологии РАН. Разумеется, верить надо первоисточнику, но его стоит комментировать почти построчно, иначе значение находки трудно оценить.
Итак, место действия – археологические раскопки на территории будущего парка «Зарядье», на месте бывшей гостиницы «Россия». Находка – мостовая Великой улицы, ведшей от Константино-Еленинских ворот Кремля к пристани на Москве-реке. Как пишут авторы пресс-релиза, «уже верхние слои показали, что археологи оказались на трассе улицы Великой (т.е. Большой): почти всю ширину раскопа (6,5 метров) занимают бревна верхнего яруса мостовой (XVII-XVIII веков), на которую местами легли остатки первого каменного подмащивания. Из-под этого яруса видны (курсив наш – ред.) бревна более ранних уровней».
Соответственно, для исследования остаются доступны, хотя и довольно условно, территории посадов, и именно там обнаруживаются «древнейшие» и «старейшие» объекты. Итак, археологи теперь могут показать, как выглядела самая большая улица в самой старой части города за пределами Кремля. И, как справедливо оговаривается РИА Новости, «потенциально самая древняя»: пока ни о каких находках в районе Великой, относящихся к XIIвеку, нынешние археологи не говорят. Впрочем, раскопки, которые велись в Зарядье в конце 1940-х – начале 1950-х, выявляли единичные предметы XII века и даже предположительно более ранние.
Вернемся к Великой (в значении «большая», а не «выдающаяся») улице, которая называлась так до XVII века. Впоследствии, т.е. до середины она была известна как Мокринский переулок, по храму Николы Мокрого, ныне несуществующего. Прежде чем добраться до древнейших уровней мостовой археологи должны будут разобрать верхние. В сущности, это большая удача: если все пойдет по плану, то составляющие мостовую бревна помогут в составлении дендрохронологической шкалы для Москвы. Для нескольких старых русских городов такие шкалы составлены, и их успешно удается перекрестно сопоставлять со шкалами других регионов – Скандинавии, Германии и т.д. Замечательно было бы, если бы удалось составить такую шкалу и для столицы.
Самая интересная находка, о которой упоминает сентябрьский пресс-релиз Института археологии – это каменный пилястр (архитектурная деталь, имитирующая четырехгранную колонну, но на самом деле являющаяся частью стены). Пилястр украшен резьбой, имитирующей плетение. Этот не самый распространенный орнамент известен в Западной Европе и, по мнению археологов, «позволяет связать камень с этапом русско-итальянского строительства, временем создания стен современного Кремля, его главных соборов и великокняжеского дворца».
Раскопки в самом центре города очень интересны и неимоверно сложны, поскольку против археологов работают и время, и заказчик. Спешка невозможна, но тянуть тоже нельзя: необходимо либо разбирать и вывозить, либо на месте консервировать найденное. Консервация и музеефикация – отдельная труднейшая проблема. В 2012 году, до того, как появился нынешний проект парка «Зарядье», на выставке «Архмосква» судьба Зарядья обсуждалась специалистами. Владимир Дукельский, один из участников диспута, констатировал: «Мы профессионалы, мы можем восхищаться: «Ах, как здесь красиво провалились камушки», но для нормального человека все эти камушки — мусор, за редчайшим исключением». Увы, это – чистая правда. Так что хорошо, если в парке удастся сохранить кусочек старой Великой улицы – просто, чтобы показать, «как это было». Остальные находки наверняка отправятся в музеи. Главное – пусть дадут еще поработать.
Юлия Штутина