Космический аппарат «Розетта» отправился к комете 67P/Чурюмова — Герасименко в 2004 году. «Розетте» понадобилось почти 11 лет полета, чтобы стать первым космическим аппаратом, который вышел на орбиту кометы.

По пути к комете Чурюмова — Герасименко «Розетта» совершила несколько сложных гравитационных маневров, а также встретила и прислала снимки двух астероидов: Лютеции и Штейнс.

Композиция из четырех фотографий, сделанных навигационной камерой «Розетты» 30 сентября 2014 года с расстояния 18,1 километров от центра кометы

Фотография: ESA/Rosetta/NAVCAM

Изучение комет представляет интерес для ученых по очень простой причине: возраст комет и Солнечной системы практически одинаков. Химико-физический состав комет не менялся 4,5 миллиарда лет, что может помочь исследователям в изучении вопроса формирования небесных тел, в том числе Земли. Ну а кроме научной цели миссии это еще и шанс для космического аппарата сделать на фоне кометы селфи.

Композиция из четырех фотографий, сделанных навигационной камерой «Розетты» 8 октября 2014 года с расстояния 16,9 километров от центра кометы

Фотография: ESA/Rosetta/NAVCAM

«Розетта» и «Филы» помогли узнать о комете много нового: у нее очень слабое магнитное поле, на поверхности есть балансирующие скалы и следы отлома крупных частей небесного тела, а в атмосфере есть молекулярный азот. А еще комета Чурюмова — Герасименко умеет петь. «Розетта» записала колебания электромагнитного поля кометы с частотой от 40 до 50 мГц, после чего частоты этих колебаний перевели в диапазон, слышимый человеческим ухом.

Композиция из четырех фотографий, сделанных навигационной камерой «Розетты» 30 ноября 2014 года с расстояния 30,2 километров от центра кометы

Фотография: ESA/Rosetta/NAVCAM

«Филы» стал первым космическим аппаратом, совершившим мягкую посадку на комету. 12 ноября 2014 года спускаемый аппарат отсоединился от «Розетты» и начал сближение с поверхностью небесного тела. К сожалению, при посадке возникли непредвиденные сложности. По неизвестной причине не сработали гарпуны, которые должны были закрепить зонд на поверхности кометы. «Филы» несколько раз отскочил от поверхности и приземлился в тени, где из-за отсутствия солнечного света аппарат проработал всего три дня, после чего перешел в режим энергосбережения. До недавнего времени было непонятно, смогут ли исследователи снова выйти на связь с зондом. Вся надежда была на то, что по мере приближения кометы к Солнцу тень, в которой находится «Филы», сместится и аппарат сможет зарядить свои батареи.

Композиция из четырех фотографий, сделанных навигационной камерой «Розетты» 28 марта 2014 года с расстояния 20,2 километров от центра кометы

Фотография: ESA/Rosetta/NAVCAM

К счастью, после семи месяцев сна «Филы» проснулся. 13 июня 2015 года в 23:28 по московскому времени Европейский центр управления космическими полетами в Дармштадте принял за 85 секунд более 300 пакетов данных от зонда. По словам исследователей, это означает, что аппарат готов к работе и в скором времени снова выйдет на связь. А это, свою очередь, означает что скоро выйдет новая серия очень милого мультфильма о приключениях «Розетты» и «Филы».

Николай Воронцов