Как появился первый пероральный антикоагулянт
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора
В определенной дозировке некоторые ядовитые вещества приносят пользу. Тем не менее в зависимости от культуры к ним относятся по-разному: активно используют в медицинских целях или, напротив, всеми силами избегают. В книге «Яды: между жизнью и смертью» (издательство «Манн, Иванов и Фербер») биолог и научный журналист Элина Стоянова рассказывает о культурных различиях в восприятии ядов и способах их применения. Предлагаем вам ознакомиться с фрагментом, посвященным определению токсичности и синтезе первого перорального антикоагулянта.
Отравления были довольно распространены в Древней Греции. В результате на первый план во врачевании вышло использование противоядий. Первым человеком, практикующим лечение отравленных людей, стал Гиппократ. Около 400 года до нашей эры он уже узнал, что самое главное при лечении или облегчении симптомов отравления — это уменьшить поступление токсических веществ в желудочно-кишечный тракт. В эпоху Возрождения врач Парацельс пришел к выводу, что дать определение яду невозможно. Суждение Парацельса и осознание тонкой грани между ядом и лекарством положили начало эре токсикологии.
Современная токсикология считает, что токсичность — это способность химического вещества причинять вред организму. Для более точного определения используется выражение зависимости между дозой препарата и реакцией на него. Токсичность зависит от количества химического вещества, которое попадает в организм, дозы, достигающей органа-мишени, а также от степени поражения организма. То есть не существует абсолютной границы между ядовитыми и неядовитыми веществами.
В этой области есть несколько ключевых определений, но мы обозначим только три из них:
Эти показатели представляют собой санитарно-гигиенические нормы и требования по регулированию и контролю, которые обеспечивают безопасность воздействия на человека и окружающую среду.
Если дозировка достаточно велика, любое химическое вещество может стать ядом. Например, доза соли, превышающая 15 граммов за раз, нанесет вред здоровью; доза более 200 граммов за раз может привести к смерти. Наоборот, употребление слишком большого количества воды сразу может привести к дефициту натрия и, как следствие, к водной интоксикации. Баланс следует соблюдать во всем.
Изучение токсичности в большей степени касается лекарственных веществ. Западная наркотоксикология — наука, изучающая токсическое воздействие лекарств на организм. Если дозировка достаточно велика или процесс лечения достаточно длительный, все лекарства неизбежно будут иметь токсическое действие.
Самая ядовитая из всех известных поганок — Amanita phalloides. Бледная поганка на протяжении веков была объектом суеверий и страхов в различных культурах. В европейских традициях грибы часто считались мистическими сущностями. Amanita phalloides, как один из самых ядовитых грибов, не только символизировал природную опасность, но и был связан с легендами о колдунах, ведьмах и злых духах. В некоторых народных поверьях грибы, способные убивать, считались защитниками лесов, которые мстят за их разрушение.
Бледная поганка стала причиной нескольких громких смертей в истории: римского императора Клавдия в 54 году нашей эры и императора Священной Римской империи Карла VI в 1740 году (что привело к войне за австрийское наследство). Аматоксины, содержащиеся в этом грибе, крайне опасны для печени: чтобы убить человека, достаточно половины плодового тела. К сожалению, аматоксины очень стабильны, и приготовление пищи, заморозка и сушка не помогают их удалить.
***
В 30-х годах ХХ века в Европе крупный рогатый скот массово гиб от геморрагического диатеза — это безболезненные мелкие поверхностные кровоизлияния в кожу и слизистую из-за нарушения свертывания крови. Ученые приступили к поиску причины и обнаружили, что дело в перегнившем сладком клевере, он же донник. Когда ученые выяснили этот факт, то попытались получить из донника антикоагулирующее Антикоагулянты (от лат. anti — противо- и coagulans — вызывающий свертывание) — химические вещества и лекарственные средства, предотвращающие свертываемость крови и препятствующие образованию тромбов. Прим. ред.
Дикумарол — это антикоагулянт, который действует как антагонист витамина K. Его основное действие заключается в подавлении синтеза факторов свертывания крови, зависимых от витамина K (II, VII, IX и X). Дикумарол действует, мешая работе особого фермента, который помогает витамину K становиться активным. Витамин K нужен для того, чтобы в печени образовывались вещества, которые помогают крови сворачиваться. Если этот процесс нарушается, печень не может вырабатывать эти вещества в нужном виде, и кровь сворачивается хуже.
В 1948 году группа ученых под руководством Карла Линка синтезировала более мощное антикоагулянтное вещество, которое назвали варфарин. Линк, не до конца понимая свое изобретение, зарегистрировал его как яд для грызунов. Предполагалось, что он чрезвычайно ядовит для человека. Все изменила неудавшаяся попытка самоубийства моряка-новобранца. Он принял очень большую дозу «крысиного яда». Его спасли дозой витамина К. Этот случай подтолкнул врачей в сторону пересмотра яда и его переквалификации в лекарство. Точный механизм действия варфарина оставался неизвестным вплоть до 1978 года.
Подробнее читайте:
Стоянова, Элина. Яды: между жизнью и смертью / Элина Стоянова ; [науч. ред. А. Волчок]. — Москва : МИФ, 2025. — 176 с. : ил.