Что мы знаем о технологии их строительства
Богатая традиция народного судостроительства в конце XVII — начале XVIII века во многом позволила России совершить рывок в развитии военно-морского флота. Однако о судах допетровской эпохи ученым известно крайне мало. В книге «Коч — судно полярных мореходов XVII века. Новые данные» (издательство «Paulsen») историки Евгений Вершинин и Павел Филин, археолог и судомоделист Сергей Кухтерин, а также специалист по народному судостроению Михаил Неймарк рассказывают о судах, которые позволили русским мореплавателям освоить север Сибири и Дальний Восток. Книга вошла в длинный список премии «Просветитель» 2024 года. Предлагаем вам ознакомиться с фрагментом о внешнем виде и технологии строительства кочей.
Сразу отметим: в русских источниках XVII века изображений кочей не сохранилось.
Важным источником по судостроению в России в XVII века является раздел «О судах Московитов» в книге Н. Витсена «Старинное и современное судостроение и судовождение», изданной в Амстердаме в 1690 году Книга богато иллюстрирована, в том числе «на девятой гравюре под литерой A показано, как русские на лодьях в штиль или при ветре идут на веслах. Под литерой В изображена лодья величиной в 30 или 35 ласт, каковые ходят от Архангельска в Лапландию, как с товарами, так и с рыбой. Под литерой С — судно, называемое Kootsia [коч]. Они приходят от Kotsia [Кожа?], по реке Онеге, в море Belo [Белое], которое против Лифляндии недалеко лежит» [38].
Имеется изображение коча и в другой книге Н. Витсена, «Северная и Восточная Тартария» (Амстердам, 1692). На гравюре в центре изображен дощаник, слева — каюк, справа — коч.
В статье Ю. Д. Чирихина «Плавание шхуны „Полярная звезда“ в навигацию 1927 года» [134] опубликована фотография двух судов крайне архаичного вида, выполненная известным полярником Н. В. Пинегиным. Судя по описанию, эти суда направлялись с реки Лены на реку Оленёк — с выходом в Оленёкский залив Северного Ледовитого океана. Вот как автор описывает встречу: «28 июля мы доплыли до местечка Бысыктах или Дурное на Лене, где встретили каюки, которые сплывали из города Якутска в низовье реки Лены: они должны были совершить небольшое каботажное плавание из реки Лены в дельту реки Оленёк. На странице 9 помещается фотография этих, поистине, кораблей древних викингов, которыми пользуются на Лене, наверное, уже сотни лет. Цель плавания каюков — доставка в фактории груза хозяйственных организаций, продовольствия и продуктов первой необходимости» [134, с. 8]. На фотографии в подписи суда названы «паузками», но, судя по описанию в тексте, это каюки. Суда имеют «лодейные» обводы, прямой наклонный форштевень, бортовые доски скреплены внахлест. К сожалению, на фотографии не виден тип соединения досок обшивки. Судно с прямым парусным вооружением и прямоугольным парусом. Мачта скорее всего Л-образная, видно, что ее удерживают две ванты, форштаг отсутствует. Видны шесты, которыми могли толкать судно.
Внешний вид и архаичность постройки данных судов, их целевое назначение (сплав по Лене в Северный Ледовитый океана и заход в другую реку), клинкерная обшивка, прямой наклонный форштевень, один прямой парус не могут не напоминать технологии строительства кочей. Изображенные на фото суда, скорее всего, имеют некоторые черты, унаследованные от судов более ранних эпох. В то же время есть и явные отличия — прежде всего это Л-образная мачта. Подобная мачта неизвестна на кочах. Судя по документам XVII века, использовалась обычная одноствольная мачта. Вообще, вопрос появления Л-образных мачт на каюках и паузках бассейна реки Лены еще ждет своего исследователя, так как это довольно яркий технологический и этнографический признак судна. Л-образные мачты известны в Китае, на Тихом океане, в Египте и других регионах. В России подобные мачты были широко распространены в XIX — начале ХХ века только на Лене. Откуда и в какое время появились такие мачты на Лене — пока не выяснено.
Несмотря на различия в размерах, все типы кочей объединяет общая технология строительства: сшивание досок обшивки растительными волокнами — «вицей». В принципе технология изготовления деревянных судов без металлических связей была известна во многих регионах земли. Обзор таких технологий приведен на сайте исследователя и мастера-лодочника М. Наймарка (https://www.sewboat.narod.ru). В разных культурах и частях света в качестве «нитки» для «сшивания» деталей судна использовались различные материалы — веревки и волокна, корни деревьев, оленьи жилы и ремни из шкур морских зверей. Обзор распространения «шитой» технологии в Северной Европе представлен в научных изданиях [145, p. 33–62].
