Кого можно встретить в русской бане
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора
Народный фольклор рассказывает, что по соседству с людьми обитают духи. Их можно встретить в лесу, реке и даже в собственном доме. Некоторые из них не желают человеку зла, однако традиция предписывает соблюдать определенные правила, чтобы не стать жертвой нечистой силы. В книге «Русская фольклорная демонология. От оборотней и мертвецов до русалок и огненного змея» (издательство «Манн, Иванов и Фербер») фольклорист Владимир Рябов рассказывает о происхождении нечисти и о том, как обезопасить себя от ее влияния. Предлагаем вам ознакомиться с фрагментом, посвященным банным демонам.
Банник (баенник) и банница (баенница, обдериха) — духи — хозяева бань, главная функция которых — вредить человеку (пугать, кидаться камнями, насылать угарный дым, сдирать кожу). Ожидаемо, что банная нечисть известна в тех местах, где для мытья традиционно используют отдельную постройку, то есть преимущественно в северных и центральных областях России.
Текстов, разъясняющих происхождение именно банных демонов, немного. Как и в случае с другими духами-хозяевами, в общем виде о появлении банников рассказывают этиологические легенды (подробнее — см. главу о лешем).
В некоторых рассказах банные демоницы — обдерихи — появляются в новой бане после того, как туда перед свадьбой сходит невеста, там родит и вымоется женщина или в первый раз вымоют новорожденного.
В одном из текстов уточняется, что обдериха появляется в бане только после сорокового родившегося там младенца, при этом число демониц зависит от количества новорожденных: «сколько вымыто как родилось, столько обдерих». Есть упоминание, что обдериха появляется из родильной крови и нечистоты.
Обдериха-то, в новой бане ее нет. Пока невесту не сводят, нету обдерихи. А как невесту заведут, так и заходит. Раньше еще как говорили: если роженица не сходила в баню, то и обдерихи нет, а если пошла, ну роженица, родит и мыться пойдет, и там потом обдерихи.
Банник: образ и звук
Банник может явиться в облике голого, выпачканного в саже старика, черного лохматого мужчины или «мужчины в белых одеждах», маленького старичка с большой головой и зеленой бородой, с огненными глазами. В Калужской губернии банника описывали как безобразного черного человека гигантского роста с грязным веником в руках. Руки у банника все в шерсти, железные либо вместо рук и ног у него лапы с ужасными когтями, на ногах могут быть железные ботинки.
Обдериха похожа на обычную женщину или старуху, но у нее светятся глаза, она вся в волосах — «черные волосы до жопы распущенные», «волосами-то завесилась, зубы-то длинны, глаза-то широки». В одном из рассказов женщина, пришедшая не вовремя в баню, видит банницу как сидящую на полке «зеленоватую» бабу, которая расчесывает свои длинные зеленые волосы. В другой истории банница является в виде женщины, у которой «один большущий глаз во лбу». Обдериха может появиться и как «маленькая девушка в красной косыночке, в шубочке красной и красном сарафане».
Сын в одной семье очень сильно пил. И его очень часто запирали в бане. Один раз сын рассказал, что утром проснулся от смеха. Глаза открыл, а перед ним женщина, женщина маленькая и волосатая. По бане бегает и смеется. Он глаза закрыл и перекрестился. После никого не видел уже.
Банник принимает не только человеческий облик. Он может являться котом, лягушкой, большой собакой или в виде множества маленьких собачек. Обдериха оборачивается белым теленком, собакой, но чаще она предстает в образе кошки с зелеными блестящими глазами и с черной или рыжей, как у лисы, шерстью. В одном из рассказов людей, которые собрались пойти в баню ночью, предупреждают: «если кошка замяукает — выходите из бани».
Обдерихи были. Покажется в бане-то в виде кошки, зверька какого-нибудь. Бани-то ведь раньше были черные, камнища и все, печек не было. Так вот, говорят, что там были обдерихи.
Порой банная нечисть принимает облик родственника, знакомого, гостя.
Рассказывают такой случай: приходит один мужичок деревни Андронова Несвойской волости в баню и видит, что моется как будто его брат, стал его звать, тот ни слова. Он вон из бани, а тот на него лишь сел. Выйдя из бани, ношу свою мужичок сбросил, а банник, человек-то сидевший на нем, схватил за ногу и переломил ее. С тех пор мужичок хромой и теперь.
