«История России языком дворянских гербов»

Какое изображение можно считать гербом

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора

Герб может содержать информацию о конкретных событиях или явлениях, но обычно не говорит о них напрямую. В книге «История России языком дворянских гербов» (издательство «НЛО») историк Евгений Пчелов рассказывает, как устроена российская дореволюционная геральдика и что она может поведать об истории России XVIII — начала XX века. Предлагаем вам ознакомиться с фрагментом о том, как герб использует символический язык и какие функции выполняет.

Глава 1. Что такое гербы и как они появились

Слово «герб» впервые фиксируется в древнерусском языке в середине XVI века как заимствование из польского (herb), что, в свою очередь, восходит к средневерхненемецкому Erbe — «наследство». Таким образом, в самом наименовании явления заложена важная характеристика: герб — это то, что передается по наследству (имеются в виду родовые гербы).

В языках же Западной Европы слово «герб», как правило, этимологически связано с вооружением. Например, в немецком (Wappen) оно этимологически близко слову «оружие» (Waffe), а в английском (coat of arms) имеет старофранцузскую этимологию и соотносится с названием накидки, которую рыцари носили поверх доспехов и которая была украшена геральдическими изображениями. Иными словами, в этих случаях подчеркивается генезис герба, тесно связанного с рыцарским вооружением. И действительно, первые гербы появились на щитах рыцарей, на их баньерах — небольших флажках, которые крепились к концу копья, и на других предметах вооружения. Собственно, сама структура герба и его элементы восходят к различным деталям рыцарского облачения.

Однако это лишь отдельные стороны истории и содержания самого понятия «герб». Что же это такое и какими особенностями должно отличаться эмблематическое изображение, чтобы считаться гербом?

Наш великий ученый Михаил Леонович Гаспаров когда-то дал блестящее определение того, что такое стих в отличие от прозы. Он писал так: «Чем отличается стих от прозы? Дошкольник скажет: „Тем, что стихи печатаются короткими неровными строчками“. Школьник скажет: „Тем, что в стихе есть ритм и рифма“. Студент скажет: „Тем, что стих — это специфическая организация речи поэтической, то есть повышенно эмоциональной, представляющей мир через лирический характер...“ и так далее. Все трое будут правы, но ближе всех к сути дела окажется все-таки дошкольник». Если дошкольника (конечно, не всякого, а обладающего каким-то кругозором) спросить, что такое герб, то он с большой вероятностью скажет, что герб — это то, что нарисовано «на щите», то есть определит формальный визуальный признак герба (а у автора был опыт таких вопросов, правда, не с дошкольниками, а с учениками младшей школы). В некоторых старинных руководствах по геральдике так и писали, например, замечательный ученый екатерининской эпохи Нестор Максимович Амбодик (Максимович): «Эмблемы просто, а гербы на щитах, известное очертание имеющих, изображаются».

Что уловил наш дошкольник в своем ответе? Визуальную характеристику герба как особого вида эмблематического изображения. Герб составлен в соответствии с определенными правилами, в рамках определенной традиции, и правила эти появились не до того, как начали составляться гербы, а сформировались в процессе их составления. Иными словами, геральдика — это особая эмблематическая система, обладающая своим символическим, изобразительным языком. Герб имеет свою структуру, исторически обусловленную (и в ней как раз щит занимает важное место), и определенные принципы построения и изображения гербовых фигур, также исторически сложившиеся.

Одним из существенных аспектов гербового языка является его условный, символический характер. Конечно, в гербе могут быть изображены совершенно конкретные объекты и явления, но только если в этом есть необходимость. Во многих же случаях мы сталкиваемся не с непосредственным отображением реальности, а с неким условным, символическим ее изображением. Хорошим примером этого могут служить некоторые современные гербы, например герб литовского города Кайшядорис. Он расположен на важном железнодорожном узле, связывающем Вильнюс, Каунас и Шяуляй, да и само развитие этого города было связано с железнодорожным строительством. Как отразить эту местную особенность в гербе? Малосведущий в геральдике человек нарисует в щите современный локомотив, едущий по рельсам. Более грамотный изобразит архаичный паровоз, как символ железнодорожного движения. Наконец, наиболее подкованный в этом деле сделает так, как поступили геральдисты в Литве. В черном щите они поместили стилизованные изображения четырех серебряных скачущих коней. При этом кони располагаются друг над другом и движутся в противоположные стороны. У них длинные, волнообразные, развевающиеся гривы и круглые красные глаза. Серебряные скачущие кони означают поезда, их гривы словно паровозный дым, а глаза как паровозные фонари. Серебряный цвет коней обозначает металл железнодорожных составов, а черный цвет поля — уголь, который когда-то служил паровозным топливом. Сама же железнодорожная развилка показана разнонаправленным движением коней. Вот так с помощью символического языка представлена местная городская специфика, которую в ином случае можно было бы показать с помощью более-менее реалистичной картинки. Но герб — это не просто картинка, и геральдика старается оперировать условным языком символов, который не всегда кажется очевидным.

