Время для звезд

Шесть работ российских астрономов-любителей

Когда ночь выдается особо ясной, невооруженным глазом на звездном небе можно увидеть полосу Млечного Пути, Туманность Андромеды, а также несколько туманностей и звездных скоплений. Но астролюбителям, которые хорошо разбираются в съемках неба, удается увидеть гораздо больше, причем часто с помощью обычных фотокамер. Именно такие снимки попадают в российское сообщество «Астрофотография» — шесть из них мы отобрали для вас сегодня.

Астрофотография — занятие для терпеливых. Как и в пленочной фотографии, между моментом съемки и получением результата в этом жанре проходит немало времени и различных стадий обработки снимков. Правда, эти стадии больше напоминают собой обработку научных данных, нежели классический процесс проявки пленки. Например, процесс съемки различных тусклых объектов — туманностей и галактик —  выглядит так. В первую очередь фотограф делает, как правило, большое количество обыкновенных снимков интересующего его объекта — чем больше, тем лучше. Эти снимки называются lights — световые.

Выдержки единичных снимков могут составлять минуты — за это время небо успевает повернуться на некоторый  угол, поэтому камеру нужно потихоньку поворачивать вслед за суточным движением звезд. Чем больше будет собрано снимков, тем меньше шумов будет на финальном изображении.

Затем идет съемка технических кадров — darks, bias и flat. Первый вид таких кадров содержит в себе погрешности, вносимые матрицей фотоаппарата на больших выдержках — например, битые и горячие пиксели. Для его съемки крышку телескопа или объектива необходимо закрыть. Второй, bias, содержит в себе шумы, вызываемые током считывания — он снимается также с закрытой крышкой но на максимально коротких выдержках. Flat помогает устранить виньетирование у краев изображения.

На последней стадии происходит математическая обработка — вычитание шумов (darks и bias) из кадров lights, сложение результатов, после чего яркость изображения выравнивается на основе flat кадров. Для того, чтобы добиться проявления различных контрастных деталей в профессиональной съемке применяются специальные фильтры, пропускающие, например, только излучение атомов водорода.

Владимир Королёв.