«На краю пропасти. Экзистенциальный риск и будущее человечества»

Что угрожает существованию нашей цивилизации и как ее сохранить

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора

Когда-нибудь наша планета станет непригодна для жизни или попросту исчезнет (некоторые сценарии гибели цивилизации мы рассматривали в материале «Это конец»). Но сдаваться рано: Земля еще долго будет пригодна для жизни, а у человечества есть шанс стать лучше и спастись. В книге «На краю пропасти. Экзистенциальный риск и будущее человечества» (издательство «Corpus»), переведенной на русский язык Евгением Фоменко, философ Тоби Орд, который анализирует комплексные вопросы глобального характера, рассказывает о катастрофических событиях, которые могут уничтожить наш вид или отбросить его в далекое прошлое, — и как этого не допустить. Предлагаем вам ознакомиться с фрагментом, посвященным невероятно сильным извержениям вулканов, которые оборачиваются не только серьезными разрушениями, но и массовым голодом из-за неурожая.

Мегаизвержения

Возможно, более серьезная опасность грозит человечеству не снаружи, а изнутри Земли. Крупнейшие извержения вулканов, во время которых в воздух вылетает более 1000 кубических километров породы, называются . В отличие от более типичных вулканов, имеющих коническую форму и возвышающихся над поверхностью Земли, супервулканы, как правило, извергают столько магмы, что проваливаются и оставляют после себя огромную, напоминающую кратер впадину, или . Одна из самых знаменитых кальдер — Йеллоустонская, последнее извержение которой 630 тысяч лет назад.

Мегаизвержения причиняют гораздо больший урон, чем любые катастрофы на памяти человечества. Все в радиусе 100 километров от взрыва оказывается погребенным под обломками раскаленной породы. Весь континент застилает толстым слоем пепла. Когда 74 тысячи лет назад случилось извержение индонезийского вулкана Тоба, Индия была засыпана метровым слоем пепла и даже в Африке обнаруживались его частицы. Впрочем, как и в случае с астероидами и кометами, поистине экзистенциальную угрозу представляют затемненные небеса.

Темная вулканическая пыль и светоотражающая серная взвесь, поднявшиеся в результате извержения Тобы, привели к началу «вулканической зимы», когда температура по всему миру, как , опустилась на несколько градусов и не повышалась несколько лет. Даже гораздо менее мощное извержение индонезийского вулкана Тамбора, в сто раз слабее извержения Тобы, в 1815 году вызвало глобальное похолодание на 1 °C, что привело к неурожаю и июньским снегопадам в таких далеких от этого места регионах, как США, и тот год в результате прозвали

Специалисты по мегаизвержениям обычно не говорят, что такие катастрофы представляют непосредственную угрозу вымирания человечества. Хотя поначалу находились свидетельства, что извержение Тобы едва не уничтожило человечество 74 тысячи лет назад, в свете данных, полученных позднее, это кажется весьма . Поскольку это извержение было самым мощным из известных нам за последние 2 миллиона лет, а человечество сегодня в тысячи раз более многочисленно и расселено по гораздо большей территории на планете, можно сделать вывод, что вымирание в результате мегаизвержения крайне . Возможно, оно окажет на Землю примерно такое же воздействие, как столкновение с астероидом диаметром 1–10 км, и весь мир будет много лет подряд страдать от неурожая. Поскольку мировых запасов продовольствия хватит всего примерно на шесть месяцев, есть вероятность, что миллиарды людей умрут от голода, а цивилизацию постигнет глобальный коллапс. Думаю, вполне возможно, что даже в случае коллапса цивилизация возродится. Но если этого не произойдет, такая катастрофа будет считаться экзистенциальной.

Потоки лавы

История Земли знает и более мощные проявления вулканической активности. Около 250 млн лет назад произошло излияние Сибирских траппов. На поверхность вышло более миллиона кубических километров расплавленной породы, которая, изливаясь из недр, покрыла лавой территорию размером с Европу. Ученые предполагают, что вулканические газы, вышедшие в то время, , вызвали вымирание в конце пермского периода — самое крупное массовое вымирание в истории Земли.

Такие извержения называются излияниями базальта, поскольку в ходе них на поверхность выходит именно эта порода. Они отличаются от мегаизвержений, описанных на этих страницах, по двум ключевым параметрам.

Они происходят гораздо медленнее, в ходе серии извержений, растянутой на тысячи и миллионы лет. Важнее всего, что такие события случаются примерно в тысячу раз реже, чем взрывные мегаизвержения, а именно раз в 20–30 млн лет. Хотя кажется весьма вероятным, что от них исходит непосредственная угроза существованию человечества, их риск не может оцениваться выше, чем 1 к 200 тысячам на век, что выше, чем риск столкновения с астероидом диаметром 10 км, но гораздо ниже, чем некоторые другие риски, которые мы проанализируем.

Хотя геологи обнаружили следы десятков мегаизвержений, их частота остается загадкой. По недавним оценкам, они происходят в среднем раз в 20 тысяч лет, но это весьма неточно. Если пользоваться той же методикой, то для извержений масштабов Тобы частота составит в среднем раз в 80 тысяч лет, но точность этой оценки будет еще .

Что можно сказать по поводу следующего столетия? По мере обнаружения все новых и новых астероидов астрономы смогли установить, что следующий век будет безопаснее среднестатистического. К несчастью, вулканы гораздо менее предсказуемы, чем астероиды. Хотя мы знаем, где произошло большинство мегаизвержений в прошлом, очень сложно предсказать, извергнутся ли эти вулканы в ближайшие годы, а если извержение действительно произойдет, то узнать о нем мы сможем лишь в последний момент.

Нам почти ничего не известно о том, как предотвратить или задержать грядущее мегаизвержение. Недавно NASA предварительно исследовало возможность постепенно выкачивать жар из Йеллоустонской кальдеры, но подобные исследования находятся пока на самых ранних стадиях, поэтому очевидно, что любое взаимодействие с активным вулканом — особенно с вулканом, который связан с мегаизвержениями прошлого, — требует огромной осторожности. Пока лучшая стратегия для работы с риском мегаизвержений заключается в том, чтобы готовиться к смягчению ущерба: запасаться продуктами длительного хранения или разрабатывать техники производства продовольствия в чрезвычайных ситуациях.

В отличие от риска, исходящего от астероидов и комет, мы только начинаем осознавать риск мегаизвержений и работать с ним. Вероятно, управлять этим риском существенно сложнее, поскольку прогнозирование и предотвращение извержений сопряжено с бóльшими трудностями. Но важнее всего, что угроза уничтожения цивилизации в результате такой катастрофы в последующее столетие примерно в 100 раз серьезнее, чем совокупная угроза астероидов и комет. Таким образом, мегаизвержения, по всей видимости, представляют больший риск и требуют большего внимания.

Далее можно предпринять целый ряд перспективных шагов. Для начала нужно отыскать все места, где ранее случались мегаизвержения. Также необходимо скорректировать весьма грубые оценки частоты мегаизвержений, особенно самых мощных и самых опасных. Нужно гораздо глубже влияние мегаизвержений на климат, чтобы понять, при какой мощности они представляют реальный риск для человечества. Кроме того, я подозреваю, что мы можем извлечь немало ценных уроков, если изучим, как осуществляется моделирование рисков и управление ими в более продвинутой в этом отношении сфере оценки рисков, связанных с астероидами.

Орд, Тоби. На краю пропасти. Экзистенциальный риск и будущее человечества / Тоби Орд : Пер. с англ. Евгения Фоменко — Москва: Издательство АСТ: Corpus, 2023. — 528 с.