Герб выполняет определенные функции, простейшей из которых является идентификационная. Иными словами, герб обозначает своего владельца, служит его отличительным знаком. В полном соответствии с тем определением герба, которое дал известный историк Юрий Васильевич Арсеньев (1857–1919) в своем популярном дореволюционном учебном пособии по геральдике: «Гербами называются особые фигуры или символические изображения, представленные на основании известных, точно определенных правил и служащие постоянными отличительными знаками отдельному лицу, роду, сообществу или учреждению, а также городу, области или целому государству». Собственно гербы и появились на предметах рыцарского вооружения в качестве отличительных знаков конкретного рыцаря. В определении Арсеньева есть также слово «постоянный»: герб, по его мнению, должен отличаться стабильностью в употреблении. В некоторых определениях герба подчеркивается и его наследственный характер. Однако наследственность характерна прежде всего для родовых гербов, в то время как в геральдике существовало и существует множество гербов личных, принадлежащих конкретному человеку и не наследуемых потомками.

Герб предполагает некое юридическое оформление, утверждение официальной властью, желательно высшей — в монархических странах эта прерогатива принадлежит государю. Недаром герольдии возникали при королях как один из важных инструментов осуществления их властных полномочий, или при высших государственных учреждениях, как в Российской империи, где Герольдмейстерская контора была создана при Сенате (но гербы утверждал император). Разумеется, в истории геральдики бытовало огромное число неутвержденных гербов. Но само их наименование предполагает, что герб может и должен быть утвержден. Как бы то ни было, официальное юридическое оформление герба является важным, хотя и не сугубо обязательным свойством.

Наконец, герб свидетельствует об определенном статусе владельца. Геральдика появилась в среде рыцарства как особого социального слоя. Герб обозначал принадлежность к этому слою, обладавшему особым положением и правами по сравнению с другими социальными стратами. Иными словами, геральдика могла зародиться только в сословном обществе Средневековья, в условиях феодального строя и феодальной иерархии, достигшей своего расцвета как раз в XII–XIII веках. Затем геральдика «шагнула» и в другие социальные группы. Так, например, появились гербы у городской верхушки, так называемые бюргерские. Они тоже призваны были обозначить принадлежность к определенной социальной страте и так далее. Конечно, само это явление было своего рода подражанием рыцарской традиции гербов, и дворянство смотрело на такие гербы свысока. Но тем не менее и здесь мы видим желание подчеркнуть свое особое социальное положение. Гербы городов сопряжены с городским правом, городскими привилегиями и традициями самоуправления, то есть с юридическим статусом города как субъекта права. Гербы корпораций (например, гербы ремесленных цехов или университетов) также связаны с их особым правовым статусом. Наконец, герб государства свидетельствует о его суверенитете, самостоятельном положении на международной арене.

Герб — явление и правового характера. Он становится как бы нерасторжимым со своим владельцем — до такой степени, что поругание герба равнозначно оскорблению владельца. Публичное оскорбление государственных символов означает оскорбление этого государства. Европейская геральдика предполагала даже явление «геральдической казни», своего рода казни «гражданской»: человека, совершившего неблаговидные поступки, лишали герба и тем самым сословного статуса. Гербовый щит могли публично перевернуть, замазать черной краской или даже разбить. Впрочем, остается вопрос о реальном применении такого наказания. Как бы то ни было, герб был символом чести, и умалением этой чести считалось не только переворачивание гербового щита, но даже падение рыцарского щита с гербовыми изображениями лицевой стороной на землю.

Из всего вышесказанного становится понятно, что герб не просто идентифицирующий знак, пусть даже и изображенный по всем правилам, но выражение особого правового статуса своего обладателя. Вот почему в бессословном обществе личные гербы лишаются очень важной части своего смыслового содержания, превращаясь скорее в некую имитацию геральдики. Впрочем, далеко не везде они и существуют на практике. Например, в современной России Геральдический совет при Президенте не утверждает никаких личных или родовых гербов, и правильно делает, поскольку, согласно Конституции, все граждане страны равны перед законом. А в дореволюционной России, где существовали сословия, правом на герб обладало только дворянство, что и было законодательно утверждено еще Жалованной грамотой Екатерины II 1785 года. Создание новых личных и родовых гербов для граждан Российской Федерации, которое столь активно предлагается за определенные средства различными коммерческими фирмами, на самом деле является торговлей воздухом. С тем же успехом каждый может сам нарисовать себе герб по собственному разумению. Все равно это никакого смысла иметь не будет.

Подробнее читайте:
Пчелов, Е. В. История России языком дворянских гербов / Евгений Владимирович Пчелов . — М. : Новое литературное обозрение, 2025. — 592 с. : ил. (Серия «Что такое Россия»).

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.