32 вида этих жаб считались вымершими — но они просто скрывались от зоологов
Перед вами звездный арлекин (Atelopus arsyecue) — маленькая жаба, которая обитает только на горном хребте Сьерра-Невада-де-Санта-Марта на севере Колумбии. Зоологи впервые обнаружили эту прекрасную амфибию в 1991 году — и с тех пор не встречали почти тридцать лет. Специалисты даже опасались, что звездный арлекин вымер. Однако местные жители знали, что популяция этого вида все еще существует. В 2016 году они поделились с учеными свежими снимками этих жаб — а в 2019 году позволили увидеть их собственными глазами.
Это не первый и не последний представитель рода Atelopus, который считался вымершим, но затем «воскрес». Например, в 2016 году в Эквадоре переоткрыли жабу-арлекина A. ignescens, которую не встречали с конца 1980 годов. Но как зоологам удалось заново обнаружить эти виды? И почему вообще так много арлекинов считались вымершими? Давайте разберемся.
Если вы читали предыдущий выпуск нашего лягушачьего блога, то уже знаете о смертоносном грибке Batrachochytrium dendrobatidis, который широко расселился по миру и в конце прошлого века устроил массовый мор среди американских, австралийских и европейских бесхвостых амфибий. Однако опасная инфекция распространялась неравномерно. Дело в том, что B. dendrobatidis не переносит жару, поэтому расселяется в основном в горных лесах и горных тундрах, где температура воздуха колеблется от 17 до 25 градусов Цельсия. Обитающие в таких местах амфибии пострадали от грибка в первую очередь.
Большинство видов жаб-арлекинов живут по берегам горных ручьев от Коста-Рики до Боливии. Неудивительно, что они пострадали от вспышки хитридиомикоза особенно сильно. Зоологам известно около ста видов из рода Atelopus — и не менее семидесяти процентов из них за последние десятилетия так сильно сократили численность из-за смертельного грибка, что оказались под угрозой исчезновения. Большинство таких видов (а также некоторые другие виды рода, которые пока не получили научного описания и природоохранного статуса) не попадались на глаза ученым на протяжении 10-40 лет. Высока вероятность, что многие из них полностью вымерли. Несмотря на то, что арлекины сталкиваются и с другими проблемами, например, вырубкой лесов и загрязнением окружающей среды, специалисты не сомневаются, что именно B. dendrobatidis следует винить в их быстром вымирании.
Чтобы оценить масштаб катастрофы, достаточно открыть Википедию и взглянуть на список видов рода Atelopus. Легко заметить, что большинство из них находятся на грани полного исчезновения или, возможно, исчезли. Лишь единичные виды арлекинов пока не попали в список угрожаемых, например, A. spurrelli со склонов Западной Кордильеры в Колумбии. Несмотря на то, что люди поставили на грань выживания многие виды живых организмов, положение большинства групп не такое тяжелое, как у арлекинов. Сравниться с ними могут разве что гавайские цветочницы (больше половины из примерно 50 видов этих птиц вымерли по вине человека и инвазивных видов) и наземные улитки с тихоокеанских островов, принадлежащие к семействам Partulidae и Achatinellidae (большинство их видов были истреблены завезенными людьми хищниками).
Быстрое вымирание жаб-арлекинов расстраивает герпетологов и всех любителей дикой природы, ведь многие виды этих амфибий отличаются яркой расцветкой и необычными брачными ритуалами. Например, самцы арлекинов (они уступают самкам в размерах), обнаружив потенциальную партнершу, усаживаются ей на спину и подолгу, порой до нескольких месяцев, катаются на ней верхом, ожидая начала брачного сезона. Так они изолируют ее от конкурентов. Максимальный срок, в течение которого арлекин-самец может удерживать самку, характерен для пока не исчезнувшего вида A. laetissimus и составляет 138 дней. Кроме того, арлекины важны для экосистем горных лесов и парамосов. Дело в том, что эти амфибии регулируют численность беспозвоночных, а сами они — а также их икра и головастики — служат пищей для других живых существ. В прошлом некоторые виды арлекинов достигали очень высокой численности: например, в парамос в эквадорской части Анд после дождя можно было увидеть тысячи особей A. ignescens. Почти полное исчезновение этих многочисленных популяций снизило продуктивность экосистем и навредило потоку энергии между сушей и водоемами.
Однако зоологи, разумеется, не стали сидеть сложа руки и просто наблюдать за тем, как жабы-арлекины исчезают с лица Земли. Некоторым видам этих амфибий удалось выжить в неволе. Благодарить за это следует специалистов, которые вовремя наловили достаточно особей каждого такого вида, чтобы этого хватило для создания страховочных популяций за пределами естественных ареалов. К моменту, когда такие виды окончательно исчезали в природе из-за грибка, их уже успешно разводили в неволе. Так произошло, например, с арлекином Цетека (A. zeteki) из Панамы. В природе этот красивый вид, судя по всему, вымер, но сохранился в зоопарках и питомниках.
Кроме того, ученые регулярно организуют экспедиции в самые отдаленные регионы Центральной и Южной Америки в надежде обнаружить выжившие популяции балансирующих на грани выживания арлекинов. И эти поиски нередко заканчиваются успешно. Как подсчитала в прошлом году команда зоологов под руководством Кайла Джейнса (Kyle E. Jaynes) из Университета штата Мичиган, с начала XXI века удалось переоткрыть 32 вида арлекинов, которые считались вымершими после вспышки хитридиомикоза, включая уже знакомых нам A. arsyecue и A. ignescens. Это около 37 процентов от общего числа потерянных видов этих амфибий (включая неописанные виды). Например, в Эквадоре за последние годы были вновь обнаружены популяции более половины местных видов, не наблюдавшихся после вспышки инфекции.
Не исключено, что по крайней мере некоторые из переоткрытых видов арлекинов приспособились к присутствию B. dendrobatidis. Эти амфибии в основном живут на тех же высотах, что и до массовой гибели сородичей, то есть они не просто спрятались от грибка в неподходящих для него условиях. А на коже некоторых арлекинов, принадлежащих к переоткрытым видам, исследователи обнаружили следы B. dendrobatidis — однако инфекция, кажется, уже не наносила им вреда.
Джейнс с соавторами предупреждают, что даже «воскресшие» арлекины остаются под серьезной угрозой исчезновения. Численность большинства из них намного ниже, чем до вспышки инфекции. Кроме того, как показал анализ, проведенный для шести видов, переоткрытые виды потеряли значительную часть генетического разнообразия, что может отрицательно сказаться на их выживании. Вероятно, они происходят от небольшого числа особей, которые смогли пережить массовую гибель сородичей за счет того, чтобы были менее восприимчивы к грибку или смогли защититься от него каким-то иным способом. Какой будет судьба переоткрытых арлекинов и сколько еще пропавших видов этих амфибий смогут найти зоологи (а осталось отыскать еще около пятидесяти), покажет только время.