Как онлайн-платформы манипулируют нашим выбором и что вернет нам свободу
Если меньше времени проводить в социальных медиа, можно избавиться от чувства одиночества и симптомов депрессии. Правда, сделать это непросто: соцсети устроены так, чтобы мы возвращались туда чаще и оставляли за собой как можно более длинный цифровой след. В книге «Новые боги: Как онлайн-платформы манипулируют нашим выбором и что вернет нам свободу» (издательство «Individuum»), переведенной на русский язык Екатериной Токовининой, психолог Кристиан Монтаг рассказывает, как технологические гиганты следят за нами, какие уловки используют, чтобы удерживать нас у экранов, почему некоторые люди особенно восприимчивы к ним и где здоровое потребление контента переходит в зависимость. Предлагаем вам ознакомиться с фрагментом, посвященным анализу психических состояний человека на основе данных, которые собирает смартфон.
Психоинформатика, новая научная дисциплина на стыке компьютерных наук и психологии, позволяет анализировать психические состояния человека на основе данных со смартфонов и других цифровых следов «интернета вещей» (Internet of Things, IoT). У этого метода колоссальный потенциал, но в неправильных руках он может оказаться разрушительным.
В 2011 году исследовательская группа Гокула Читтаранджана опубликовала первую известную мне работуChittaranjan G. et al. Who’s who with big-five: Analyzing and classifying personality traits with smartphones // 2011 15th Annual International Symposium on Wearable Computers. 2011. June. P. 29–36. IEEE., посвященную определению личностных характеристик по лог-файлам смартфонов. В лог-файлах (журнале, где регистрируются действия пользователя) хранится подробная информация о том, что именно произошло на устройстве. Когда оно включилось? Когда я открыл и закрыл то или иное приложение? Кто звонил мне вчера в 16:03? На углу какой улицы в Кёльне я находился позавчера в 14:14? Участники исследования дали авторам доступ ко всем своим взаимодействиям со смартфоном, чтобы установить связь между информацией в лог-файлах и личностными характеристиками людей. Кроме того, все участники исследования прошли анкетирование, чтобы у ученых появилось представление об их характере.
Исследование Гокула Читтаранджана показало: многие из записанных в журнале переменных, например количество принятых звонков, коррелируют с уровнем экстраверсии. Рабочая группа отметила положительную корреляцию с коэффициентом 0,13 для двух указанных переменных. Иными словами, чем больше было количество входящих звонков на смартфонах, тем выше участники оценивали свой показатель экстраверсии. Однако это не единственный вывод. На самом деле в этой научной работе сообщалось о стольких корреляциях подобного рода, что все и не перечислишь. Могу сказать лишь следующее: несмотря на то что исследованиеВзаимосвязи, которые с большой вероятностью наблюдаются не случайно, в статистике обозначаются как «значимые». статистически подтвердило связь между отдельными показателями использования смартфона и чертами личности, в реальной жизни это не настолько заметно. Я уже рассказывал о величинах корреляции (пояснения к таблице 3.1 в главе 3), и вы уже знаете, что коэффициент корреляции в 0,13 считается маленьким. Следовательно, мы не можем делать надежных выводов относительно свойств личности человека, которые он указал в самоотчете, на основе одной переменной из лог-файла. Да, для тех участников данного исследования (83 человека), кто принял больше входящих вызовов, чуть более вероятна чуть более высокая степень экстраверсии, но давайте посчитаем. Если бы я знал, сколько входящих вызовов в среднем получили респонденты, то мог бы рассчитать долю объясненной дисперсииКоэффициент детерминации. Чем выше объясненная дисперсия модели, тем больше модель способна объяснить вариацию данных. для черты «экстраверсия» в изучаемой группе и получить примерноВ статистике мы говорим о дисперсии двух переменных, которая рассчитывается при помощи возведения корреляции в квадрат: 0,13 × 0,13 = 0,0169 × 100 = 1,69 процента. 1,69 процента. Возможно, этот результат вас и удовлетворит. Но разве это вся информация, которую мы можем получить благодаря психоинформатике? Или мы можем увеличить этот процент, а следовательно, и информативность цифровых следов? На самом деле уже сегодня существуют различные способы, как усовершенствовать анализ личности по цифровым следам.