Тем не менее именно в России, на Севере и в Сибири, технология «шитья» достигла своего апогея и была детально разработана. Для соединения досок обшивки друг с другом в клинкер (внахлест) использовались распаренный корень сосны, прутья можжевельника или ели, которыми плотно стягивали доски обшивки, а обшивку «пришивали» к шпангоутам и килю. В России такой корень для «шитья» называли «вицей». В отверстиях вицу стопорили с помощью специальных клинышков, затем судно тщательно смолили. В России по такой технологии строили крупные морские суда — более 20 метров длиной [82, с. 8–20]. Это была достаточно простая и дешевая технология, но именно она предопределила быстрое продвижение русских вдоль арктического побережья на Восток и освоение всей Сибири. Архивные данные свидетельствуют, что уже в XVIII веке с помощью шитых судов («шитиков») русскими активно осваивалось северо-восточное побережье Америки — Аляска. В период своего расцвета в XVI–XVII века технология шитья в русском судостроении применялась во впечатляющих масштабах.
Интересно, что по этой архаичной технологии строились лодьи (lodjor) даже в Швеции в XVI—XVII века; по результатам военных столкновений с русскими судами шведы высоко оценили последние, заимствовали конструкцию и довольно массово применяли у себя. По всей видимости, остатки одного из таких судов найдены в 2010 году в центре Стокгольма [129, с. 126–131; 130, с. 118–119].
Мангазея — первый русский город Сибирского Заполярья, основанный в 1601 году на реке Таз. Город пережил стремительный взлет, став основным поставщиком «мягкой рухляди» — пушнины в государеву казну, но просуществовал недолго: в 1672 году его жители переселились на Турухан, левый приток Енисея.
Мангазея была конечным пунктом Мангазейского морского хода — судового пути из Поморья в Сибирь, по которому на судах-кочах совершали походы русские промышленники.
Во время раскопок в Мангазее в 1960–1970 годах были сделаны уникальные находки. В промерзшем грунте удалось обнаружить большой объем судовых деталей, которые использовались повторно — для строительства домов. Эти находки позволили историку и археологу М. И. Белову предпринять одну из первых попыток реконструкции коча.
Возобновившиеся в начале ХХI века раскопки, проводимые комплексной экспедиций НПО «Северная археология — 1», помогли значительно расширить представление о русских полярных судах и по-новому взглянуть на подходы к реконструкции русских судов XVII века. Вечная мерзлота сохранила для археологов изделия из дерева, кожи, кости, которые в обычных условиях непременно разрушились бы.
При раскопках было обнаружено, что дома в Мангазее строились из разобранных судов — кочей. В основании домов лежат распиленные кили судов, стены сделаны из их бортов, в дело шли и мачты, и реи. На мангазейских досках средняя толщина вицы 2,0–2,5 сантиметра. Суда имели клинкерную обшивку, при этом ширина доски могла достигать 40 сантиметров при толщине в 5 сантиметров. При соединении в клинкер общая толщина обшивки, таким образом, могла достигать 10 сантиметров и более. Металлические скобы использовались только для пришивания планочек, которые укрепляли конопатку между досками обшивки (так называемое ластовое уплотнение), и то не всегда. Следы от скоб на досках хорошо сохраняются и присутствуют далеко не на всех обнаруженных артефактах.
В отличие от традиционных европейских судов основу жесткости корпусов кочей составляли не шпангоуты, а обшивка. Шпангоуты на кочах вставлялись уже после того, как досками обшивки были сформированы основные обводы корпуса. Доски обшивки специально вытесывали топором, придавая им нужный изгиб — чего невозможно сделать с пилеными досками. При попытке так их изогнуть они обязательно лопнут. Из-за большой шпации (расстояние между шпангоутами), суда получались довольно вместительные, а с другой стороны — достаточно легкие, что позволяло переволакивать их через водоразделы. Коч — это совершенно уникальная технология строительства судов без применения металла (даже викинги использовали клепку).
Широко распространено мнение, что кочи имели округлые борта, благодаря которым при ледовом сжатии их могло выдавливать на поверхность. То, что кочи могли ходить в тонком льду, известно из источников («просекались во льду») [128, с. 10–15]. Но ничего о том, что кочи выжимало на лед, найти в документах не удалось. Зато известен факт, что кочи в сложной ледовой обстановке иногда вытаскивали на лед вручную. В документе уже более позднего времени — 1730-х годов — житель Окладниковой слободы Дмитрий Откупщиков, проведший на море 60 лет, заявил: «... а часто случается, что от северных наносит льды и теми льдами суда затирает, то лутчее спасение судам получают тем, что вышед на лед, и стягами судно вызимают...» [16, с. 205].
Подробнее читайте:
Вершинин, Е., Кухтерин, С., Наймарк, М., Филин, П. Коч — судно полярных мореходов XVII века. Новые данные / отв. ред. П. А. Филин. — Москва : Паулсен, 2022. — 248 с.