Мнение редакции может не совпадать с мнением автора
Большинство из нас хотя бы раз в жизни плавали в бассейне, играли в футбол, волейбол или хоккей. Значительно меньше людей участвовали в гонках или скачках. Но вряд ли кто-то пробовал или хотя бы слышал про «раскоряживание» белки, конный бокс, рукопашный бой с медведем или борьбу на подошвах. В книге «Подбрасывание лисиц и другие забытые и опасные виды спорта» (издательство «НЛО»), переведенной на русский язык Дмитрием Панайотти, писатель Эдвард Брук-Хитчинг рассказывает про эти и другие забытые спортивные развлечения, некоторые из которых всего лишь нелепые, а другие — попросту опасные для всех участников. Предлагаем вам ознакомиться с фрагментом, посвященным навмахиям — имитациям морских сражений в Древнем Риме с участием преступников и военнопленных.
Навмахии — это воссоздание масштабных морских сражений на затопленных римских аренах. Осужденные преступники и военнопленные сражались насмерть, разыгрывая знаменитые военно-морские кампании для развлечения толпы. События требовали сложной подготовки и мастерства и, как правило, проводились только с одобрения императора по особым случаям.
В 46 году до н. э. по приказу Юлия Цезаря на Марсовом поле за стенами Рима был вырыт огромный бассейн, наполненный водой. Для того чтобы отпраздновать недавние галльский, александрийский, понтийский и африканский триумфы Цезаря, была устроена эпическая битва между двумя флотилиями из бирем, триер и квадрем, представляющих Тир и Египет; в сражении в качестве солдат и гребцов участвовало более 6000 заключенных. Еще одна навмахия была устроена в 40 году до н. э. Секстом Помпеем, чтобы развлечь войска и отпраздновать победу над Сальвидиеном Руфом и завоевание Сицилии. Военнопленные бились в ней насмерть.
Считается, что навмахии восходят к III веку до н. э.: Светоний в «Жизни двенадцати цезарей» и Кассий Дион в «Римской истории» упоминают о том, как римский полководец Сципион Африканский провел реконструкцию с использованием собственных войск. Полководец Марк Агриппа, пользовавшийся протекцией императора Августа, приспособил для этого занятия большой кусок Марсова поля, в том числе термы или Стагнум Агриппы — декоративный водоем, размером 1800×1200 (римских) футов — значительно больше того, который был вырыт Юлием Цезарем; расположенный на берегу реки Тибр, он заполнялся водой через недавно построенный акведук.
Однако величайшая навмахия была устроена в 52 году н. э. императором Клавдием. В ознаменование открытия канала, который позже должен был осушить озеро Фучино, было устроено морское сражение между Родосом и Сицилией, в котором участвовали 19 000 солдат и 100 кораблей. О том, как проводились подобные морские сражения, известно немного. В то время вообще были популярны морские события, будь то демонстрации захваченных суден, танцевальные действа или пантомимы, так что можно предположить, что такие представления были целиком постановочными. Подразумевалось, что в рамках зрелища два флота сойдутся в битве, но поскольку неясно, какая часть действия была заранее спланирована, эти события — где-то посередине между спортом и театром. Также неизвестно, насколько ожесточенными были сражения, но, учитывая тот факт, что участникам обычно в любом случае грозила казнь, вряд ли они проявляли большой энтузиазм. Как сообщает Тацит, Клавдий в навмахии 52 года н. э. вынужден был отправить императорских гвардейцев на плотах, чтобы те заставили обе стороны сражаться.
Помимо искусственных водоемов, о которых мы уже писали, навмахии проводились на озерах и близ Реджоди-Калабрия; существуют также свидетельства того, что битвы проводились в амфитеатрах. В течение многих лет археологи обсуждали, поддерживает или опровергает гипогей — двухуровневый лабиринт камер под ареной Колизея — идею о том, что на арене устраивались водные представления. Древние источники свидетельствуют в пользу такого предположения, однако полагают, что для этого корабли должны были быть меньшего размера. Действительно, реальная трирема в длину заняла бы половину амфитеатра. Считается, что навмахии проводились в Колизее, или, как его еще называли, Амфитеатре Флавиев, с момента его открытия. Строительство было инициировано Веспасианом около 73 года н. э. на месте искусственного озера, вырытого Нероном; во время двух церемоний его инаугурации здесь проводились водные представления. Марциал в «Книге зрелищ» сообщает, что сам видел флот, сухопутных животных и телеги, движущиеся по воде.
Дион (ок. 164–235 гг. н. э.) — источник менее надежный, поскольку жил намного позже описываемых событий — рассказывает о навмахии в амфитеатре, приуроченной к инаугурации Тита:
Тит ведь, неожиданно наполнив ту же самую арену водой, запустил туда лошадей, быков и некоторых других домашних животных, которые были обучены делать вводной стихии все тоже, что и на земле; вывел он также и людей на кораблях; и они представили здесь морскую битву между коркирянами и коринфянами, а другие [бойцы устроили подобное сражение] за Городом у гробницы Гая и Луция, где в свое время Август выкопал [пруд] для той же самой цели1.
Дион описывает еще одну навмахию двумя днями ранее:
…а на третий — [прошло] сражение на воде с участием трех тысяч человек, продолжившееся затем и на суше, в котором «афиняне», одолевшие «сиракузян» (так назывались сражавшиеся), высадились на островок [Ортигия] и штурмом взяли стену, построенную вокруг памятника.
Первоначально считалось, что найденные стены гипогея опровергают идею о том, что навмахии проводились в Колизее, поскольку гипогей помешал бы их устроению; однако с тех пор было доказано, что стены были добавлены намного позже, возможно, уже в Средние века, и, следовательно, до того препятствий к проведению навмахии в амфитеатре не было. Это также подтверждает еще одно открытие: стоки были построены как часть первоначального фундамента. Однако раскопки до сих пор не смогли предоставить конкретных доказательств того, что навмахии устраивались в Колизее: не было найдено ни остатков кораблей, ни использованного оружия.
Очевидно, что главной задачей навмахий была демонстрация имперской мощи, они были созданы для того, чтобы внушать трепет масштабом зрелища. Литературные данные свидетельствуют, что навмахии проходили только в Риме и стали менее популярными после I века н. э.; последняя из них прошла в 89 году н. э., хотя другие формы водных представлений по-прежнему пользовались большим спросом. В частности, Нерон нашел альтернативу Стагнуму, как пишет Тацит в своих «Анналах»:
Стараясь убедить римлян, что нигде ему не бывает так хорошо, как в Риме, Нерон принимается устраивать пиршества в общественных местах и в этих целях пользуется всем городом, словно своим домом. На пруду Агриппы по повелению Тигеллина был сооружен плот, на котором и происходил пир и который все время двигался, влекомый другими судами. Эти суда были богато отделаны золотом и слоновою костью, и гребли на них распутные юноши, рассаженные по возрасту и сообразно изощренности в разврате. Птиц и диких зверей Тигеллин распорядился доставить из дальних стран, а морских рыб — от самого Океана. На берегах пруда были расположены лупанары, заполненные знатными женщинами, а напротив виднелись нагие гетеры. Началось с непристойных телодвижений и плясок, а с наступлением сумерек роща возле пруда и окрестные дома огласились пением и засияли огнями2.
Подробнее читайте:
Брук-Хитчинг, Э. Подбрасывание лисиц и другие забытые и опасные виды спорта / Эдвард Брук-Хитчинг; пер. с англ. Дмитрия Панайотти. — М.: Новое литературное обозрение, 2022. — 248 с.: ил. (Серия «Культура повседневности»)