Что наблюдать на небе в феврале: «весенние» галактики и Веста во Льве

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора

В феврале уже пора наблюдать «весенние» галактики — по ночам созвездия Льва и Волосы Вероники поднимаются достаточно высоко над горизонтом и видны продолжительное время. Кроме того, можно поохотиться за астероидом Веста, который в эти дни будет виден даже невооруженным взглядом, а в середине месяца полюбоваться на рассвете Меркурием в компании Венеры и Юпитера.

Февраль начинается с убывающей Луны — а это значит, что уже в первую пятницу месяца можно отправляться на фотоохоту за «весенними» объектами глубокого космоса: Луна взойдёт поздно и большую часть ночи можно будет посвятить наблюдениям туманных объектов. В первую очередь стоит обратить внимание на знаменитый триплет Льва — галактики М65, М66 и NGC3628. Искать их нужно между тетой и йотой Льва.

Переведя телескоп от них в направлении к Регулу (ярчайшей звезде в созвездии Льва), можно полюбоваться еще одной группой галактик — Группой М96, которая включает в себя три объекта Мессье и как минимум пять объектов Нового общего каталога. Увидеть их можно в любительский телескоп с диаметром объектива от 200 мм. Это также хорошая цель для астрофотографии.

Еще более богата галактиками  «кисточка» на хвосте Льва — созвездие Волосы Вероники. Чего стоит хотя бы знаменитый «Черный глаз» — М64. Ориентиром для поиска этого очень выразительного объекта служит альфа Волос Вероники.

Также заслуживает внимания шаровое звездное скопление М53 — одно из наиболее удаленных от нас. При наблюдении в телескоп диаметром 200-300 мм оно выглядит как светлое пятно с точками звезд по краям.

Веста: самый крупный астероид гуляет по Льву

Веста — самый большой и массивный астероид Главного пояса, ее диаметр оценивается в 525 километров. Это также самый яркий из всех астероидов: блеск Весты может достигать шестой звездной величины, то есть разглядеть ее на небе можно даже невооруженным глазом. В феврале она как раз должна достичь такой яркости — а значит, пора наблюдать!

Для успеха вам потребуется, во-первых, ясное загородное небо, не засвеченное Луной (период с 5 по 15 февраля тут вам вполне подойдет), во-вторых без телескопа, по крайней мере для поиска, все же не обойтись, и в-третьих — наблюдениям Весты лучше посвятить сразу несколько дней: тогда вы заметите, как эта крошечная «звездочка» перемещается на фоне созвездия Льва.

Ищите Весту в треугольнике из Денеболы и уже знакомых нам теты и йоты Льва. Сравнимых по яркости с Вестой звезд на этом участке неба не так много, так что ее перемещение отследить должно быть сравнительно просто.

Меркурий: с вечернего неба на утреннее

Во второй половине февраля те, кто рано встают, могут наблюдать трио Меркурий-Венера-Юпитер на фоне утренней зари: 14 февраля Меркурий пройдет в 4,5 градусах севернее Венеры, а 15 февраля — в 3,6 градусах севернее Юпитера.

Видимый диаметр Меркурия к концу месяца уменьшится до 8 угловых секунд, блеск при этом изменится с пятой до десятой звездной величины, а фаза изменится от 0 до 0,45. Это означает, что при наблюдении в телескоп планета будет выглядеть как серп, постепенно переходящий в половинку диска. Видимый диаметр Венеры составляет около 10 секунд дуги, а фаза близка к 1 при блеске около −4m — это самый яркий объект на небе после Солнца и Луны. Что же касается Юпитера, то его угловой диаметр вырастет до 33 секунд дуги, а по яркости он — в четверке (−2m).

Выбирая место для наблюдений планет Солнечной системы в феврале, постарайтесь найти как можно более открытый восточный горизонт.

Смотрите на небо вместе с N + 1! Мы желаем вам ясной погоды и успешных наблюдений.