В 2011 году Американское космическое агентство отправило на Марс марсоход «Кьюриосити». На борту аппарата целая куча инструментов — камеры, спектрометры, детектор нейтронов и даже станция для наблюдения за погодой. В мае 2015 года инженер-электронщик из Екатеринбурга Сергей Грищенко собрал дома работающую модель марсохода «Кьюриосити». Он умеет ездить, вращать головой-камерой в пространстве, и у него есть работающий манипулятор.
Да, по функционалу это сильно меньше, но, в принципе, для работы на другой планете у марсохода Грищенко все есть. Учитывая разницу в цене и сложность производства, хочется спросить: а не проще ли и дешевле посылать на другую планету не один многоцелевой аппарат, а несколько более специализированных?
Даже если ответ однозначное «нет», все равно возникает несколько отличных инженерных задач:
a) Если нужно сделать специализированный аппарат для, скажем, анализа погоды, как бы он выглядел? Или только сейсмозонд? Желательно, чтоб устройство было компактным, надежным, дешевым и простым в эксплуатации. Ну и, конечно, чтоб его можно было собрать дома
б) Кьюриосити ездит на колесах, которые постоянно ломаются. Какую бы альтернативную систему передвижений вы бы могли предложить для такого марсохода? Было бы здорово увидеть сделанный в домашних условиях прототип такого устройств.
Автор: Стас
a) Ну по идеи самая сложная часть жизни марсохода это его полет к марсу и приземления. Как показывает практика отключая колеса, или используя их как доп. инструмент исследования не сильно осложняет жизнь аппарата.
Метеозонд можно было бы сделать по двум принципиально разным моделям: 1) которая бы не спускалась на поверхность марса вовсе. На подобие метеозонда, с баками сжатого газа (для поддержания устройства на необходимой высоте); 2) Виде втыкающихся в землю "лома" металлические пруты различного назначения, сейсмомониторинг, измерения ветра и давления атмосферы, и всё там такое.
Изменение способа посадки даст экономию топлива, что можно будет уже использовать инженерам по своему усмотрению и техническом заданию.
б) Два основных требования можно предъявить движителям марсохода: 1) надежность; 2) экономия энергии. Кроме этого необходима маневренность, скорость передвижения, возможность передвигаться по различным грунтам и наклонам. Поэтому предлагаю сделать шагающий марсоХОД, как тут.
Автор: Сергей Порохов
a) Аппарат лучше представить в виде нескольких независимых систем. Засылать их можно одной ракетой. В этом случае сам марсоход будет представлять собой несколько, скажем шаров. Внутри шаров могут располагаться разные модули. Например, какой-нибудь гироскоп, как у мобильного телефона, способный регистрировать колебания. Когда шар катится, система не работает. Когда стоит на месте - считывает вибрации.
б) Система передвижения шаров должна быть простой. Скажем, это может быть машинка. Сам шар надувается после посадки. Машинка ездит по внутренней поверхности шара, шар катится. При этом сам шар может использоваться, как, например, антенна для передачи данных.
Автор: Глеб Пискурев, Михаил Бурмистров
a) Малых узкоспециализированных аппаратов много вы не сделаете, потому что б-колеса должны быть достаточно большими для преодоления неровностей. Как вариант- с низким давлением. И мини- или микроровер превращается в элегантного слона. А если сделать ему хорошую подвеску, то уж проще впихнуть все на него и отправить. К тому же никого ведь не интересуют разрозненные результаты о марсианских породах. Лучше получить полную информацию о составе почвы в одном районе, чем тучу никак не связанных данных о разных точках планеты.
Интереснее другой вопрос- имеет ли смысл марсоходу таскать с собой бортовой радиокомплекс? Возможно, намного дешевле разместить на одной из возвышенностей платформу либо спутник-ретранслятор, который мог бы коммутировать несколько роверов с их управляющими сигналами с НКУ.
б)Подходящий вариант, мне кажется, – это шасси на гусеничном ходу и съёмные специалезированные модули (для фото/видео регистрации, метеомодуль (наземная метеостанция и атмосферный зонд), геомодуль (бур, сейсмозонд, сборщик абразцов) и т.д.).
Можно слать одно шасси и прицеп с модулями, либо же просто экономить за счёт серийности и универсальности шасси – так с нуля разрабатывать придётся только модули.
EHang скоро станет первой компанией, которая получит сертификат типа на аэротакси
Китайская компания EHang объявила, что аэротакси EH216-S прошло все необходимые испытания и готовится к получению сертификата типа от Администрации гражданской авиации Китая в ближайшее время. Когда это произойдет, компания EHang станет первой в мире, получившей сертификат типа на электрическое аэротакси, сообщает New Atlas. При поддержке Angie — первого российского веб-сервера Под аэротакси сегодня понимают полностью электрические или гибридные летательные аппараты с вертикальным взлетом и посадкой, способные перевозить несколько пассажиров на небольшие дистанции. Ожидается, что уже в недалеком будущем сервисы аэротакси станут важной частью городских транспортных сетей, что позволит снизить нагрузку на существующий общественный транспорт и уменьшит пробки на дорогах. Многие из разрабатываемых сегодня прототипов аэротакси находятся на завершающих стадиях летных испытаний, а создающие их компании соревнуются за первенство прохождения сертификации, которая откроет им дорогу к полноценному серийному производству и выходу на рынок. Китайская компания EHang объявила о завершении летных испытаний своего двухместного беспилотного аэротакси EH216-S в рамках программы сертификации, которая длилась 30 месяцев с января 2021 года. Компания ожидает получения сертификата типа, подтверждающего соответствие конструкции летательного аппарата стандартам безопасности, от Администрации гражданской авиации Китая в самое ближайшее время. Кроме того, китайским регулятором была одобрена к использованию облачная система, разработанная компанией для управления парком беспилотных воздушных такси. Разработка модели аэротакси EH216-S ведется с 2018 года. Это двухместный полностью электрический летательный аппарат, выполненный по схеме мультикоптера с 16 винтами, установленными парами на восьми лучах рамы. Аппарат способен перевозить до 220 килограммов груза на расстояние до 30 километров с максимальной скоростью 130 километров в час. Модель полностью автоматическая и в кабине, рассчитанной на двух пассажиров, отсутствуют органы управления (за исключением сенсорного экрана, через который происходит взаимодействие пассажиров с аппаратом, например, выбор маршрута). Тем не менее в целях безопасности аэротакси может управляться дистанционно оператором компании. За прошедшие несколько лет предсерийные прототипы EH216 уже налетали около 10000 часов, выполняя небольшие экскурсионные полеты в туристических местах. Также 17 августа в докладе о финансовых отчетах за второй квартал EHang подтвердила, что начала предварительные поставки аэротакси в Китае. Например, как минимум 16 двухместных аэротакси уже были поставлены заказчикам в первой половине 2023 года. Китайский регулятор разрешил использовать эти транспортные средства в некоторых определенных местах для тестирования, обучения и демонстрационных полетов. https://www.youtube.com/watch?v=xHPTtXIVxj4 За пределами Китая одним из наиболее близких к получению сертификата типа стал прототип аэротакси от компании Joby Aviation. Недавно Федеральное управление гражданской авиации США разрешило начать летные испытания серийного прототипа этого аэротакси. Если все пройдет успешно, то компания планирует пройти сертификацию и начать поставки заказчикам в 2025 году.