Экстренное уничтожение: от каких бактерий избавлялись в украинских лабораториях

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора

Российские власти заявляют, что в Украине существовала сеть из двух десятков биологических лабораторий, которые на средства США занимались военно-биологическими разработками. Российские СМИ сообщают, что после того, как российские войска вошли на территорию Украины, сотрудники лабораторий экстренно уничтожили опасные патогены. В подтверждение этой информации агентство РИА Новости и телеграм-канал Mash распространили со ссылкой на Министерство обороны копии украинских документов, касающихся порядка уничтожения биообразцов. Позже более полный объем этих документов опубликовало на своем youtube-канале и Министерство обороны. Редакция N + 1 не может проверить подлинность и полноту этих материалов, но может рассказать, о каких образцах в них идет речь.

С микроорганизмами, в том числе болезнетворными, работают лаборатории по всему миру. В большинстве стран есть национальные коллекции, где хранятся образцы микроорганизмов (для длительного хранения культуры чаще всего можно лиофилизировать, то есть, по сути, засушить). Такие коллекции есть и в России, и в Украине. К примеру, Всероссийская коллекция микроорганизмов (ВКМ) находится в Пущино в Московской области.

Биологическое оружие в СССР

«Золотые стандарты» культур, то есть верифицированные штаммы с известной последовательностью генома, можно найти, например, в ATCC — Американской коллекции типовых культур, и во многих европейских коллекциях. Такие стандарты обычно называют референсными штаммами. В рамках сотрудничества между научными организациями их можно купить или обменять на другие. Также купить референсный штамм может по сути, любая лаборатория (например, при водоканале или на пищевом производстве), которая проверяет свою продукцию на наличие микроорганизмов.

Но не все микробы находятся в публичном доступе. Организмы, способные вызывать заболевания у человека, в странах СНГ делятся на четыре группы патогенности.

В первую и вторую входят особо опасные микроорганизмы. Например, возбудители чумы (Yersinia pestis), сибирской язвы (Bacillus anthracis) и холеры (Vibrio cholerae). В норме эти бактерии не встречаются в нашей среде обитания. Для работы с ними нужны специальные, максимально изолированные лаборатории (с нормами, которым они должны соответствовать, можно ознакомиться здесь).

Такие лаборатории есть во многих крупных городах. Проникновение таких бактерий из природных очагов до сих пор не исключено, и чтобы идентифицировать причину вспышки той или иной болезни, биологам нужны референсные штаммы. К примеру, в прошлом году в Монголии недалеко от границы с РФ было зафиксировано несколько случаев заболевания чумой после контакта людей с сырым мясом зараженных сурков (подробнее об этом мы писали в материале «Территории черной смерти»). Лаборатории высшего допуска могут хранить такие опасные патогены, чтобы иметь возможность сравнивать между собой разные штаммы, выявлять пути распространения инфекций, разрабатывать новые вакцины и лекарства от этих болезней.

Микробы из третьей группы патогенности тоже довольно неприятны — в ней относятся, например, возбудители гриппа, дифтерии, ботулизма и сальмонеллеза. К четвертой группе относятся так называемые условно-патогенные микроорганизмы. Они могут быть широко распространены в окружающей среде и вызывают заболевания у человека лишь при некоторых условиях — например, у людей с ослабленной иммунной системой. К этой же группе относится и кишечная палочка Escherichia coli, некоторые штаммы которой и вовсе используются в качестве пробиотиков в питании. Тем не менее, санитарные правила объединяют третью и четвертую группу. Работа с такими микробами не требует столь жестких мер безопасности и разрешена многим лабораториям, например, при больницах или диагностических центрах.

Агентство РИА Новости и издание Mash опубликовали копии материалов, которые, по утверждению Минобороны РФ, доказывают «факты экстренной зачистки» следов «реализуемой на Украине военно-биологической программы». В числе документов:

• письмо Минздрава Украины с требованием в связи с введением военного положения уничтожить патогенные биологические агенты — направленное, в частности, в Противочумный институт имени Мечникова, Центр общественного здоровья и другие организации;
  • несколько листов с описанием методики и правил уничтожения патогенов,
  • два акта об уничтожении бактерий — из лабораторий города Карловка Полтавской области и из Харькова.

Посмотрим, какие бактерии перечислены в этих списках. На первых трех фото мы не видим микробов из первой и второй групп патогенности, а это значит, что указанные лаборатории, вероятно, не имели специального допуска для работы с особо опасными микроорганизмами. Там перечислены бактерии, дрожжи и другие одноклеточные из третьей и четвертой групп патогенности, а также несколько референсных штаммов, среди которых возбудители дифтерии, молочницы, тифа и диареи.

Буквы рядом с видовыми названиями чаще всего обозначают конкретный штамм данного вида, например Escherichia coli O55 несет дополнительные белки, позволяющие ему паразитировать в кишечнике. Судя по коллекционным номерам рядом с видовыми названиями, некоторые из них были получены из американской (ATCC), британской (NCTC) и российской (ВКМ) коллекций микроорганизмов. Что обозначают порядковые номера рядом с названиями, мы сказать не можем, но вероятно, это могла быть внутренняя нумерация в каталоге данной лаборатории.

На последних фото фигурируют уже микроорганизмы из первых двух групп патогенности — в частности, чумная палочка, возбудители сибирской язвы и холеры. Однако, судя по документу, первые два — это «вакцинные штаммы», а третий — «не токсикогенный». То есть, по всей видимости, эти возбудители ослаблены и смертельной угрозы для людей не представляют. Зачем каждый из них использовался в лаборатории — как образец для сравнения или сырье для вакцины — из документов, выложенных Министерством Обороны (с ними можно ознакомиться

), не ясно. Тем не менее, в документах нет и упоминания о разработках биологического оружия. Судя по отчетам, эти лаборатории занимались мониторингом распространения инфекционных болезней как среди людей, так и среди сельскохозяйственных животных, и, среди прочего, планировали исследовать «риски повторного возникновения сибирской язвы на территории Украины».