Как люди одомашнили быков
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора
Наши предки одомашнили быка более 10 тысяч лет назад. У многих народов он почитался как воплощение жизненной силы и плодородия. Однако с приходом христианства в европейских обществах быка демонизировали, а его зловещий образ вытеснил более миролюбивый и спокойный вол. В книге «Бык. Культурная история» (издательство «АСТ»), переведенной на русский язык Станиславом Мухамеджановым, медиевист Мишель Пастуро рассказывает об эволюции образа быка. Предлагаем вам ознакомиться с фрагментом, в котором дикий тур превращается в домашнего вола.
На протяжении тысячелетий охота, рыбалка, собирательство и поиск пищи были главными — если не единственными — занятиями доисторических людей. Затем, примерно 12 000 лет назад, ситуация сильно меняется: климат становится более теплым, мягким и влажным, что коренным образом влияет на растительные покровы земли, а постепенно и на отношения между людьми, животными и растениями, среду обитания и способы выживания, социальную организацию и религиозные верования. Речь идет о подлинной революции, которая, несомненно, оказалась самой важной в истории человечества: неолитической. За несколько тысячелетий (12 000–5000 лет назад) люди освоили скотоводство и сельское хозяйство, стали вести оседлый образ жизни, жить в деревнях, увеличились в числе, начали производить новые орудия труда, изобрели керамику, плетение корзин, ткачество, стали ремесленниками, а затем и торговцами. Позднее люди изобретут колесо, займутся обработкой металлов, станут активнее торговать, путешествовать, вести войны и, наконец, создадут письменность.
К этой эпохе кардинальных перемен во всех областях относится и доместикация животных. Разумеется, собака была приручена гораздо раньше: вероятно, уже 35 000 лет назад, а может и до этого, она стала помощником на охоте, сторожем и компаньоном человека. Другие же виды животных были приручены позднее, но когда? Ответ на этот вопрос меняется вместе с открытиями зооархеологов, гипотезами исследователей и общим прогрессом наших знаний. Тем более, независимо от того, какой именно вид нас интересует, приручение всегда происходило в несколько этапов, с разной скоростью в разных регионах и обществах. Кроме того, всегда нужно стараться отделить датировку самых ранних свидетельств от датировки устоявшихся практик: промежуток между ними может быть очень большим.
Случай тура в этом отношении показателен: когда и где совершился переход от дикого быка к одомашненному волу? Это вопрос остается дискуссионным и по сей день, а точную и окончательную дату назвать затруднительно: прежние гипотезы постоянно подвергаются критическому пересмотру, а само понятие «вол» остается неоднозначным. Среди потомков Bos taurus primigenius (туров времен палеолита) есть разные породы, образующие самостоятельные ветви со своими особенностями. Наверняка, пожалуй, можно сказать, что на Ближнем и Среднем Востоке овцы и козы были одомашнены раньше быка, около 9000 или 8500 лет назад. Вол же, по всей видимости, появляется чуть позднее, примерно 8000 лет назад, свинья — около 7000 или 6500, а осел и лошадь — еще позже. Как бы то ни было, наверняка ничего сказать нельзя — и не только потому, что новые свидетельства иногда отодвигают назад предшествующие датировки, но и потому, что приручение каждого вида растягивается на довольно долгие периоды времени и происходит в разных, иногда далеких друг от друга местах: тут одомашнивание как будто произошло раньше перехода человека к оседлости, там — наоборот, а где-то люди тысячи лет параллельно охотились и разводили скот, чтобы обеспечить себя мясом.
Впрочем, по крайней мере на Ближнем и Среднем Востоке процесс одомашнивания быков был единым. Сначала люди должны были долго наблюдать за дикими турами, потом коллективно охотиться на них, изолируя молодых особей от остального стада, чтобы затем схватить их, поместить в загон и приучить к неволе, а это в свою очередь означает, что за ними приходилось приглядывать и ухаживать. Затем нужно было научиться селекции, устраняя слабых животных, контролируя их репродукцию, одних самцов кастрируя, а других убивая еще молодыми, оставляя только самых сильных и выносливых, облегчая их спаривание с самками, и все эти процедуры необходимо было повторять с каждым новым поколением в течение длительного времени — нескольких веков, если не двух или трех тысячелетий. Вначале часто совершали скрещивание уже прирученных коров с еще дикими самцами туров, а затем постепенно необходимость в этом отпала, поскольку одомашнивание видоизменило самих животных — самцов и самок — не только с морфологической, но и генетической, физиологической и поведенческой точек зрения. Они уменьшились в размерах, стали жирнее, половой диморфизм стал более выраженным, чем у их диких сородичей. Кроме того, они перестали быть агрессивными, за ними стало легче ухаживать, они привыкли к присутствию человека, поменяли пищевые привычки, усилили свой репродуктивный потенциал и стали размножаться быстрее, чем дикие туры. Для превращения дикого животного в одомашненное контроль над репродукцией оказался даже важнее, чем поимка, помещение в загон, присмотр и уход.