Этого можно добиться, в частности, за счет более глубокой диагностики. В работе группы Гокула Читтаранджана для оценки параметров личности использовался очень короткий опросник (TIPI)Gosling S.D. et al. A very brief measure of the Big-Five personality domains // Journal of Research in Personality. 2003. № 37 (6). P. 504–528. С помощью такой небольшой анкеты можно провести лишь самый поверхностный скрининг личностных качеств человека и получить только общее представление о нем. Если использовать более подробные опросники, то можно выявить большее число корреляций между отдельными параметрами, взятыми со смартфона, и данными самоотчета. При использовании более совершенных личностных опросников коэффициент корреляции в некоторых исследованиях увеличился до более чем 0,30Montag C. et al. Concept, possibilities and pilot-testing of a new smartphone application for the social and life sciences to study human behavior including validation data from personality psychology // J-Multidisciplinary Scientific Journal. 2019. № 2 (2). P. 102–115; Sariyska R. et al. An Overview on Doing Psychodiagnostics in Personality Psychology and Tracking Physical Activity via Smartphones // Digital Phenotyping and Mobile Sensing. 2019. P. 57–76.. Например, в работе моей исследовательской группы коэффициент корреляции переменной из лог-файла «количество входящих звонков на смартфоне» и личностной черты «экстраверсия» составил 0,36 (0,36 × 0,36 = 0,1296 × 100 = 12,96 процента объясненной дисперсии). Скачок с 1,69 процента до примерно 13 процентов объясненной дисперсии — это уже весьма приличный результат, но он все еще не позволяет сделать хороший прогноз о личностных характеристиках конкретного человека, основываясь только на цифровых маркерах. Да, теперь мы знаем, что человек, которому часто звонят, с чуть большей вероятностью относится к экстравертам (а может быть, он вообще душа компании!), но мы по-прежнему говорим о вероятностных взаимозависимостях, обладающих лишь некоторой степенью достоверности для описания исследуемой выборки. Можем ли мы повысить предсказательную силу нашей теории с помощью дополнительных мер? Да!
Прогноз станет еще точнее, если в статистическом анализе одновременно будет учитываться больше данных со смартфона. К примеру, лог-файлы содержат бесчисленное количество информации о звонках, и ее всю можно проанализировать. Взять хотя бы такие параметры, как продолжительность телефонных разговоров, количество входящих и исходящих звонков, количество различных людей, с которыми человек контактирует, или размер активной и пассивной социальной сети (под термином «активная социальная сеть» подразумеваются люди, с которыми человек регулярно общается). Эта информация представляет для нас интерес, поскольку многие хранят в памяти телефона номера, по которым уже давно не звонят.
