«Славянская нечисть. От природных духов и вредоносных сущностей до гостей с того света»

Чем опасна полудница

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора

Наши предки верили, что рядом с ними обитают лешие, водяные, бесы и другие потусторонние существа. Чаще всего нечистая сила настроена к людям враждебно, поэтому при встрече с ней необходимо было соблюдать крайнюю осторожность. В книге «Славянская нечисть. От природных духов и вредоносных сущностей до гостей с того света» (издательство «Манн, Иванов и Фербер») Марина Голубева рассказывает о персонажах славянской демонологии и о том, как от них защищались люди. Предлагаем вам ознакомиться с фрагментом, посвященным демонице, которая появляется в разгар солнечного дня.

Полудница

Есть в славянской демонологии еще один персонаж, связанный со стихией огня, только не земного, а небесного — солнечного жара. Это полудница, которую называют то хранительницей полей, то солярным демоном. Но солярный демон — правильнее, так как это сверхъестественное существо — настоящее олицетворение недоброго, солнечного жара, дневного летнего пекла. Полудница по праву считается одной из древнейших демонических сущностей в славянской мифологии. Об этом свидетельствуют и тот факт, что подобные духи есть у всех славянских народов, и многофункциональность солярного демона. Когда-то полудница, вероятно, олицетворяла карающую силу солнца, а с течением времени превратилась в одного из стихийных духов. Однако не утратила своей силы, и ее именем даже в начале XX века крестьяне пугали детей.

«Раньше в поле, на ниве, полудницы попадались. Мне об их бабка моя и другие разные когда еще говорили. Они воздушные, как прозрачные — вот их и не замечают. А они есть, только неприметные. А появляются полудницы в межень, в солнечные дни, в самую что ни на есть жару, когда ветру нет. Тогда воздух прямо-таки стоит и кругом. А сила у тех полудниц очень большая: они и закружить могут, и ума лишить. Но так это аль не так — не знаю: сама я полудниц никогда не встречала. А говорят. О-хо-хо! И чего только на свете не бывает! Страсти!»

Былички и бывальщины: суеверные рассказы Брянского края / сост. В.Д. Глебова. Орел — Брянск, 2011. С. 371.

Называют полудницу по-разному: полезница (у словаков), ржаница и даже сковородница, потому что, по поверьям, ходит она с огромной раскаленной добела сковородкой, которой бьет по голове тех, кто нарушает ее запреты: работает в полдень или по праздничным дням, ходит по посевам. Достается от полудницы и тем работникам, которые в солнцепек прилегли отдохнуть на меже и заснули. Их она может защекотать до смерти или сильно избить. А еще этот дух любит морочить людей, что вообще характерно для всей славянской нечисти. Например, любит полудница путать человека, закрутить его так, что он будет кругами ходить по ржаному полю, пока не упадет без сил или летний зной не спадет и его мучительница не отправится отдыхать. Бывает, насылает сковородница и другой морок, когда человек видит в поле искры, а потом — вспыхнувший огонь. Кинется тушить его, а и нет ничего.

Причем, по некоторым северорусским поверьям, этот дух может появиться не только в поле, но и на сельской улице в середине летнего дня, в самое марево, и тогда не поздоровится тем, кто ее встретит. Рассказывали, что она может даже в домах окна бить, если они не закрыты в полдень ставнями.

Опасна полудница не только для взрослых работников, но и для детей и беременных женщин. Эта нечисть ворует маленьких детей, оставленных без присмотра в меже, пока мать в поле работает, может заменить человеческого малыша на бесовское отродье. А детей постарше заманивает в рожь и заставляет блуждать в высоких колосьях.

Полудницу представляли по-разному, хотя у всех славянских народов это была женщина, только в одном случае — молодая худая девушка в длинной белой одежде и с распущенными волосами, а в других — тощая страшная старуха, похожая на смерть. И образ дополнялся еще не только сковородкой, но и серпом или косой, которыми она отрезала провинившимся головы. Согласно польским поверьям, полудницу сопровождают семь черных псов. Могла эта сверхъестественная сущность обратиться в пылевой вихрь и кидать пылью в глаза прохожих, а то и вовсе сбить с ног.

Чтобы защитить себя от гнева полудницы, нужно соблюдать вполне разумные правила: не работать в полдень и стараться даже из дома не выходить в это время, не оставлять детей без присмотра и не спать в поле. Интересный способ защититься от уже разгневанного духа предлагают былички западных славян. Встретив в поле эту нечисть, надо начать рассказывать ей в подробностях о каком-то виде сельскохозяйственных работ: например, о возделывании льна — от пахоты и посева до тканья полотна. И рассказывать до тех пор, пока полуднице это не надоест и она не исчезнет. А по некоторым поверьям, лютая демоница сама, встретив в поле человека, учиняет ему допрос о работе земледельца. И если прохожий не ответит на ее вопросы, то ему не поздоровится.

Подробнее читайте:
Голубева, Марина. Славянская нечисть. От природных духов и вредоносных сущностей до гостей с того света / Марина Голубева ; [науч. ред. П. Руднев]. — Москва: МИФ, 2024. — 336 с. : ил. — (Мифы от и до. Россия).

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.