За последние три или четыре десятилетия прогресс зооархеологии углубил наши знания. Анализ находимых тут и там ископаемых костей, которые датируют по археологическому контексту, позволяет понять, был ли самец кастрированным или нет (кастрация изменяет структуру костей и зубов), определить возраст, когда животное было забито, изучить режим его питания, патологии, понять, было ли оно тягловым или вьючным, и даже оценить уровень стресса, который оно испытывало. По данным последних исследований, самые древние (примерно 10 000 лет) свидетельства доместикации крупного рогатого скота относятся к региону на юге современной Турции и севере современной Сирии. Из этого первоначального очага доместикация начинает постепенно распространяться и достигает Центральной Европы и Дуная примерно за 3000 или 4000 лет до нашей эры.
Превращение дикого тура в одомашненного вола — одновременно и следствие нового образа жизни, ставшего результатом потепления климата, и необходимый для неолитических обществ процесс. Все больше становясь оседлыми, они перестают жить одним днем и обретают способность смотреть в будущее, делать запасы, сеять зерновые культуры, заботиться о молодняке скота. Одомашненные волы и коровы дают людям самые разные полезные продукты. В первую очередь — мясо. Да, останки костей говорят нам о том, что в течение какого-то времени после того, как люди научились одомашнивать животных, основную долю потребляемого мяса составляло мясо диких туров, а не волов. Но затем пропорция становится обратной, даже несмотря на то, что охота на туров еще долго будет оставаться престижным делом, о чем свидетельствуют находимые повсюду букрании и черепа, несомненно игравшие роль трофеев. Однако, мясо — вовсе не единственный продукт, который дает разведение крупного рогатого скота. Последний служит источником молока, жира, субпродуктов, играющих более или менее важную роль в питании в зависимости от того или иного периода и культурного очага, а кроме того, шкур, сухожилий, кишок, рогов и костей, из которых изготавливаются разные инструменты. К этому списку нужно добавить экскременты, которыми удобряли почву, а высушенный навоз использовали еще и как строительный материал.
Вероятно, уже на заре доместикации, около 8000 года до нашей эры, волов стали запрягать в рало. До появления ярма рало прикреплялось непосредственно к рогам животного, своей формой напоминающим полумесяц. От луны к рогам, от рогов к ралу и от рала к земле передавалась сила плодородия, благодаря которой колосились поля и увеличивались урожаи.
Впрочем, вряд ли главным мотивом разведения было стремление получить все эти полезные для жизни общества продукты. Прежде чем пойти на убой, вол должен был работать, и основная его задача — тянуть плуг, проделывающий в почве борозду для посева. Вероятно, в этом и состояла главная его функция на заре доместикации, когда начавшие вести оседлый образ жизни люди превратились в земледельцев и производителей. Позднее вол стал тянуть не только плуг и борону, но и телегу для транспортировки товаров и людей, еще он давил зерно и другой собранный урожай, а позднее превратился в тягловое животное, поворачивающее колесо мельницы и пресса. Его рабочая сила, помноженная на терпеливость, выносливость и послушный нрав, стала предметом восхищения. Владение стадами крупного скота постепенно стало формой социального престижа и даже знаком власти, о чем свидетельствуют все мифологии.
Вот почему уже очень рано вола стали приносить в жертву богам: в качестве подношений предлагали не только его мясо и кровь, но и рога. В бронзовый век большие схроны вотивных рогов встречаются почти повсюду в Европе. Считалось, что рога тесно связаны с Луной — источником плодородия и плодовитости; они становятся символом могущества, а потому превращаются в атрибут многих царей, вождей и божеств.
Подробнее читайте:
Мишель Пастуро. Бык. Культурная история / М. Пастуро; пер. с французского С.О. Мухамеджанова; предисловие М.Р. Майзульса. — Москва : Издательство АСТ, 2024. — 176 с. : ил.