Иногда банник заявляет о своем присутствии только звуками: «его [банника — В. Р.] нельзя увидеть, а только звуки, он пугат». Проходя ночью мимо бани, можно услышать, «с каким озорством и усердием хлещутся там черти и при этом жужжат, словно бы разговаривают, но без слов». Банный демон может щелкать, шуметь, хлестаться банными вениками, хлопать дверями или бормотать «каким-то страшным, гробовым голосом». В одном из рассказов банница пугает моющихся старух, подражая голосу их умершей подруги. В другой истории женщина слышит в бане крики и визг, потому что там происходит драка «нечистой силы».
Нечистая сила в бане часто угрожает: «уходите скорея, а то заем!», «топи жарко, я твою кожу сушить буду!». В пинежской быличке обдериха говорит женщине: «Вот теперь твое тело будет бело!» — и сдирает с нее кожу. Издеваясь над человеком, обдериха приговаривает: «Кузьку гну, в шайку кладу». В другом рассказе неведомые силы «коверкали» мужика, который пошел в баню в Новый год, при этом раздавался крик: «Луку гну в дугу».
Как и многие другие демоны (например, леший), банные духи склонны к играм со словами и рифмовке. Так, мужик слышит голос банника: «Топи баню жарчее, пойдет кожа ходчее!». В другом рассказе чёрт, содрав в бане с женщины кожу, бросает ее мужу со словами: «Вот твоя рожа, а вот женина кожа!». В быличке из Новгородской губернии банники переиначивают слова молитвы мужика — человек произносит: «Да воскреснет Бог», «Да расточатся врази его», а банники отвечают: «Да растреснет лоб», «Да раскачается осина».
Как следует из названия, банник живет и является человеку в бане.
Здесь позволим себе небольшое этнографическое отступление и подробнее расскажем о традиционной деревенской бане и связанной с ней мифологии.
Классическая Этнографическое описание бани дано по книге Д. К. Зеленина «Восточнославянская этнография». (Зеленин. 1991. С. 283–284).
Бани нередко горели и подмывались во время разлива рек. На месте сгоревших бань не принято было строить дома: считалось, что хозяев одолеют клопы и мыши, а домашний скот передушит банник.
Помимо собственно мытья, баню также использовали для девичьих посиделок, женских рукоделий, там проходили роды. В баню можно было отправиться на ночлег, если в избе оказывалось тесно.
В традиционной культуре баня часто характеризуется как нечистое место. В баню нельзя входить в праздничные дни, туда не вносят икон, там не кропят святой водой, перед посещением бани снимают нательный крест: «баня-то хоромина погана, так там уж нету икон», «в бане святой водой кропить нельзя, так как там нечистая сила водится», «баня место нечистое и с [нательным — В. Р.] крестом туда не ходят». Кроме того, считается, что в бане можно было научиться колдовству.
Как это часто бывает с нежилыми постройками, баня — это место встречи с нечистой силой, мертвецами, потусторонним миром. Например, в бане традиционно проходили девичьи гадания, во время которых людям являлись демонические существа. Поминальные обычаи предусматривают подготовку бани, чтобы умершие родственники пришли попариться. Например, в Великий четверг (последний четверг перед Пасхой) топили баню, грели воду, оставляли чистое белье, полотенце, пищу, произносили особые слова, кланялись и уходили в дом; утром по следам, оставленным на рассыпанном пепле, определяли, были ли мертвые в бане. В Новгородской губернии принято готовить баню накануне сорокового дня после смерти хозяина дома, при этом для мертвеца клали на окне одежду, полотенце, банный веник, мыло; как мы увидим дальше, подобные предметы оставляли и для банника. В рассказе из Симбирской губернии в бане происходит общение дочери с матерью-покойницей.
Неудивительно, что с баней связано множество страшных историй, чьи персонажи не только банник и обдериха (как специфические хозяева бани), но и другая нечисть. Так, в Калужской губернии на Святки в бане могут появиться особые демоницы — святочницы. Считалось, что они поют песни без слов и пляшут, а если им попадается человек, то они начинают «откалупывать» от него куски мяса своими длинными когтями. В рассказе из Симбирской губернии в бане видят «чертей, банных анчуток, кикиморами что прозываются».
Нередко демонов, появляющихся в бане, называют общими, неспецифическими именами: чертями, бисями, нечистыми, шишками, нядобриками. Порой, как это часто бывает в быличках, в бане происходит встреча с некой таинственной силой, для описания которой используют только местоимения или безличные конструкции: «дверь открыла — ой! — ладушки захлопал, заревел, захохотал. Я, гыт, закрестилась и взапятки, взапятки — и убежала».
Подробнее читайте:
Рябов, Владимир. Русская фольклорная демонология. От оборотней и мертвецов до русалок и огненного змея / Владимир Рябов ; [науч. ред. Е. Кузнецова]. — Москва : МИФ, 2024. — 432 с. : ил. — (Страшно интересная Россия).