Как описывали эту птицу в XVI–XVII веках
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора
Загрузка галереи
В Европе ворон прошел путь от почитаемой птицы до вестника смерти. Римляне, кельты и германцы видели в нем заступника, а вот средневековые христианские авторы, как правило, считали отражением греха и относились с отвращением. В книге «Ворон. Культурная история» (издательство «АСТ»), переведенной на русский язык Денисом Голованенко, медиевист Мишель Пастуро рассказывает о его истории, символизме и мифологии. Предлагаем вам ознакомиться с фрагментом о трактатах XVI–XVII веках, посвященных птицам, и о том, что натуралисты писали о вороне.
В XVI–XVII веках изучение животных, несомненно, вышло на новый уровень, однако не на такой высокий, как можно было ожидать. Да, изобретение книгопечатания и гравюры позволило обмениваться знаниями с немыслимой для Средневековья скоростью; изображения стали более точными, библиотеки — специализированными; естественная история все больше институционализировалась. Развитие почты, кроме того, упростило взаимодействие между учеными, и во многих университетах стали появляться зоологические кафедры, где теперь не только занимались умозрительным теоретизированием, но и проводили практические исследования: например, препарирования, игравшие одновременно и образовательную роль. Вместе с тем не все животные в равной мере ощутили ход прогресса: в XVI веке всех в первую очередь занимали рыбы, а в XVII, после изобретения микроскопа, предметом всеобщего интереса стали насекомые, «черви» и прочие крохотные существа.
Загрузка галереи
Первой в Европе печатной книгой, целиком посвященной вопросам орнитологии, стала L’histoire de la nature des oyseaux («Естественная история птиц») Пьера Белона (1517–1564), аптекаря, натуралиста, друга Пьера Ронсара и протеже Карла IX. Трактат был опубликован в 1555 году в Париже у книгопечатника «под вывеской жирной курицы» (Гийома Кавелла). Белон описывает в нем порядка 200 птиц, которых он классифицирует в соответствии с их размером, строением и поведением. Судя по всему, в некоторых случаях он лично проводил диссекции, но в основном опирался на длительные наблюдения за птицами в естественной среде. Благодаря этому Белон прослеживает множество интересных аналогий и отвергает ряд идей, которые ему кажутся ложными, но тем не менее, как и его предшественники, многое заимствует у древних авторов: Аристотеля, Плиния и даже Элиана.
Главу о вороне Белон помещает в начале шестой книги — первой в серии глав о птицах, «которые ищут себе пропитание повсюду». В число таких птиц он включает также ворону, сороку, сойку, дрозда и некоторых других. Белон заверяет нас, что «все и так знают, что из себя представляет ворон», и поэтому о его
Как и все его предшественники, Белон считает, что натура ворона гнусна: выглядит он «дьявольски»; его крик «жуток»; он живет в нечистотах и питается падалью; это одна из редких птиц, «от поедания мяса которых мы воздерживаемся». Впрочем, у него можно встретить и более оригинальные наблюдения: например, он пишет, что в деревнях крестьяне иногда называют прирученных воронов именем Коля (Colas, уменьшительная форма — Nicolas) и что они откликаются на него и даже могут его произнести. В Англии же «под страхом большого штрафа» запрещено убивать воронов, так как они выполняют функцию «санитаров города», поедая «останки, которые в противном случае отравляли бы воздух».
В XVI веке трактаты по естественной истории появляются не только во Франции, но и в соседних странах, где их пишут, может быть, даже больше. Резкий рост числа подобных сочинений, однако, не означал такого же резкого прироста знаний. Большинство авторов продолжало цитировать и расхватывать на отрывки Аристотеля и Плиния. Так, швейцарский врач и натуралист Конрад Геснер (1516–1565), обладавший внушительным кругозором и еще более внушительной библиотекой, рассказывая о вороне, ничего действительно нового не говорит. В 1555 году в Цюрихе он опубликовал гигантскую Historia animalium («Историю животных»); посвященный птицам третий том содержит описания 217 видов: все они расположены в алфавитном порядке и сопровождаются иллюстрациями. Глава о вороне на первый взгляд длинная и основательная, но орнитологии в строгом смысле слова в ней столько же, сколько филологических наблюдений и информации самого общего характера. Как минимум в половине главы речь идет о фактах языка и лексике, поговорках, мифологии, легендах и литературе. На самом деле, это
Загрузка галереи
Такой же скромный прогресс виден у Улиссе Альдрованди (1522–1605), знаменитого врача, профессора Болонского университета. При жизни он не успел опубликовать свои сочинения о животных в полном объеме, но ученики собрали его заметки и вскоре после его смерти опубликовали под его именем несколько томов, пользовавшихся успехом на протяжении XVII века. Птицам посвящены три книги, которые сам Альдрованди успел издать в Болонье, между 1599 и 1603 годами. Глава о вороне весьма пространная — 50 крупноформатных страниц, набранных мелким шрифтом, — но никаких новых знаний в ней не найти; как и у Геснера, материал ее скорее энциклопедический. Глава поделена на 31 параграф, перечень названий которых не только интересен сам по себе, но и показывает, как Альдрованди представлял предмет зоологии — или, во всяком случае, структуру зоологического трактата.
Итак:
1. Введение. 2. Наименования ворона (на 12 языках). 3. Синонимы и наблюдения над лексикой. 4. Видовая принадлежность ворона. 5. Подвиды и разновидности. 6. Внешний вид. 7. Среда обитания. 8. Голос (три страницы!). 9. Обоняние. 10. Полет. 11. Питание. 12. Прожорливость ворона и его приспособленность к стычкам с другими животными. 13. Гнездование. 14. Размножение и забота о потомстве. 15. Поведение. 16. Интеллект (три страницы). 17. Отношения с другими птицами. 18. Болезни. 19. Продолжительность жизни. 20. Имя ворона в топонимике. 21. Его имя в антропонимике. 22. Приметы и гадание (семь страниц!). 23. Ворон и погода. 24. Древние мифологии. 25. Христианская традиция. 26. Поговорки. 27. Ворон и медицина. 28. Геральдика и эмблематика. 29. Басни. 30. Легенды. 31. Знаменательные исторические события.
Как видно, Альдрованди больше занимает культурная история, а не зоология как таковая — что, впрочем, историку только на руку, даже если практически все, что написано в этом трактате, уже встречалось у Геснера и еще встретится у ряда авторов XVII века. В число последних входит, к примеру, Ян Йонстон, осевший в Лейдене шотландский врач, автор большой зоологической энциклопедии, которая в самой своей концепции и структуре была по-прежнему скорее средневековой. От «сумм» Геснера и Альдрованди она выгодно отличалась разве что гравюрами на меди, а не на дереве, за счет чего даже мелкие детали изображений птиц выходили более точными.
Подробнее читайте:
Мишель Пастуро. Ворон. Культурная история / М. Пастуро; пер. с французского Дениса Голованенко под редакцией Михаила Майзульса; предисловие М.Р. Майзульса. — Москва : Издательство АСТ, 2024. — 192 с. : ил.