Зеленые рукава галактик

«Хаббл» заснял призраки давней активности квазаров

На прошлой неделе команда «Хаббла» опубликовала снимки необычных газопылевых туманностей, существующих в окрестности нескольких галактик. Зеленое свечение этих облаков, по словам ученых, вызвано активностью квазаров, когда-то активно испускавших ионизирующее излучение, а ныне утративших свою мощность.

Туманности излучают ярко-зеленый свет, что связано с наличием в них ионизированного кислорода. Свечение продолжается до сих пор, хотя источники, породившие его, могли бы погаснуть десятки тысяч лет назад — примерно такими масштабами описываются расстояния между облаками и центрами галактик, в которых они находятся.

Первый подобный объект удалось открыть не астроному-профессионалу, а голландской учительнице Ханни ван Аркель, участвовавшей в краудсорсинговом онлайн-проекте Galaxy Zoo. В честь нее облака и назвали. Поисками других таких облаков занималась международная группа ученых, среди которых есть и российские астрономы из Нижнего Архыза. По их мнению, причина возникновения таких масштабных структур — столкновение галактик, произошедшее 1-1,5 миллиарда лет назад.

Большое количество вещества галактик при этом просто «выплескивались» в космическое пространство. Одна из существующих гипотез предполагает, что в центрах галактик могут находиться сверхмассивные черные дыры. Падение большого количества вещества в них могло послужить причиной возникновения необычайно мощного квазара.

Размеры наблюдаемых «объектов Ханни» измеряются тысячами и десятками тысяч световых лет. Одним из самых крупных облаков обладает галактика UGC 7342. Протяженность нитей газа в ней составляет вплоть до 75 тысяч световых лет.

24 апреля телескопу «Хаббл» исполнится 25 лет. Все это время он вращается на орбите Земли, поставляя исследователям ценную информацию об окружающем нас космическом пространстве. Благодаря отсутствию атмосферных искажений, его разрешающая способность в 7-10 раз больше, чем у аналогичного земного телескопа. При диаметре главного зеркала в 2,4 метра фокусное расстояние Хаббла составляет 57,6 метра, а его суммарная масса равна 11 тоннам.

Зонд «ЭкзоМарс» включил и протестировал научные приборы