Итак, теперь мы можем сопоставить и подвергнуть статистическому анализу все эти переменные одновременно и сделать предположения о характере человека или других его личностных качествах. В частности, мы можем применить статистический метод машинного обучения, чтобы объединить множество источников данных в одну статистическую модель. Здесь нужно вспомнить исследование Гокула Читтаранджана и отметить: несмотря на то что диагностика личности в его работе проходила несколько поверхностно, машинное обучение позволило значительно увеличить точность прогноза личностных характеристик, когда в единую статистическую модель подсчетов были собраны как оценки участников, так и данные, полученные со смартфона. После медианного разделения личностных переменных (например, разделения их на две группы по признаку экстраверсии/интроверсииСнова хочу подчеркнуть, что личность — это измеряемый конструкт. В опроснике TIPI, который лежал в основе исследования, «большая пятерка» личностных черт измерялась при помощи нескольких пунктов с вариантами ответа от 1 — «совершенно не согласен» до 7 — «совершенно согласен». Таким образом, при медианном разделении, например, все люди, имевшие значения от 5 до 7, были объединены в группу высокоэкстравертных на основе имеющихся данных. Это означает, что в работе Гокула Читтаранджана информация об измерениях личности сначала была сокращена, а затем подвергнута статистическому анализу при помощи машинного обучения.) точность предсказания характеристики достигла 75,9 процента, а в случае черты «добросовестность» — 74,4 процента. Иными словами, вероятность правильных прогнозов при оценке личностных черт на основе данных смартфона стала значительно выше, чем при подбрасывании монетки. Без медианного разделения, но с применением самых современных статистических методов и сбора со смартфона нескольких категорий данных (касающихся общения, прослушивания музыки, передвижений и так далее) у 624 участников исследования удалось достичь коэффициента корреляции 0,40Stachl C. et al. Predicting personality from patterns of behavior collected with smartphones // Proceedings of the National Academy of Sciences. 2020. № 117 (30). P. 17680–17687..
Что же мы можем в итоге сказать о смартфоне как инструменте для диагностики личности? Психологи, говоря о научных работах, любят использовать образ трех слепцов из индийского фольклора, которые пытаются понять, что представляет собой легендарное животное — слон. Первый слепой ощупывает хобот и говорит, что он похож на змею. Второй, стоящий сбоку от слона, напротив, чувствует гигантскую стену. Третий, стоящий у хвоста, сообщает, что животное больше похоже на копье. Мораль сей басни такова: изучение отдельных элементов часто не позволяет увидеть картину целиком. Чтобы получить максимально точное представление о человеке, необходимо также изучить его поведение с разных сторон и как можно точнее зафиксировать интересующую нас переменную (в данном случае характер) с помощью психометрии. Исследование может быть успешным лишь в случае, если используются психометрически корректные и надежные опросники. Кроме того, рассматривая источники потенциальных ошибок в такой научной работе, нельзя не отметить, что не каждый респондент способен хорошо оценить свои личностные качества, поэтому вопрос, насколько полно тест отражает все аспекты внутреннего мира, остается дискуссионным.
В целом смартфоны — универсальный и мощный источник данных. Неудивительно, что они всё чаще задействуются в психологических исследованиях, а на основе лог-файлов ученым удается делать точные заключения по многочисленным психологическим переменным (таким как характер) и различным психопатологическим состояниям. Еще в 2012 году был опубликованMiller G. The smartphone psychology manifesto // Perspectives on Psychological Science. 2012. № 7 (3). P. 221–237. «Манифест психологии смартфонов», в котором предсказывались грядущие изменения в психологических исследованиях из-за широкого распространения смартфонов.
Если задуматься о том, сколько в современном телефоне датчиков, мы поймем, что, пожалуй, только начинаем осмыслять смартфоны как источник данных, особенно если учесть, как мало внимания им раньше уделяли психодиагностические исследованияPriyadarshini M. Which Sensors Do I Have In My Smartphone? How Do They Work? // Fossbytes. 2018. September 25. URL: https://fossbytes.com/which-smartphone-sensors-howwork/. Например, психодиагностика могла бы рассмотреть, как переменные окружающей среды влияют на настроение человека, исходя из информации о яркости освещения или погоде. Допустим, если датчики фиксируют, что в помещении, где находится смартфон, светит солнце, участники исследования могут чувствовать себя бодрееDenissen J.J. et al. The effects of weather on daily mood: a multilevel approach // Emotion. 2008. № 8 (5). P. 662–667..
Подробнее читайте:
Монтаг, Кристиан. Новые боги. Как онлайн-платформы манипулируют нашим выбором и что вернет нам свободу / Кристиан Монтаг ; [пер. с нем. Екатерины Токовининой.]. — Москва : Individuum, 2023. — 352 с.: ил.